ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятия по изобразительной деятельности проводят воспитатели 3 раза в неделю с подгруппой численностью 5—6 человек или со всей группой. В группах создаются условия для самостоятельной изобразительной деятельности в свободное от занятий время. В уголке изобразительной деятельности всегда должны быть карандаши, фломастеры, бумага, пластические материалы (прежде всего пат — цветное тесто). Взрослые поощряют даже слабые попытки детей к созданию изображений, помогают определить содержание будущего рисунка, реализовать задуманное, вместе с детьми рассматривают изображения.
Изобразительные игры могут включаться учителем-дефектологом, воспитателем, психологом в другие занятия. Это способствует расширению тематики их изобразительной деятельности и накоплению изобразительного опыта.
На этом этапе большое значение приобретает выполнение коллективных работ, а также создание изображений в паре со сверстником. Это способствует развитию общения между детьми, умению налаживать деловые отношения друг с другом, действовать сообща в процессе совместной деятельности по поводу достижения общего результата, что положительно влияет на развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Продолжается усиленная работа по расширению и обогащению содержания детских работ, поэтому выполнение сюжетных изображений является приоритетным направлением в обучении изобразительной деятельности. Совершенствование умений передавать связное содержание изобразительными средствами смыкается с работой по развитию связной речи и развертыванию сюжета в ролевой и театрализованной игре. Поэтому драматизация отраженного в рисунке, аппликации, лепке содержания, рассказывание по изображениям органически входят в структуру занятий изобразительной деятельностью и составляют основу комплексных занятий.
Занятия изобразительной деятельностью и изобразительные игры предполагают совместную деятельность педагога и ребенка и деятельность ребенка под руководством педагога. Они могут проводиться как в групповой комнате, так и в специально созданной комнате для изобразительной деятельности.
Педагогический замысел:
-
развивать и поддерживать у детей интерес к рисованию, лепке, аппликации, создавать условия для собственного изобразительного творчества; -
закреплять представления об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и средствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойствах; -
учить анализировать (обследовать) предметы перед изображением, соблюдая заданную последовательность и используя для выделения формы опорные, вспомогательные движения (обведение по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой); -
учить рисовать, лепить как знакомые объекты, так и новые, более сложной формы, на основе предварительного анализа образца или натуры, сравнения с формой-эталоном или с предметным пред эталоном, а затем по представлению;
-
учить отображать в изображениях основные свойства объектов (цвет, форму, соотношение частей по размеру и взаимному расположению); -
учить проверять правильность выполнения изображения путем сравнения результата с натурой или образцом; -
совершенствовать в процессе специальных упражнений операционально-техническую сторону лепки, рисования, аппликации; -
знакомить с оттенками основных цветов путем разведения и смешения красок: розовый, оранжевый, голубой, коричневый, фиолетовый; -
закреплять представления о пространственных свойствах объектов, учить сравнивать их по форме, размеру, расположению; -
понимать и употреблять в речи предлоги и пространственные наречия; -
совершенствовать ориентировку в пространстве листа бумаги: слева — справа, низ — верх, середина (центр), левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол; -
закреплять приемы декоративного рисования, создавать узоры по принципу повторности, чередования и симметрии; развивать чувство ритма; -
знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, скульптуры, народная игрушка —- семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка, предметы хохломской росписи и гжель), обеспечивая развитие у детей эстетического восприятия; -
продолжать учить создавать изображения по образцу (в ходе декоративного рисования), с натуры (в предметной лепке и предметном рисовании), по выбору и собственному замыслу;
-
развивать способность к передаче связного содержания изобразительными средствами; -
расширять содержание детской изобразительной деятельности; -
уделять особое внимание развитию детского изобразительного замысла и способности к его реализации; -
создавать серии рисунков по сюжетам сказок, рассказов, ролевых игр, на основе личного опыта, бытовых ситуаций и пр.; -
развивать объяснительно-сопровождающую и регулирующую функции речи в процессе изобразительной деятельности, учить элементарно планировать будущую деятельность, формулировать предварительный замысел с помощью педагога и реализовывать его, по окончании работы давать словесный отчет; -
совершенствовать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации; -
развивать мелкую моторику в процессе рисования, лепки, аппликации; -
развивать умение доводить работу до конца; -
развивать умение радоваться успеху; -
учить эмоционально воспринимать красивое; -
закреплять умение работать вместе с другими детьми и развивать партнерские отношения в процессе совместного выполнения изобразительных заданий и коллективных работ; формировать игровые и деловые мотивы взаимодействия; -
формировать доброжелательное отношение к изобразительным достижениям сверстников путем посещения выставок детских работ в других группах.
