Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Произведения народного творчества

Малые формы фольклора

Песенки, потешки, заклички: «Уж ты, радуга-дуга» (рус), «Иванушка» (рус), «Посылали молодицу...» (рус), «Аист длинноносый...» (рус), «Лесныеутки» (мордовск.), «Привяжу я козлика...» (рус), «Песня моряка» (норвежек.), «Как целуют животные своих детей» (казахск.), «Лучше всего» (шорск.), «Два маленьких котенка» (англ.), «Кораблик» (англ.), «Ходит сон» (рус), «Котичек» (рус), «Байки-побайки» (рус), «Соловушко» (рус), «Доль-доль, Таусень» (рус), «Колядка», «Едет Масленица» (рус), «Перед весной» (рус), «Жаворонки» (рус), «Весна идет» (рус), «Землюшка-чернозем» (в сокращении, рус), «Как по травкам, по муравкам» (рус), «Во поле березонька стояла» (рус), «На калине белый цвет» и др.

Сказки: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и волк», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), «Два жадных медвежонка», Ш. Перро «Красная шапочка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль».

Произведения классической и современной литературы 3. Александрова «Постройка», «Мой Мишка»;

A. Алексин «Ледоход»;

Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок»;

С. Баруздин «Кто построил этот дом?», «Архитектор», «Каменщик» (отрывки), «Кровельщик» (отрывки), «Плотник» (отрывки), «Маляр»;

B. Бианки «Хвосты», «Купанье медвежат», «Кточем
поет»;

A. Блок «Новый год», «Ветхая избушка», «Снег да снег»;

М. Болынинцов «Новые пароходы», «Водолазы» (отрывки);

B. Бороздин «Звездолетчики» (отрывки);

B. Берестов «Снегопад», «О чем поют воробышки»;

Е. Благинина «Научу обуваться я братца», «Вот какая мама», «Посидим в тишине», «Полюбуйтесь-ка, игрушки» , «Катя леечку взяла...»;

A. Бродский «Лось и лосенок»;
П. Воронько «Обновки»;

О. Высотская «Тихий час»;

Д. Габе «Мама»;

Ш. Галиев «Дятел»;

Г. Демченко «Пастушок»;

И. Демьянова «До свиданья, детский сад!»;

У. Дисней «Приключения маленького щенка» (англ.);

И. Драч «Врач»;

C. Дрожжин «Пройдет зима холодная...», «Опять зима
на саночках...»;

С. Есенин «Белая береза» (в сокращении); Б. Житков «Светофор» (отрывки);

B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»;

Н. Забила «Ребята! На лыжи!..», «Маленькая школьница»;

Б. Заходер «Портниха», «Сапожник», «Переплетчица», «Ежик»;

C. Капутикян «Моя бабушка», «Все спят»;

Н. Калинина «Помощники», «Как ребята переходили улицу», «Утром», «В лесу»;

А. Кардашова «В детский сад», «Уборка», «Семена», «Наш доктор» (отрывки), «Наш дворец для всех открыт!..», «Дождевой автомобиль»;

Л. Квитко «Бабушкины руки», «Ручеек»;

М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка» , «Белые гуси»;

А. Кольцов «Дуют ветры буйные»;

Г. Ладонщиков «Зазвонил будильник», «Помощники весны», «Медведь проснулся»;

Л. Лебедева «Мишутка»;

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»;

A. Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась... »;

И. Мазнин «Давайте дружить»;

С. Маршак «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет», «Милиционер», «Почта» (отрывки), «Детки в клетке», «Два котенка», «Тихая сказка», «Песня о елке», «Круглый год», «Перчатки» (пер. с англ.), «Пожар» (отрывки), «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Елка», «Весенняя песенка», «Багаж»;

B. Маяковский «Кем быть?» (в сокращении), «Что
такое хорошо и что такое плохо»;

C. Михалков «А что у вас?», «Бездельник светофор»,
«ДядяСтепа», «Песенкадрузей», «Трипоросенка», «От
кареты до ракеты»;

М. Могилевская «Наш первый разговор»;

Ю. Мориц «Ручеек», «Ежик резиновый»;

Э. Мошковская «Мы играем в школу», «Уши», «Веселый магазин»;

