Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оборудование и материалы:

  • водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместной игры 3—4 детей;

  • разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);

  • чистый просеянный песок;

  • специальный стол с углублениями для поддонов, в которые по мере необходимости в соответствии с целями и задачами сенсорного развития детей наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;

  • сервировочный стол, пластмассовые стеллажи-этажерки с двумя-тремя полками и т. п.;

  • прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранится различный природный и бросовый материал (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки, скорлупа орехов, яиц и т. п.);

  • натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

  • формочки для песка (с изображением цифр, овощей, фруктов, геометрических фигур и др.);

  • штампы (цифры, геометрические фигуры, различные картинки) и штемпельная подушка;

  • совочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

  • емкость по типу аквариума;

  • сачки, сита различных размеров (большие, средние, маленькие), ковшики (глубокий, мелкий, большой, средний, маленький) и т. п.;

  • лейки;

  • прозрачные пластмассовые пузырьки, банки, стаканы и т. п.;

  • игрушечные удочки с магнитами;

  • мелкие пластмассовые игрушки с магнитами (рыбки, шарики, лягушки и т. п.);

  • шишки (натуральные);

  • желуди;

  • ракушки;

  • камешки различной величины;

  • пуговицы крупного размера различных цветов;

  • формочки для теста различной формы (круглые, квадратные, треугольные) и разной величины (большие, маленькие, мелкие, глубокие);

  • счетные полоски;

  • мелкий счетный материал (грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики, образные игрушки: зайцы, ежи, белки, птицы и т. п.);

  • наборы цифр от 1 до 5;

  • наборы полосок по длине;

  • наборы лент и полосок по ширине;

  • объемные и плоскостные модели домов разной величины;

  • объемные и плоскостные модели елок разной величины;

  • картинки с изображением времен года;

  • картинки с изображением частей суток;

  • карточки с изображением различного количе­ства предметов;

  • наборы геометрических фигур;

  • палочки различной величины;

  • муляжи овощей и фруктов натурального разме­ра, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п.;

  • плетеные и пластмассовые корзины различной величины;

  • обручи двух размеров разного цвета;


— мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые);

  • гирлянды, бусы из форм разной величины и цвета (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.);

  • коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;

  • коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

  • игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);

  • большая пирамида высотой 1м и другие игрушки;

  • материалы Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Металлические(пластмассовые) вкладыши»;

  • дидактические игры: «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Листья и божьи коровки», «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «Раз, два, три — сосчитай», «Помоги Оле», «Матрешки», «Где чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?», «Времена года», «Изо дня в день», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинзенера», «Колумбово яйцо» и другие дидактические игры.

Содержание

Количественные представления

Обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах.

Счет объектов в любом порядке.

Состав числа в пределах 3—5.

Сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах 2—4—5.

Вырезание кружков, полосок, квадратов в количестве, соответствующем словесной просьбе взрослого или по результатам пересчета предметов предъявленного множества (столько же, сколько), с помощью взрослого и самостоятельно.

Задачи-драматизации и задачи-иллюстрации с открытым и закрытым результатом на сложение и вычитание в пределах пяти с использованием нагляд­ного материала, в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Аптека», «Почта», Кукольный театр» и др.

Представления о форме

Игры с различными строительными наборами (например, «Детская площадка», конструктор

Lego, «Цвет и форма» и др.)- Выполнение по образцу, данному взрослым, простейших конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу.

Группировка предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы — крыши, четырехугольные призмы — кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур (игры «Где чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?» и т. д.).

Воссоздание и создание с помощью трафаретов, по опорным точкам, в процессе вырезания, рисования круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (с помощью взрослого и самостоятельно).

Идентификация и выделение предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы — крыши, четырехугольные призмы — кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) по словесной инструкции.

Конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника, простейших фигур (дом, елка, забор и т. п.) из палочек разной величины, счет количества палочек, необходимых для различных конструкций.

. Представления о пространстве

Стороны: верх, низ, право, лево; показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов (повязка-ленточка на правой руке, значок-сердечко с левой стороны и т. п.).

Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога.

Дифференциация слов, обозначающих направление движения (вверх — вниз, вперед — назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (с помощью совместных действий, действий по подражанию).

Временные представления

Простейшие явления погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег); наблюдения за изменениями в природе.

Контрастные времена года: лето и зима, весна и осень.

Части суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками.

Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение их словами «кап-кап» и т. п.


Астрономические символы: солнце, луна, звезды в окружающем пространстве и на иллюстрациях.

Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности и пп словесной инструкции.

Рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков.

Выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времен года (ночь — глаза закрыты, руки под щекой — ребенок спит; день — прыгает, изображает какое-то действие; зима — сжался от холода; лето — раскрылся к солнцу и т. п.).

Выходные дни недели, первый день после выходного, по возможности — остальные дни недели. (Данная работа ведется индивидуально с каждым ребенком, исходя из возможностей усвоения материала.)

Представления о величине

Условные мерки (полоски бумаги, ленточки, тесемка).

Предметы разной величины: большой — маленький, больше — меньше, длинный — короткий, длиннее — короче, широкий — узкий, шире — уже, высокий — низкий, выше — ниже, толстый — тонкий, толще — тоньше. Приемы проверки: наложение и приложение.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной величины.

Представления об относительности величины в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений (транзитивность величины).


Примерный перечень игр и игровых упражнений с математическим содержанием

Игры с Монтессори-материалом: «Красные штанги» (величина, количество), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, величина, количество), «Цветные цилиндры» (величина, количество), «Геометрический комод» (форма), «Конструктивные треугольники» (форма), «Геометрические тела» (форма), «Тяжелые таблички» (величина), «Металлические (пластмассовые) вкладыши» (форма, величина).

Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Счетное домино» , «Геометрическое домино», «Дома разной высоты», «Волшебные замки», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинзенера», «Уникуб» и т. п.

Сюжетно-дидактические игры: «Магазин школьных принадлежностей» (цвет, форма, величина, количество), «Магазин овощей и фруктов» (количество), «Веселый зоосад» (количество, величина), «Аптека» (количество), «Почта» (количество, величина, цвет). Игры с пальчиковым театром «Волк и козлята» (количество, пространственная ориентировка), «Волшебные кубики, конусы, цилиндры и шары» — пальчиковый театр из кубиков и шариков для настольного тенниса (пространственная ориентировка, количество, форма и т. п.); театр на рукавичках «Веселые рукавички» (количество, форма, пространственная ориентировка) и т. п.; театр кукол-бибабо «Репка» (пространственная ориентировка), «Лиса и зайцы» (пространственная и временная ориентировка, количество), «Семейка ежей» (пространственная ориентировка, величина, количество), «Лесенка» и т. п.

Игры-драматизации: «Снеговики и солнце» (количество, временные представления), «Ежи и грибы» (количество, пространственные представления), а также разнообразные игры с использованием народных песенок и потешек, стихотворений, кумулятивных и авторских сказок.

Игры-пантомимы, этюды: «Падающие листья» (количество, величина, ритм, временные представления, пространственные представления), «Солнце и луна», «Земля в разные времена года» (временные представления), «Ветер, ветер...» (времена года), «Солнечные зайчики» (пространственная ориентировка, количество) и т. п.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На третьем этапе обучения все больше внимания уделяется развитию детской самостоятельности в процессе деятельности, которая не только приносит ребенку удовольствие, удовлетворяет его потребности в активности, творчестве, но и приобретает социальную мотивацию («нарисовать открытку для мамы», «сделать альбом для малышей» и т. п.).