Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание квалифицирующего признака «с применением насилия» в редакции статьи, предусматривающей ответственность за вымогательство в Уголовном Кодексе Российской Федерации, в законе не определено. Вместе с тем не определен в законе и характер насилия, которое может применить виновный в отношении жертвы. Но поскольку вымогательство с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего предусмотрено в качестве квалифицирующего признака по смыслу элемента правовой нормы части 3 статьи 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации, то по анализируемому квалифицирующему признаку может быть квалифицировано с применением любого менее тяжкого насилия. Это могут быть истязания, побои, причинение здоровью легкого вреда здоровью средней тяжести и т.д.[14]
При квалификации действий вымогателей в случае насилия или угрозы насилием обычно возникают определенные сложности. Здесь особое значение приобретают вопросы идеальной совокупности и конкуренции норм закона. Эта задача вообще является актуальной применительно к Уголовному Кодексу Российской Федерации, который в десятках случаев предусматривает насилие в качестве способа совершения вышеуказанного преступления.
Взгляды ученых и практиков часто не совпадают в уголовно - правовой оценке одних и тех же преступлений, а также преступлений со смежными составами. При решении вышеуказанных задач традиционным является сравнение наказания за сложное преступление (к которому относится и вымогательство) и преступление против личности.[15]
При таком преступлении, как вымогательство, насилие причиняет физический или психический вред потерпевшему, против которого оно направлено.
Определение «под угрозой применения насилия», это понятие по смыслу элемента правовой нормы статьи 163 Уголовного кодекса Российской Федерации, безусловно, следует рассматривать как психическое насилие, а формулировку пункта «в» части 2 этой же статьи - «с применением насилия» - как физическое насилие. В этом месте, криминальное насилие представлено, что называется, в полном его объеме.
При этом следует иметь в виду, что криминальная сущность насилия отражается и в содержании корыстной мотивации вымогательства. Все виды и разновидности вымогательства, как бы они не были представлены в реальной жизни, тесно взаимосвязаны между собой единой мотивацией. Как раз поэтому, когда центральными проблемами вымогательств являются насилие и корыстный мотив, на первый план выдается целый анализ таких посягательств, независимо от того, физическое оно или психическое, приводимое в действие корыстной страстью, всегда есть объективная социальная реальность. Стоит сказать и о физическом насилии, оно при вымогательстве обычно выражается в побоях, отдельных ударах, нанесении ссадин, кровоподтеков, гематом, причинение физической боли путем заламывания рук, проведении боевых приемов самбо, каратэ и других боевых единоборств, прижигании утюгом, тугом болезненном связывании конечностей веревкой, шнуром, проволокой и т.п. Любое физическое воздействие на человека, которое ощущается им как болевое, приводит к определенным последствиям (толкание с горы, сбивание с ног, захват с применением силы,
насильственное перемещение человека в другое место, удержание в помещении против его воли т.д.). Жизнь постоянно дополняет этот перечень. Почему-то особенной распространенностью приемов отличается здесь именно вымогательство.
Физическим насилием так же являются причинение вреда здоровью, а самое опасное насилие - это лишение жизни человека, то есть убийство.
Психическое насилие при вымогательстве - это запугивание, угроза применения физического насилия, применения оружия. Вариантов подобного насилия достаточно много, и все они оказывают психическое давление на людей, и на их психику. Наиболее опасным в этом преступлении определенно является угроза убийством.
Насилие, применяемое при вымогательстве, в каждом конкретном случае, тем более, если это деяние сопряжено с другими преступлениями, безусловно, имеет свою определенную специфику. У разных видов и разновидностей вымогательства свои особенности, ими обладают и совершающие их личности. При этом специфику сравнивают с особенностями корыстной страсти (мотива) и, несомненно, характером применяемого насилия.[16]
При вымогательствах, отличающихся друг от друга (рецидивные, групповые и т.п.), насилие обычно всегда проявляется по разному. Это касается как физического насилия, так и психического насилия. Что касается характера насилия, применяемого при таком преступлении, как вымогательство, то на нем сказываются особенности собственно насильственных действий, которые в каждом конкретном случае приобретают специфические свойства в зависимости от ряда обстоятельств. К их числу в первую очередь относится и сама личность вымогателя. Здесь целесообразно сказать о насилии применительно к конкретному человеку, применяющему насилие, к его индивидуальному поведению и личной мотивации. Одно дело, когда насилие применяется только одним человеком, и совершенно другое, когда группой лиц.
Насилие, проявляемое в вымогательствах, кроме всего прочего, может быть представлено с учетом специфики вымогательства. Проявляясь в вымогательствах в качестве особого криминального явления, насилие существует и характеризуется как отношения субъектов (виновного и потерпевшего), так и их психологическое взаимоборство. По своей сути, насилие становится особо явным лишь тогда, когда воздействие вымогателя на свою жертву осуществляется наперекор воле и желанию жертвы, при
этом воля и желание жертвы отвергаются, отрицаются, игнорируются, причем интересы и выгоды одного (вымогателя) удовлетворяются за счет интересов и выгоды другого (потерпевшего). Кроме того вымогатель обычно применяет насилие вразрез действующего законодательства.
Первое, исходным является широкое понимание незаконности применения физического или психического насилия как противостояния не только уголовно - правовым запретам, но и нормам жизненной морали. Это еще и насильственное противодействие личности (жертве), вступление в конфликт с нею.
Второе, применяемое в вымогательстве насилие рассматривается как форма принуждения, поскольку преступником используется сила (приемы, средства, методы, способы) и им оказывается физическое или психическое давление на потерпевшего человека.
