Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание

Раздевание и одевание Привлечение внимания детей к внешнему виду: Смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. д.), исправлять непорядок в одежде по словесной просьбе взрослого и самостоятельно.

Игры на определение порядка и непорядка в одежде, на идентификацию одежды (платье, шорты, трусики, майка, носки, колготки, туфли, тапочки, сапожки, ботинки и т. п.).

Раздевание и одевание одежды в определенном порядке с частичной помощью взрослого, по просьбе взрослого и самостоятельно.

Расстегивание застежек на «липучках», пуговицах, молниях, расшнуровывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно.

Застегивание застежек на «липучках», пуговицах, молниях, зашнуровывание и завязывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно.

Раздевание и одевание одежды в определенной последовательности с ориентировкой на словесную инструкцию взрослого, по последовательным кар­тинкам и пиктограммам.

Умывание

Подворачивание рукавов одежды перед умыванием по образцу и по словесной просьбе взрослого, помогая друг другу, обращаясь за помощью к взрослому и другим детям.

Умывание лица, рук в определенной последовательности. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (твердое мыло, жидкое мыло во флаконе с дозатором, полотенце). Пользование бумажными полотенцами (отрывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину). Выбор полотенца по символу. Пользование развернутым полотенцем для вытирания после умывания. Вытирание рук и лица насухо.

Открывание и закрывание кранов.

Умывание рук после прогулки, туалета, перед едой и т. п.

Причесывание

Пользование индивидуальной расческой. Расчесывание волос перед зеркалом. Помощь друг другу во время причесывания, обращение за помощью к взрослому в случае необходимости.

Уход за носом и ртом

Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку-кошелек.

Сморкание в развернутый платок, складывание его в кармашек с помощью взрослого, по словесной просьбе взрослого.


Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта после еды салфеткой.

Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой. Чистка зубов с нанесением зубной пасты на щетку, полоскание рта и мытье зубной щетки послечистки зубов (ориентировка на картинки, изображающие последовательные действия, на пиктограммы). Полоскание рта после еды.

Туалет

Своевременное пользование туалетом, посещение туалета перед занятиями, перед прогулкой (при необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытье рук после туалета.

Прием пищи Поведение во время еды. Надевание при необходимости специальных фартуков для еды. Держание ложки, вилки (индивидуально), чашки; брать в ложку, на вилку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.

Хозяйственно-бытовой труд

Поддержание порядка в групповой комнате.

Уборка постелей.

Мытье и протирание различных игрушек.

Стирка мелких вещей.

Уборка в игровых уголках.

Уход за растениями, рыбками и животными в jf уголке природы.

Ремонт игрушек и игровых атрибутов (совместно со взрослым).

Подготовка столов к приему пищи (завтрак, обед,полдник, ужин).

Уборка на участке детского сада.

Приготовление еды совместно со взрослыми: приготавливать необходимые для этого кухонные приборы (доски, скалки, формочки, противень), раскатывать тесто на доске, вырезать формочками из теста печенье, класть готовые печенья на противень, намазывать пластмассовым ножом масло, крем на булку, печенья, резать пластмассовым ножом фрукты (бананы, яблоки), натирать на терке яблоко, отваренную морковь и т. д.

Труд в природе

Уход за растениями на участке детского сада и в уголке природы: поливать из лейки цветы, рыхлить землю палочкой или детскими лопатками, вскапывать грядки, помогать взрослым сажать цветы, овощи, выпалывать грядки, собирать плоды, срезать цветы и т. п.

Уход за участком для прогулок: сгребать снег, очищать дорожки, посыпать их песком, подгребать снег к деревьям и т. п.

Ухаживать за рыбками, птицами и животными: кормить, поить и т. п.

Ручной труд

Поделки из природного материала (шишек, желудей, бересты, листьев, древесных грибов и т. п.).

Поделки из бросового материала (катушек, скорлупы орехов, скорлупы яиц, перышек, картонной тары, мочала и т. п.).

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой и театрализованной игры (атрибуты для игр «Магазин», «Шофер», «Доктор» и других из специального теста, глины, пластилина, бумаги и прочего материала).



Поделки из бумаги (оригами, изготовление сумочек, кошельков, тетрадок, книжек-самоделок и т. п.).

Поделки из бумаги посредством складывания и плетения (конверты для детских работ, салфетки и коврики для кукол).

Ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр совместно со взрослыми.

Литературный материал, используемый в процессе Сформирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков в различных видах труда: «Валенки» (рус), «Солнышко-ведрышко!».(рус), «Отличные пшеничные» (шведск. песенка в обр. И. Токмаковой), «Ласковые песенки» (азерб.);

Я. Аким « Мама »;

3. Александрова «Постройка», «Большая ложка»;

А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочкачумазая»;

Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Не мешайте мне трудиться»;

П. Воронько «Обновки»;

О. Высотская «Тихий час»; Щ Ш. Галиев «Баю-баю»;

В. Данько «Нет, я не шучу»;

С. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает »,« Все спят »;

H. Калинина «Помощники»;

A. Кардашова «В детский сад», «Уборка»;

Л. Квитко «Бабушкины руки»;

О. Кригер «На прогулку»;

Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Помощники весны», «Я под краном руки мыла...»;