Оборудование и материалы:
— бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности, большие листы упаковочной бумаги, рулоны обоев;
-
доска настенная (расположенная на уровне доступном детям уже младшего дошкольного возраста) для рисования мелом; -
индивидуальные доски для рисования фломастерами; -
«стена для рисования» — в групповой комнате на стене прикреплен большой лист плотной бумаги (часто меняющийся), на котором дети могут самостоятельно в качестве «тренировки» рисовать мелом, углем, фломастерами и т. п. или выполнять коллективные работы под руководством педагога; -
мольберты; -
наборы белого и цветного мела, уголь для рисования; наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, волоконных карандашей разной толщины, цветных восковых мелков; наборы цветных красок, кистей разной ширины (от 1 до 8 см) и разного диаметра (от 1 до 3—4 см); -
стаканчики для кисточек, для краски, фартуки, подносы для выполнения поделок из глины, пластилина; -
материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разной фактуры и цвета, природный материал); -
иллюстрации к литературным произведениям; -
предметы народных промыслов, народные игрушки (предметы с хохломской росписью, гжель, семеновская матрешка, дымковская игрушка и пр.).
Содержание
Рисование
Проведение специальных игр и упражнений по сенсорному воспитанию. Рисование различных форм (овал и круг, треугольник и квадрат, квадрат и прямоугольник) с последующим подбором к образцу предметов нужной формы (из двух форм), группировкой предметов или их изображений по форме по двум образцам и постепенным увеличением количества элементов при выборе (добавлять «лишние» предметы другой формы для выбора).
Рисование знакомых объектов с предварительным их анализом (с помощью педагога или самостоятельно) с целью формирования представлений, необходимых для построения изображений.
Рисование красками, фломастерами, карандашами по собственному замыслу. Поощрять оригинальный замысел.
Рисование красками, фломастерами, карандашами овощей (в корзинах, витрине магазина, в буртах на поле, в овощехранилище), фруктов (в саду на (деревьях, собранных в корзину, упавших на землю) с обязательным дополнением рисунков изображениями людей в процессе занятий, соответствующих ситуации.
Дополнение незаконченных рисунков существенными деталями (колеса у машины, стрелки у часов, окна и двери у дома, части лица, ноги, руки у куклы, узор на салфетке и пр.).
Раскрашивание (карандашами, фломастерами) предметных и сюжетных изображений с целью совершенствования умений: не заходить за контур, регулировать размах руки, не отрывать кисть и карандаш от бумаги и т. п.
Рисование карандашами и красками на основании предварительного обследования: предметов разной формы (огурец и помидор, морковь и яблоко, лимон и яблоко и т. п.), передавая индивидуальные особенности формы; предметов, состоящих из округлых и угловатых форм (тележку, автобус, вагон, машину «Скорой помощи»); предметов, различных по величине (большой и маленький дом, коляску для большой и маленькой куклы, двух матрешек, двух неваляшек).
Рисование после наблюдения разных машин (легковые, грузовые, фургоны, для перевозки пассажиров и т. д.).
Рисование улицы по представлению на основе проведенных наблюдений («По дороге едут разные машины. Ряд домов, около домов растут кустарники и деревья. Дети играют в песочнице, ходят люди, кто-то гуляет с собакой, бегает кошка» и т. д.).
