Файл: Законодательная и нормативнометодическая база архивного дела в нашей стране представлена большим количеством документов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций
1. Составить схему классификации документов в пределах АФ
2. Дать характеристику федеральному (государственному, муниципальному) архиву.
Тема 4. Обеспечение сохранности документов
2. Перечислить основные характеристики режимов хранения документов
Тема 5. Анализ собственной деятельности, обобщение результатов
Фактически формирование дела завершается в конце года, после того как в него подшиты последние документы окончившегося года, затем дела как минимум год хранятся в структурном подразделении организации.
После проведения экспертизы ценности документов и дифференциации массивов постоянного и долговременного хранения приступают к оформлению дела.
Оформление дела во многом зависит от объема и ценности представленного в нем массива документов и соответствующих сроков хранения. Так, дела временного (до 10 лет включительно) хранения оформляются по упрощенной схеме: проверяется их наличие (в соответствии с номенклатурой дел), проводится систематизация и сдача в архив. Дела остаются в скоросшивателях и не нумеруются.
Дела с постоянным, временным (более 10 лет) сроком хранения, а также дела, связанные с личным составом организации необходимо полностью оформлять. Полное оформление дела состоит из: подшивки (переплета) дела, нумерации листов.
Полное оформление дел предусматривает:
подшивку или переплет дела;
нумерацию листов дела;
составление листа-заверителя;
составление, в необходимых случаях, внутренней описи документов;
внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела (уточнение названия организации, регистрационного индекса дела, крайних дат дела, заголовка дела).
Дела постоянного хранения, состоящие из особо ценных документов или неформатных документов, хранятся в закрытых твердых папках с тремя клапанами с завязками или в коробках.
Для подшивки дел (после удаления металлических и пластмассовых скреплений) в его конце вкладывается чистый бланк формы листа-заверителя (для соответствующей записи).
Дело подшивается в твердую обложку (в четыре прокола) и переплетается. На обложки дела постоянного хранения должны быть проставлены реквизиты (уточнение названия организации, регистрационного индекса дела, крайних дат дела, заголовка дела).
Документы, составляющие дела, подшиваются или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них.
Запрещается выносить лист-заверитель на обложку дела или чистый оборот листа последнего документа. Если дело подшито или переплетено без бланка листа-заверителя, он наклеивается за верхнюю часть листа на внутренней стороне обложки дела.
На обложке дел постоянного хранения предусматривается место для наименования государственного архива, в который дела организации будут приняты, обозначения кодов государственного архива и организации.
При изменении наименования организации (структурного подразделения) в течение периода, охватываемого документами дела, или при передаче дела в другую организацию (в другое структурное подразделение) на обложке дела указывается новое наименование этой организации или организации-правопреемника, а прежнее наименование организации (структурного подразделения) заключается в скобки.
На обложке дела указываются арабскими цифрами крайние даты дела - год(ы) заведения и окончания дела.
Обязательными реквизитами обложки дела являются количество листов в деле, которое проставляется на основании заверительной надписи дела, и сроки хранения дела (на делах постоянного хранения пишется: "Хранить постоянно").
Листы дела нумеруются черным графическим карандашом (или нумератором) в правом верхнем углу. Заверительная надпись (цифрами и прописью) листов и особенностей нумерации составляется с учетом допущенных пропусков и ошибок.
В конце каждого дела подшивается чистый бланк листа-заверителя, а в начале дела (для учета особо ценных документов) - бланк внутренней описи документов дела.
В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка расположения документов, включенных в дело, все листы этого дела (кроме листа-заверителя и внутренней описи) нумеруются арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу листа простым карандашом или нумератором. Листы внутренней описи документов дела нумеруются отдельно.
Особо ценные дела (личные, судебные, о присуждении степеней и званий, патентная документация) при подготовке к сдаче в архив содержат внутренние описи. Элементы обложки определены ГОСТом 17.914–72 «Обложки дел длительного пользования».
Опись дел — это архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел, предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и их учета. Описи составляются отдельно на дела постоянного срока хранения и дела по личному составу. При наличии большого количества документов по личному составу возможно составление описей дел на каждый вид документов, например, опись приказов по личному составу, опись карточек формы № Т-2, опись личных дел.
3. Дать определение терминам «информационная деятельность архива», «использование архивных документов, «учетный документ», «архивный справочник»
Раздел 3 ГОСТа Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело Термины и определения» содержит следующие определения:
Подпункт 163) архивный справочник: Справочник о составе, содержании и местонахождении архивных документов.
Подпункт 149) информационная деятельность архива: Создание архивных справочников и организация использования архивных документов.
Подпункт 150) использование архивных документов: Применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан.
Подпункт 104) опись дел структурного подразделения: Учетный документ, включающий сведения о делах, сформированных в подразделении и подлежащих передаче на архивное хранение.
Тема 4. Обеспечение сохранности документов
1. Перечислить основные нормативные документы, регламентирующие правила обеспечения сохранности архивных документов.