И наконец, третье, насилие при вымогательстве - это не только принуждение, оно обычно направлено еще и на подавление преступником потерпевшего, а в итоге - психологический (психический) слом потерпевшего, его психологическое уничтожение.
Для Российского уголовного права традиционным является подход, в соответствии с которым понятие насилие при совершении преступления – вымогательства охватывает причинение боли, побои, а также причинение легкого вреда здоровью, если отсутствует указание на насилие, опасное для жизни или здоровья. Тем не менее, при совершении такого преступления, как вымогательство это правило обычно не действует. Следовательно, если при совершении вымогательства применяется насилие, повлекшее за собой причинение вреда здоровью средней тяжести (пункт «в» части 2 статьи 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации), противоправные действия виновного дополнительно не квалифицируются, и по статье 112 Уголовного Кодекса Российской Федерации, так как максимальное наказание за его совершение даже при наличии квалифицирующих признаков, не превышает пяти лет лишения свободы. При этом еще более убедительным будет тот тезис в случае причинения легкого вреда здоровью или побоев».[17]
В соответствии со статьей 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации вымогательство, предусмотренное частью 2 статьи 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации, признается тяжким преступлением.
По смыслу элемента правовой нормы части 3 статьи 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрены особо квалифицированные виды вымогательства:
а) совершенное организованной группой;
б) в целях получения имущества в крупном размере;
в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего;
Наличие квалифицирующего признака «совершение преступления организованной группой лиц» в вышеуказанной статье, предусматривающей уголовную ответственность за такое преступление как вымогательство, актуально, пожалуй, как ни в одной другой статье Уголовного Кодекса Российской Федерации.[18]
Преступление признается совершенным организованной группой лиц, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (статья 35 Уголовного Кодекса Российской Федерации).
Таким образом, толкование понятия организованности группы лиц наряду с признаком ее устойчивости включает набор признаков, характеризующих саму преступную деятельность такой группы лиц, которая формируется и развивается не спонтанно, а продуманно и целенаправленно - подыскание объектов вымогательства, выбор места, времени осуществления самого посягательства, конкретизация содержания угрозы с учетом личности потерпевшего и наиболее значимых для него ценностей и приоритетов, исполнение каждым участником преступной группы лиц строго определенной роли в механизме посягательства, маскировка преступной деятельности и т.д.
Под устойчивостью преступной группы лиц в литературе обычно понимают ее ориентацию на постоянную или временную преступную деятельность, рассчитанную на неоднократность совершения преступлений, относительную непрерывность совершения преступных действий. Думается, что наряду с этим устойчивость преступной группы означает ее способность действовать в избранном направлении даже в случаях нарушения ее структуры. Преступные группы лиц, занимающиеся вымогательством, обладают такой способностью. Арест двух или трех преступников группы не прерывает ее преступную деятельность. Многие преступные группы лиц имеют резерв, из которого они пополняют ряды выбывших членов группы, которые находятся под арестом.[19]
Организованная группа лиц отличается более высокой степенью организованности, чем просто группа лиц. Действующее законодательство выделяет ее как более опасную форму соучастия. Для организованной группы лиц свойственна, прежде всего, устойчивость тесно взаимосвязанные между ее членами отношения, что обычно подтверждается продолжительностью преступной деятельности, неоднократным совершением преступлений такой группой лиц. Преступления, совершаемые организованной группой лиц, безусловно, планируются заранее. В организованной группе лиц, как правило, существует четкое распределение ролей тесно взаимосвязанных между собой. Соответственно этому некоторые члены данной организованной группы могут выполнять лишь только отдельные элементы объективной стороны вымогательства, например, осуществлять, к примеру, акты насилия. Роль же других участников группы лиц может заключаться в создании условий, для
совершения вымогательства, например, в подыскании будущей жертвы или в ином обеспечении преступной деятельности группы лиц.[20]
Кроме этого необходимо также отметить, что действующее уголовно - процессуальное законодательство ориентирует правоохранительные органы на исследование только конкретного, отдельно взятого факта преступного посягательства. И в результате этого на практике для правоохранительных органов стоит такая задача, как проведение исследования совместных действий участников группы лиц, только лишь применительно к отдельным эпизодам деятельности, будь то организованная группа лиц или совершения в ее составе преступлений.
В то время как организованную группу лиц характеризует в первую очередь не состав, численность, характеристика ее членов, а только взаимная связь преступников.[21]
Деятельность организованной преступной группы лиц, в свою очередь, характеризуется, прежде всего, не конкретные преступления со своими общими и единичными свойствами, а связь преступлений. Между тем практика исследования преступной связи, существующей в рамках того или иного преступного формирования группы лиц, явно подчинена интересам традиционного изучения следователем и судом отдельно взятого преступного противоправного действия и личности отдельного участка преступной группы лиц.[22]
В определении понятия ущерба законодатель внес существенные изменения. Ранее в части 4 статьи 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации в качестве квалифицирующего обстоятельства было указано «причинение крупного ущерба». Теперь же в пункте «б» части 3 статьи 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрено вымогательство, совершенное «в целях получения имущества в крупном размере».
По поводу стоимостного выражения «крупного размера» прямых указаний в законе нет. Вместе с тем в Уголовном Кодексе Российской Федерации «крупным размером» признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
Вместе с тем, исходя из формулировки рассматриваемого квалифицирующего признака, необходимо также иметь в виду, что для квалификации по нему не обязательно, чтобы крупный ущерб был причинен фактически, а достаточно будет лишь того, чтобы виновный имел только умысел на причинение подобного ущерба.[23]
Понятие квалифицирующего признака «с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего» дано в норме части 1 статьи 111 Уголовного Кодекса Российской Федерации, имеющей аналогичное название. И трактуется как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или