Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • природный уголок — маленький садик или уголок леса, в котором представлена обстановка, ситуация мира природы. В таком уголке должны создаваться ситуации, которые характерны для реального растительного и животного мира, поэтому он, периодически изменяясь, составляется на сюжетной основе. В этом уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игрушки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выполненными совместно со взрослыми;

  • мольберт или специальная доска для рисования;

  • подставки для ног с шершавой поверхностью;

  • специальный стол с углублениями для поддонов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;

  • фланелеграф;

  • ковролинограф;

  • магнитная доска;

  • макеты времен года (диорамы в нишах шкафов, стеллажей);

— водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместных игр детей;

— разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);

— прозрачные емкости или емкости с доступной (пониманию детей маркировкой, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

— емкость по типу аквариума;

— прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.);

  • прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.;

  • чистый просеянный песок, не слишком крупный и не мелкий (он может быть прокален в духовом шкафу);

  • натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

  • совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

  • специально оборудованная вешалка, на которой располагаются фартуки, накидки, нарукавники из полиэтилена и т. п.;

  • сачки, сита различных размеров, ковшики и кг. п.;

  • лейки;

— игрушечные удочки с магнитами; .

  • мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.);

  • мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей,


животных, насекомых, растения, птиц, транспорт различные строения и т. п.;

  • игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снеговика и т. п.);

  • народные игрушки (свистульки, матрешки бочонки и т. п.);

  • животные (мягкие, пластмассовые, резиновые игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. д.);

  • мебель большого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита);

  • посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник);

  • постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простыня);

  • принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце);

  • куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. д.);

  • бумага различной фактуры и плотности;

  • наборы ткани разной фактуры и цвета;

  • различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например бабочки;

  • объемные или плоскостные изображения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.);

  • растения (для природного уголка и др.).

  • муляжи овощей и фруктов.

Содержание

Я ребенок

Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги. Я смеюсь, радуюсь, плачу, печалюсь. Я играю, мои любимые игрушки. Моя кукла — чем она похожа на меня, чем отличается. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моей мамы (папы). Я помогаю маме. Я — сын (дочь), внук (внучка).

Ребенок в семье

Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Любовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу. Занятия и труд членов семьи — что умеют делать мама, папа, бабушка и т. д. («Мой папа работает слесарем в гараже...»). Наблюдения за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в ролевой и театрализованной игре, с отражением представлений в продуктивных видах деятельности.

Общие праздники в семье (Новый год, дни рождения). Семейный альбом — фотографии членов семьи. Жизнь семьи вне дома: покупка продуктов в магазине и на рынке, прогулки в парке, поход в театр, в цирк, в гости и др.

Ребенок и его дом

Домашний адрес. Дом и домашний очаг. Основные предметы быта и убранство дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Разнообразие целевого назначения предметов быта (посуда столовая, чайная и т. д.; мебель для кухни и комнат). Игры детей дома с родными.



Ребенок в детском саду

Детский сад. Адрес детского сада. Разные помещения детского сада.

Взрослые и их имена, основные занятия. Совместные игры детей. Мальчики и девочки группы. Друзья. Рассматривание фотографий, отражающих совместные игры, занятия, досуг, прогулки, праздники и развлечения.

Участок детского сада. Игрушки для игр на прогулке. Участок детского сада зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом.

Общие праздники, игры и развлечения в детском саду (Новый год, дни рождения детей, Рождество проводы зимы и осени, спортивные праздники).

Ребенок и макросоциальное окружение Мой двор. Моя улица. Дорога в детский сад. Транспорт (автобус, машина, грузовик, трамвай, самолет). Зоопарк. Магазины (овощной, продуктовый, хлебный, игрушек, одежды). Медицинский кабинет, больница. Профессии (продавец, кассир, парикмахер, врач, медсестра, шофер).

Ребенок и мир животных

Животные, птицы, насекомые (строение тела, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания). Животные и птицы дома и в лесу. Забота о животных и птицах. Многообразие насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары), защита от насекомых (мошек, комаров, мух).

Человеческая семья и семья животного — сходство и различия. Родственные взаимоотношения в семье животного и человека: как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут, и т. п. (на примере наиболее известных домашних и диких животных).

Изменения в жизни животных и человека в зависимости от времени года и суток. Изменения внешнего вида в процессе роста и развития животных и человека.

Ребенок и мир растений

Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения — живые организмы. Наблюдения за ростом растений дома, на улице, в помещении, природном уголке. Растения весной. Цветение и плодоношение. Сад и огород. Лес.

Разнообразие растений (выбор растений зависит от местных природных условий). Деревья, кусты, цветы (на участке, в лесу, степи, тайге, парке...).

Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...).

Заботливое отношение человека к растениям.

Изделия из дерева: постройки, мебель, посуда, игрушки, украшения.