И. Муравейка «Я сам пахал»;

Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», «Мороз-воевода»;

Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа»;

В. Осеева «Волшебное слово»;

Н. Павлова «Земляничка»;

А. Плещеев «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!..», «Сельская песенка», «Уж тает снег...», «Травка зеленеет...», «Осень наступила...»;

Н. Подлесова «Трусливый огурчик»; Н. Полякова «Доброе лето»;

М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята», «Разговор деревьев»;

A. Пушкин «Кораблик», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!..», «За весной, красой природы», «Ветер, ветер, ты могуч...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Сказка о рыбаке и рыбке» (в сокращении), «У лукоморья дуб зеленый...»;

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;

B. Руссу «Моя мама»;

Н. Саконская «Иголка, иголка»;

Г. Сапгир «Часы»;

Е. Серова «Волчонок» (в сокращении), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш»;

Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Снеговики»;

И. Соколов-Микитов «Весна красна» (в сокращении), «Красное лето» (в сокращении), «Золотая осень» (в сокращении), «Зима вьюжная» (в сокращении);

И. Суриков «Первый снег пушистый», «Детство»;

В. Сутеев «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Петух и краски»;

Н. Теплоухова «Барабанщик»;

И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «Где спит рыбка», «Голуби», «Весна»;

А. Н. Толстой «Приключения Буратино» (в сокращении);

А. К. Толстой «Осень»;

Л. Толстой «Нашли дети ежа», «Сел дед пить чай», «Три медведя», «Пожарные собаки», «Котенок», «Акула», «Воробей на часах», «Лев и собачка», «Мыши», «Как волки учат своих детей»;

Е. Трутнева «Дед Мороз»;

Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»;

Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «В небе тают облака»;

К. Ушинский «Спор зверей», «Утренние лучи», «Еж и заяц», «Классная доска», «Наш класс», «В школе», «Приглашение в школу», «Всякой вещи свое место», «Кончил дело, гуляй смело», «Лекарство», «Как человек ездит по воде», «Как строят дома», «Стол и стул», «Булочник» (отрывки), «Лед тронулся», «Пчелки на разведках» , «Четыре желания»;

А. Фет «Чудная картина...», «Ласточки пропали...»;

Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Волчишко» (в сокращении), «Собака», «Утка с утятами», «Волк», «Белка», «Заяц», «Воробей», «Медвежонок»;

К. Чуковский «Мойдодыр», «Елка», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Муха-цокотуха», «Круглый год»;

Ю. Яковлев «Умка» и др.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

На третьем этапе обучение конструированию существенно обогащается за счет расширения тематики, выполнения построек по собственному замыслу детей, совместного конструирования, создания графических моделей, работы с простейшими схемами-планами, использования символических средств, обучения предварительному планированию, усиления межпредметных связей и пр. В процессе обучения конструированию продолжается формирование у детей полных и устойчивых представлений об окружающей действительности, о пространственных свойствах объектов; развитие сенсорно-перцептивной способности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, функций речи, операционально-технических умений и системы «глаз — рука (руки)».

Существенно расширяется на этом этапе и спектр материалов, используемых для конструирования. Это позволяет детям строить знакомые, то есть бывшие в их конструктивном опыте, постройки из новых модулей, разнообразить и дополнять их.

Обучение конструированию проводит учитель-дефектолог один раз в неделю по подгруппам. Кроме этого обучение конструированию проводится в процессе индивидуальной коррекционной работы. Конструктивные игры более активно включаются в другие занятия. Например, в занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, изобразительной деятельности, физическому воспитанию, в игры с образными игрушками и др. В свободное от занятий время воспитатели также поощряют и стимулируют конструктивные игры. Они специально организуют их, объединяя детей в малые I группы по 2—4 человека.