B. Маяковский « Что такое хорошо и что такое плохо »;
_ Э. Мошковская «Уши»;

И. Муравейка «Я сама»; Н. Найденова «Наши полотенца»;

М. Пожарова «Толя и медвежонок»;

Н. Полякова «Доброе лето»;

В. Руссу «Моя мама»;

Н. Саконская «Где мой пальчик?», «Иголка, иголка»;

Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру»;

Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»;

П. Чайников «Мой сын»;

К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

На втором этапе ознакомление детей с окружающим миром состоит не только в создании полных и устойчивых представлений о его разнообразии и изменчивости, но главное — в формировании отношения ребенка к тому, что его окружает, поведения в социуме, природе, среди животных (желания, возможности, предпочтения и самые первые долженствования: я хочу — не хочу, я могу — не могу, мне нравится — не нравится).

В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей продолжается развитие последовательных познавательных установок: «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?». Ребенок знакомится с разнообразием функциональных свойств и назначением объектов, овладевает умением анализировать их, устанавливать причинные, временные и прочие связи и зависимости между внутренними и внешними, пространственными свойствами. Для этого широко используются метод наблюдения, практические действия с объектами, обыгрывание,
рассматривание иллюстративного материала, драматизация и т. д.

Формирование представлений о себе и окружающем мире на втором этапе также проводит учитель-дефектолог в ходе специальных групповых и индивидуальных занятий. Занятия проводятся в форме увлекательных игр и экскурсий. Воспитатели формируют у детей представления о себе и окружающем мире в процессе изобразительной, трудовой деятельности, в совместных играх, на прогулках, в различные режимные моменты. На этом этапе содержание раздела связано с игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельностью, с формированием элементарных математических представлений и развитием речи детей с интeллeктyaльнoй недостаточностью.

Дети совместно со взрослыми учатся планировать свою деятельность в течение дня, с этой целью используется стенд «Календарь наших дел».

Педагогический замысел:

- развивать эмоционально-познавательный интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), пробуждать желание наблюдать за изменениями, Происходящими в окружающем;

— знакомить с занятиями и трудом взрослых;

— создавать условия для развития образа Я, формировать представления о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», это мои руки — я умею...» и т. д.);

— закреплять представления о родственных отношениях в семье и своей социальной роли — сын дочь), внук (внучка);

— продолжать развивать восприятие сверстника на положительной эмоциональной основе, учить способам взаимодействия в быту, в совместной предметно-практической и игровой деятельности;

— продолжать развивать внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

— развивать способность выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств;

— развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в имитационных, театрализованных и ролевых играх;

  • расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений;

  • продолжать знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • расширять и закреплять представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);

  • расширять и закреплять представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.)»

  • углублять и расширять представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь) и сезонных и суточных изменениях (лето—зима, весна—осень, день—ночь, утро—вечер) связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;

  • продолжать формировать экологические представления (люди, растения и животные: строение тела, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой — обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным (день, ночь) и сезонным (лето, зима) изменениям в приро­де, отношение человека к растениям и животным);

  • развивать сенсорно-перцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, Рождество, проводы осени, зимы, спортивный праздник);

  • знакомить с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.);

  • развивать восприятие, внимание, память, мышление (операции анализа и синтеза, сравнения, элементарной классификации и обобщения).


Оборудование и материалы:

— фотографии каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных; фотографии, сделанные во время режимных моментов, праздников, экскурсий, игр и т. п.;

— картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;

— фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие жизнь и разнообразную деятельность людей, их взаимоотношения;

— фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие жизнь и повадки животных;

— фотографии, иллюстрации, картинный материал, диафильмы, фрагменты кинофильмов и телепередач, отражающие картину мира растений;

— «Календарь наших дел». В групповой комнате или раздевалке, то есть в месте, удобном для свободного подхода детей, размещается стенд в виде плоскостного изображения дома с окнами, или корабля с иллюминаторами, или дерева с гнездами, или самолета с иллюминаторами, или другое изображение, доступное для понимания детей. Внутри каждого окна, иллюминатора, гнезда располагаются фотографии детей в полный рост в нарядной одежде с любимой игрушкой в руках. Размеры фотографий 9x13 или 10x15 см. Окошечки для фотографий закрываются ставнями, на внутренней сторонe которых имеется специальное приспособление

Для крепления необходимых символов. Эти стенды становятся предметом ежедневного наблюдения, ориентировки детей в режимных моментах, в занятиях, то есть наполняются тем содержанием, которое составляет основу жизнедеятельности детей в группе. Каждое утро педагоги проводят с детьми беседу, открывают окошечки и уточняют, кто из детей и чем будет заниматься. К одним окошечкам прикрепляются символы, обозначающие занятия в уголке природы, уборку тех или иных уголков группы (помощники по занятиям, по накрыванию столов для приема пищи и т. п.). В нижней части стенда располагаются символы, обозначающие наиболее значимые виды деятельности, которые дети будут осуществлять с различными педагогами, — музыкальное занятие, физкультура, театрализованные игры и т. п. Беседа по содержанию стендов проводится утром, по мере того как дети приходят в группу, и вечером, перед уходом домой. Если дети живут в детском доме, то такая беседа проводится после утреннего туалета и перед вечерним сном;