Ребенок и мир минералов

Наиболее известные виды минералов (песок, глина, камни, соль). Их значение в жизни человека Строительный материал, материал для изготовления посуды и пр.). Соль в жизни человека и животных. Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Предметы повседневного обихода из глины, камня. Изделия из камня и глины: постройки, посуда, игрушки, украшения.


I Ребенок в разнообразном мире цвета и звука

Разные звуки (шум дождя, звучание ручья, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, песни ветра, голоса птиц и зверей и т. д.). Музыкальные игрушки (свистульки, барабан, дудочка, гармошка и т. п.).

Цвета в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Выделение характерного цвета травы, солнца, воды, снега. Основные цвета зимы и лета, Иены и осени. Цвет как признак состояния растений (зеленый и красный помидор, желтые и зеленые листья и т. п.). Изменение окраски животных а растений в зависимости от времени года (заяц, белка, деревья).

Ребенок и явления (стихии) природы

Огонь, вода, земля, воздух. Их значение в жизни природы и человека. Река и пруд как экосистемы. Жизнь в воде. Явления природы зимой и лето (снег, дождь, туман, гололед). Вода в реке, в посуде, ванночке, тазу, в луже и т. п. Осторожность в поведении на воде. Огонь свечи, огонь в печке и т. д Опасность огня. Осторожность в обращении с огнем. Добрый огонь. Земля на участке, в цветочном, горшке и т. д. Ветер зимой и летом.

Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказ­ки о явлениях природы.

Ребенок и космос

Солнце, луна, тучи, небо, звезды. Движение све­тил (в течение суток). Наблюдения за движением солнца, луны, звезд на небе. Их значение в жизни детей и взрослых, растений и животных. Солнце зимой и летом. Мороз и жара. Тучи, дождь и снег.

Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказ­ки о небесных светилах.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Приоритетным направлением работы по разви­тию речи на данном этапе является, помимо речевой активности, развитие фразовой речи и элементов связности. Один раз в неделю учитель-дефектолог проводит в соответствии с расписанием специаль­ное занятие с подгруппой детей численностью 3—5 человек (в зависимости от уровня речевого разви­тия воспитанников). Кроме этого создаются усло­вия для речевого развития детей на всех занятиях и в свободное время.

Занятия направлены на развитие речевого обще­ния, на формирование лексико-грамматического строя речи, на обучение детей рассказыванию по предметам и игрушкам, по сюжетным картинкам знакомого из практической и игровой деятельности содержания. Большое внимание в работе уделяется ознакомлению детей с литературными произведениями. С этой целью воспитатели проводят раз в неделю занятия «В мире книги». Они рассказывают детям сказки, стихотворения, короткие рассказы, проводят театрализованные игры по сюжетам этих произве­дший. В группе оформляется специальная книжная выставка — книжный уголок, где помещаются книги, выполненные полиграфическим способом, и книжки-самоделки, которые дети изготавливают со­вестно со взрослыми. Содержание книжного уголка постоянно обновляется по мере ознакомления детей с новыми литературными произведениями.


Занятия по развитию речи строятся по коммуни­кативному принципу, что создает основу для более естественного овладения языком.

Работа по коррекции речевых нарушений ведет­ся учителем-логопедом. При отсутствии в штатном расписании ДОУ учителя-логопеда это направление работы обеспечивается учителем-дефектологом.

Педагогический замысел:

— поддерживать речевую активность детей;

— развивать коммуникативную функцию речи, осиливать потребность ребенка в общении;

— продолжать развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, стимулировать их, создавать коммуника­тивные ситуации, вовлекая детей в разговор;

  • обеспечивать речевую мотивацию в быту, играх и на занятиях;

  • формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации;

— учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

  • расширять номинативный и глагольный словарный запас, связанный с содержанием эмоцио­нального, бытового, предметного, игрового опыта детей;

  • развивать фразовую речь в ходе комментиро­ванного рисования, работы с картинками, содержа­ние которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

  • создавать условия для использования речево­го материала, усвоенного на занятиях по развитию речи, в театрализованных играх, в ситуациях нерегламентированного общения;

  • формировать умение с помощью взрослого и самостоятельно давать простейший словесный от­чет о выполненных действиях, сопровождать свои действия речью;

  • учить с помощью взрослого намечать основ­ные этапы предстоящего выполнения (что будем де­лать сначала? что потом?);

  • знакомить с простейшими рассказами, исто­риями, сказками, разыгрывать их содержание по ролям;

  • проводить работу над пониманием содержа­ния литературных произведений (прозаических и стихотворных), характера персонажей и их взаимо­отношений, мотивов их поведения, учить отражать это в ролевой речи;

  • обучать рассказыванию сказок и других лите­ратурных произведений на основе использования наглядных моделей, операциональных карт, сим­волических средств, схематических зарисовок, вы­полненных взрослым, в тесной взаимосвязи с сюжетно-ролевой и театрализованной игрой, рисованием;

  • учить детей отражать собственные впечатле­ния, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сооб­щения, рассказы из «личного опыта»;