-
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»; -
Положение об Архивном фонде Российской академии наук (утверждено постановлением Президиума РАН от 21.06.1994 №125) -
Положение о Центральной экспертно-проверочной комиссии по отбору документов на постоянное хранение Российской академии наук (утверждено Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации (утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.06. 2013 № 635, зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013, регистрационный № 30386) -
Специальные правила пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации (утверждены приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федераций от 12.01.2009 № 3) -
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях (утверждены приказом Росархива от 02.03.2020 № 24) -
Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации (утвержден приказом Росархива от 17.11.97 № 61) -
Регламент государственного реестра уникальных документов Архивного Фонда Российской Федерации (утвержден приказом Росархива от 09.10.2001 № 75) -
Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 N 57449). -
Согласно действующему ГОСТ Р 7. 0. 8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
2. Перечислить основные характеристики режимов хранения документов
Для выполнения данного задания необходимо перечислить и дать краткую характеристику режимам хранения:
- температурно-влажностному;
для бумажных документов - температура 17–19 град. С, относительная влажность воздуха 50–55%; для пленочных материалов - черно-белых (15 град. С и 40–55%) и цветных (2–5 град. С и 40–55%); для документов на магнитных лентах и дисковых носителях - 15–20 град. С и 50–65%.
- световому;
Естественное освещение в хранилищах допускается рассеянным светом, при условии применения на окнах светорассеивателей, регуляторов светового потока, защитных фильтров, штор, жалюзи, окраски стекол. Для защиты документов применяют хранение в переплетах, папках, коробках, шкафах, на стеллажах закрытого типа, в оберточной бумаге и т. п.
- охранному;
Охранный режим обеспечивается выбором места размещения архива в здании, техническими средствами защиты, организацией системы охраны, сигнализации, соблюдением мер пропускного режима, порядка доступа в хранилище, опечатыванием помещений. Наружные двери архива и хранилищ должны иметь металлическую облицовку и прочные запоры. На доступные извне окна устанавливают запираемые, распашные наружу металлические решетки. Помещения архива оборудуют охранной сигнализацией, в нерабочее время помещения пломбируются (опечатываются). Хранилища в рабочее время должны быть закрыты на ключ. Право доступа в хранилище имеют заведующий и сотрудники данного хранилища, а в отдельных случаях - другие лица в их сопровождении. Вынос документов из архива осуществляется только по специальным пропускам в установленном порядке.
- противопожарному;
Пожарная безопасность архива должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.
- санитарно-гигиеническому.
Помещения архива должны содержаться в чистоте, в условиях, исключающих возможность появления плесени, насекомых, грызунов, пыли. В помещениях хранилищ должна быть обеспечена свободная циркуляция воздуха, исключающая образование непроветриваемых зон, опасных в санитарно-биологическом отношении.
Тема 5. Анализ собственной деятельности, обобщение результатов
-
Анализ собственной деятельности в период практики, систематизация и обобщение результатов, написание отчета
Работа архива в происходит на основании Положения об архиве, в котором у обязательном порядке фиксируют:
-
Правовой статус архива организации; -
Источники комплектования архива организации; -
Состав документов, которые поступили в архив организации на хранение; -
Задачи и функции архива организации и его права, которые необходимы для их осуществления.
Положение об архиве согласовывается с соответствующим учреждением Федеральной архивной службы Российской Федерации, а затем утверждается генеральным организации.
Для создания оптимальных условий связанных с хранением документов был выполнен:
-
ремонт помещения, в котором расположился архив организации; -
архив ООО расположен в отдельном помещении организации, которое после ремонта было принято в эксплуатацию комиссией, в состав которой входили представители архива, представители от пожарных, охранных, санитарных служб; -
архив оборудован средствами для осуществления пожаротушения, охраны и сигнализации; -
в архиве используются технические средства, которые направлены на то, чтобы создать нормативные условия температурно-влажностного, светового, санитарно-гигиенического, а также охранных режимов; -
помещение архива оборудовано средствами охранной сигнализации, на окнах установлены металлические распашные решетки; -
помещение изолировано металлическими дверями; -
использование специальных средств, связанных с хранением и дальнейшим перемещением документов; -
Эксплуатация архивного хранилища:
-
в помещении хранилища ООО запрещено осуществлять прокладку водоснабжения, канализации, газопровода или открытых систем электропроводки; -
отделка и оборудование хранилища хорошо проветривается и не собирает пыль; -
окна архивного хранилища ООО выходят на северную сторону, что защищает хранилище от открытых солнечных лучей; -
хранилище оборудовано внутренней сигнализацией и имеет запасной выход; -
в нерабочее время двери хранилищ и решетки на их окнах пломбируются или опечатываются, печать, пломбир, ключи должны храниться у ответственного лица; -
в помещении хранилища запрещено курить, применять электронагревательные приборы, использовать легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, а также осуществлять хранение пищевых продуктов; -
постоянное хранение документов в архиве проводится в темноте; -
освещение хранилище осуществляется с помощью искусственного рассеянного света, которое дают лампы накаливания, установленные в закрытых плафонах с гладкой наружней поверхностью; -
уровень освещенности не превышает на вертикальной поверхности стеллажа на высоте метра от пола 20—50 лк, на рабочем столе — 100 лк; -
помещение архива ООО оборудовано регулируемым климат контролем, что дает возможность поддерживать постоянную температуру 17 - 16°С и влажность воздуха 50-58%; -
помещение архива ООО содержится в чистоте и образцовом порядке, который исключает появление насекомых, грызунов, плесени, пыли -
в помещении архива проводится постоянная влажная уборка, обеспыливание, помещение обрабатывается водными растворами антисептиков; -
в помещении архива ООО запрещено находится в верхней одежде, мокрой и грязной обуви;