Рисование предметов, отличающихся по величине (большая и маленькая матрешка, дядя с мальчиком, девочка с маленьким братом и пр.).
Рисование различных пород деревьев с передачей характерных особенностей строения хвойных, лиственных, плодовых деревьев.
Рисование леса, людей, себя в кругу семьи в лесу в различные времена года, с отражением действий людей в лесу.
Рисование сюжетов социального содержания (жизнь и занятия людей различных профессий, отражение изменений в жизни человека в различные времена года и пр.).
Рисование человека (человек в движении: передавать повороты головы, наклоны туловища, положение рук, ног) после предварительного анализа строения тела человека, расположения его частей и рассматривания фотографий (портреты членов семьи, друзей, педагогов, автопортрет — лицо и во весь рост) с использованием в качестве опоры подвижной модели человеческой фигуры.
Предметное рисование по выбору.
В сериях сюжетных рисунков (книжках-самоделках) отражать эмоциональный, бытовой, игровой и познавательный опыт («Наш день в детском саду», «Как Таня болела», «Мы ходили в парикмахерскую», «Во дворе строят дом», «Экскурсия в овощной магазин», «Наша прогулка в парк» и пр.).
Составление декоративного узора в полоске, квадрате, круге, овале. Использование приема чередования точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий (одной или разными красками): раскрашивание салфетки для украшения игровых уголков, под вазу, карандашницу; раскрашивание готовых контурных рисунков (цветы, плоды, одежда для бумажных кукол) и т. п. Формирование уме
ния анализировать образцы и точно воспроизводить их.
Дорисовывание узора путем его переноса с одной стороны на другую.
Роспись выкроек дымковских игрушек (барыня, лошадка) после их рассматривания с последующим склеиванием выкроек и помещением в игровом уголке.
Выполнение изображений с помощью техники кляксографии, ассоциирование пятен.
Рисование фломастерами и красками зданий различного назначения на основе непосредственного наблюдения на прогулке, рассматривания готовых картинок с изображением зданий, а также заранее выполненных рисунков (жилой дом-башня, детский сад, магазин, деревенский домик), с отражением характерного строения домов (количество этажей, входов, окон, наличие некоторых деталей, например балконов в жилых домах).
Рисование городской улицы: дорога, вдоль дороги стоят разные дома (магазин, аптека, жилые дома — высокие и низкие), по дороге едут машины, около домов растут деревья (в случае затруднений применяется совместное рисование).
Рисование красками и фломастерами изменений, происходящих в природе: ветка с почками, рядом — с листочками (ветка цветущей яблони), береза зимой и весной, «Наш участок весной, зимой, летом, осенью» и пр.
Рисование с натуры предметов (модели, игрушки), включающих сочетания разных форм: машины для перевозки грузов (грузовик с открытым кузовом, мебельный фургон, фургон для перевозки продуктов), для перевозки пассажиров (автобус троллейбус, трамвай).
Рисование по представлению (по словесному заданию): «По дороге едет грузовик. Он везет песок в кузове. За грузовиком едет машина «Мебель». Включение в сюжет.
Рисование по выбору (пирамидка, Чебурашка неваляшка, мишка, зайчик, матрешка и пр.).
Рисование с натуры кукол (голышей и в разной одежде, девочек и мальчиков). Выбранная игрушка помещается на столе перед ребенком, чтобы он имел возможность ее обследовать и оценить выполненное изображение, сопоставив его с натурой.
Сюжетное рисование красками (с дорисовыванием фломастерами) связного содержания по представлению после наблюдений и беседы («Снежная баба около елки», «В детский сад привезли продукты», «В магазин привезли продукты», «Птицы прилетели к кормушке», «Папа привез Олю в детский сад», «Около дома стоит автобус», «К детскому саду подъехала машина, привезла песок», «У магазина посадили березу», «Около веранды грибок с песочницей» и др.).
Сюжетное рисование красками (по представле