Педагогический замысел:

  • закреплять интерес к конструктивной деятельности и потребность участвовать в ней;

  • закреплять умение узнавать предмет в конструкциях, созданных из различных детских строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики;

  • закреплять умение обыгрывать выполняемые постройки и использовать знакомые постройки в строительных, сюжетно-ролевых и театрализованных играх;

  • продолжать развивать восприятие пространственных свойств объектов, сравнивать их по величине (употребляя при этом слова: большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже,длиннее — короче), по расположению (употребляя : при этом выражения: внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе);

— учить анализировать объемные и графические образцы не только с помощью взрослого, но и самостоятельно;

  • учить использовать новые конструктивные материалы для конструирования знакомых объектов;

  • учить выполнять постройки по графическим образцам, с помощью взрослого намечать последовательность выполнения;

  • познакомить с созданием графической модели постройки (не только построить дом по образцу, но и зарисовать его, передавая основные части и детали);

  • развивать кооперативные умения в процессе конструирования: учить детей участвовать в коллективной деятельности, совместно выполнять постройки, налаживать отношения партнерства в процессе создания конструкций, а также в ходе последующей игры, учить договариваться и координировать свои совместные усилия;

  • учить сюжетному конструированию как по образцу, так и по представлению;

  • поощрять самостоятельное конструирование детей;

  • учить конструировать по замыслу;

  • закреплять умение конструировать сборно-разборные игрушки;

  • развивать все виды словесной регуляции в процессе конструирования, обращая особое внимание на формирование умения предварительно элементарно планировать предстоящее выполнение (последовательность, материалы, обязанности при совместной постройке);

  • учить конструировать по простейшей схеме-плану;

  • учить конструировать из палочек по образцу и словесной инструкции (дом, заборчик, ворота, фигуру человека и пр.);

  • закреплять умение самостоятельно называть части конструкции и объяснять, из чего они сделаны;

  • формировать умение сравнивать выполненную конструкцию с образцом или предметом;

  • формировать умение конструировать из объемного (кубик, брусок, треугольная призма) и плоскостного материала (квадрат, прямоугольник, треугольник), а также из палочек;

— закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных картинок (из 3—8 частей), кубиков (из 4, 6, 9 частей);

формировать умение воссоздавать предметные и сюжетные вырубные картинки по типу puzzle;

  • формировать умение создавать подвижные картины из плоскостных готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) из плотной бумаги или картона;

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

  • развивать умение доводить работу до конца;

  • развивать умение радоваться успеху;

  • формировать умение оказывать помощь другим детям в процессе выполнения коллективных работ;

  • учить с помощью взрослого планировать эта­пы и последовательность выполнения работы.

Оборудование и материалы:

  • строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конструктор Lego-duplo;

  • мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные достаточно крупного размера;

сборно-разборные игрушки: матрешки, пирамидки, куклы, животные и пр.;


— наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов (прямые, фигурные, структурные);

  • наборы разрезных сюжетных картинок с разрезами, соответствующими смысловым частям;

  • наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);

  • наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle;

  • наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках: из 4, 6, 9 частей;

  • комплекты сборных фигурок людей и животных (из толстой ткани, картона или плотной бумаги);

  • комплекты из картона для создания сюжетных композиций-картин (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.);

  • наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палочки размером до 10 см (деревянные или пластмассовые) одного и разных цветов;

  • полоски бумаги, картона, ковролина, ткани разной длины и ширины, разного цвета;

  • мягкая проволока в полиэтиленовой оплетке или обвязанная цветной ниткой;

  • столы для конструктора Lego; 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (для игр стоя; внутри конторки дети совместно со взрослыми могут организовать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.).

Содержание

Игры с выполненными конструкциями (например, в гараж заезжают машины, на цветочки из мозаики прилетели бабочки соответствующего цвета и т. п.).

Игры на сравнение предметов, конструкций, элементов конструкций по величине (большой — маленький» больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше —ниже, длиннее — короче), по расположению (внизу — на­верху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе), по форме (квадратный, круглый, прямоугольный, треугольный, овальный) и по цвету (красный, желтый, синий, зеленый).

Игры на дифференциацию и соотнесение пространственных фигур (шар, полусфера, кубик, брусок, пластина, призма треугольная, конус) и плоскостных форм (квадрат, прямоугольник, круг, овал).

Игры на определение формы предмета или его частей.

Игры на определение элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала.

Конструирование по образцу и по словесному заданию знакомых по предварительному обучению объектов из различных детских строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики (башенки, дорожки, заборчики, дома, ворота, мосты и др.).



Конструирование игрушек (машин, мебели и др.) из элементов строительных наборов, конструктора Lego, геометрических форм, готовых элементов, разрезных картинок.

Конструирование объектов из плоскостных форм по графическому образцу, зарисовка готовых конструкций.

Создание построек, необходимых для развертывания или продолжения сюжетно-ролевой игры (предметы мебели для кукольной комнаты, автобус из мягких модулей и т. п.).

Моделирование по образцу, по представлению и по простейшей схеме-плану предметного и сюжетного целого из частей (на материале кубиков, разрезных и вырубных картинок, картинок с вкладками и пр.).

Создание сюжетных картин из готовых элементов (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.) на плоскости по образцу, по словесному описанию, а также по собствен­ному замыслу детей с последующим рассказыванием о расположении элементов.

Конструирование из палочек (полосок бумаги) разнообразных объектов по образцу.

Конструирование объектов из мягких модулей (дома, транспорт, двор, улица и др.).

Конструирование объектов из проволоки.

Конструирование сборно-разборных игрушек (пирамидки, куклы, животные и пр.).

Конструирование из мозаик: геометрических (магнитных, пластмассовых), кнопочных разного размера.

Тематическое коллективное конструирование («Улица», «Город», «Детский сад», «Зоопарк» и т. п.) с последующим обыгрыванием.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

На третьем этапе обучения продолжается формирование элементарных математических представлений. Оно осуществляется учителем-дефектологом в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий. Математические представления активно используются и закрепляются на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. В отличие от прямого обучения на занятиях по элементарной математике здесь происходит накопление чувственного и информативного опыта. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досуга, праздников, которым на третьем этапе уделяется большое внимание в предматематической подготовке детей.

Формирование элементарных математическихпредставлений проводится на комплексной основе с обеспечением самых разнообразных видов деятельности. Поэтому на третьем этапе педагоги наибольшее внимание уделяют дидактическим играм и разнообразным игровым упражнениям с математическим содержанием (играм с водой, песком, различным сыпучим материалом, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями), а также многофункциональным дидактическим играм.


Таким образом, на третьем этапе в процессе занятий по формированию элементарных математических представлений учитель-дефектолог придает большое значение игровой (дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные и подвижные игры), трудовой (ручной и хозяйственно-бытовой труд), конструктивной и изобразительной деятельности, которая направлена на расширение, уточнение и закрепление данных представлений.

Педагогический замысел:

  • совершенствовать совместные действия детей и взрослых в процессе игр и игровых упражнений с математическим содержанием;

  • продолжать учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;

  • продолжать учить действовать по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;

  • совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;

  • учить моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности, с помощью пантомимических средств (показ руками, изображение пантомимическими движениями: длинный — короткий, высокий — низкий и т. п.), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, их моделей;

.— расширять ориентировочные действия, формируя умения предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

  • продолжать формировать некоторые самые общие принципы счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете; понимание принципа «один к одному», то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное; понимание итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая совокупность объектов может быть сосчитана; умение считать объекты в любом порядке;

  • формировать представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов, составляющих множество, в процессе игр и игровых упражнений;

  • продолжать учить образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе, предыдущее — удалением одного предмета из группы;


  • совершенствовать элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

  • формировать операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);

  • совершенствовать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движе­нием руки, игрушками, расположением картинок И т. п.;

  • познакомить детей с количеством в пределах пяти;

  • учить узнавать цифры 1, 2, 3, 4, 5 и соотносить их с количеством пальцев и предметов; изображать цифры 1, 2, 3, 4, 5 (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);

— учить называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов, выделяя цифровые знаки среди других изображений;

  • решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах 2— 5;

  • развивать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);

  • учить перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости (по столу, по полу) по образцу и по словесной инструкции, предлагаемой взрослым;

  • соотносить плоскостные формы и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

  • производить образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты, треугольники — крыши, прямоугольники — кирпичики), по величине (большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, толстый — тонкий, длинный — короткий), по количеству (в пределах пяти);

  • учить осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма — крыша, круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;

  • формировать представления о времени: учить детей на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) узнавать, называть реальные явления и их изображения — контрастные времена года (весна, лето, осень, зима) и части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • формировать операционально-технические навыки: расставлять фигурки в ряд, брать по одной игрушке, картинке и т. п.