Файл: Предметом исследования дипломной работы являются контейнерные перевозки грузов. Объектом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Российский морской транспорт обслуживает две основные группы грузопотоков − международные и внутренние евроазиатские перевозки, главным каналом которых является Северный морской путь. Серьезную конкуренцию российским судам составляет грузовой транспорт иностранных государств.
Транспортировка груза по морю в контейнерах занимает больше всего времени, в сравнении с другими видами перевозки. В контейнере за один раз можно перевезти большой объем продукции, в том числе сыпучие материалы или жидкие химические вещества. Контейнеры надежно фиксируются на борту судна, а чрезвычайные ситуации на воде случаются довольно редко. На рисунке 9 показаны объемы перевозок контейнеров морским транспортом.
Рисунок 9 - Объем перевозок контейнеров морским транспортом
-
Автомобильные перевозки
При сравнении автомобильного и железнодорожного грузопотоков можно отметить следующие тенденции: перевозки на большие расстояния осуществляются по железной дороге, на короткие и средние − автотранспортом. Основным конкурентом в контейнерном бизнесе у железных дорог является авторанспорт, как показано на рисунке 10.
Преимуществом автомобильных перевозок (по сравнению с железнодорожными) является возможность отслеживать груз и регулировать процесс транспортировки. Грузовладельцы отдают предпочтение автотранспорту также по причине неудовлетворительного состояния многих внутренних железнодорожных терминалов, недостаточности погрузочно-разгрузочных мощностей, а также сложностей в оформлении документов в случае порчи или утраты груза.
По оценке экспертов, до 2015 г. около 75% российского рынка контейнерных перевозок перегружалось с контейнерных судов на автотранспорт. Так, автотранспортом перевозится основная часть контейнеров, переработанных на терминалах Невской губы, Прибалтики, Финляндии и юга России. При этом дальневосточные терминалы практически не производят отправок автотранспортом, что связано с низким уровнем развития дорожной инфраструктуры в регионе. Таким образом, использование разных видов транспорта в контейнерных перевозках имеет региональную специализацию.
Рисунок 10– Основной конкурент железнодорожных контейнерных перевозок - автотранспорт
На рынке контейнерных автомобильных перевозок присутствуют компании практически из всех соседних с Россией стран, тем не менее, российские перевозчики удерживают первенство.
-
Правила перевозки контейнеров железнодорожным транспортом
Пользуясь услугами ОАО «РЖД», каждый логист должен знать правила перевозок контейнеров железнодорожным транспортом. Поскольку именно эта тара (модификация грузового бокса со стандартными габаритами) пользуется наибольшим спросом, а внутри нее можно расположить как штучный, так и партийный товар, важно соблюсти все требования ж/д монополиста, чтобы не потерпеть убытки8.
Основные требования
Существуют емкости среднего и крупного тоннажа, масса которых колеблется в пределах 3-10 тонн и выше. Одним из ключевых правил считается грамотная маркировка:
среднетоннажные контейнеры обозначаются уникальным маркировочным номером, вместе с которым прописывается наивысшая масса брутто и объем внутри вместе с весом упаковочной тары;
крупнотоннажные маркируются похожим образом, но для них есть особые требования, изображенные на схемах в приложении 1.1 Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 мая 2019 г. N 8ЦЗ9.
На универсальные контейнеры закрепляется табличка, в которую вносится отметка о том, что у досмотрщика нет претензий, после проведения проверки.
Общие условия трансфера различных грузов железнодорожным транспортом включают в себя выполнение следующих правил:
необходимо свериться со списком возможных для отправки скоропортящихся продуктов через ж/д, отправив соответствующий запрос в компанию РДЖ (поскольку список обновляется с внесением поправок в законодательство, лучше всего это делать каждый раз перед любой отправкой);
грузы, обладающие неприятным запахом или способные запачкать контейнер изнутри, должны быть дополнительно герметично упакованы;
при перевозке техники, покрытой масляными составами, заказчику нужно застелить внутренности бокса и обеспечить упаковку из плотной бумаги или иного не пропускающего материала;
для транспортировки жидкостей необходимо выбирать соответствующую тару, которая размещается на расстоянии (несколько емкостей не должны соприкасаться друг с другом во избежание повреждений, если они выполнены из стекла, а также их лучше упаковать в отдельные коробки из картона или ящики с решетками, переназначенными для амортизации при движении и нагрузке). Лучше всего для такой перевозки подходят цистерны, бидоны, канистры и так далее.
Стоит помнить о требованиях, предъявляемых по максимально допустимой загрузке одного грузового места. Для крупнотоннажных контейнеров наибольший вес груза на 1 внутреннее отделение составляет до 1,5 тонны. В среднетоннажных боксах это число не должно превышать 1т. Возможно превышение этих значений только при соблюдении дополнительных технических мероприятий по укреплению товаров внутри емкости.
При планировании переправки продукции, для которой нет четко установленных правил, необходимо обратиться непосредственно в РЖД, поскольку договором между отправителем и перевозчиком предусмотрена ответственность последнего за трансфер.
Существуют также требования по опломбировке уже проверенного контейнера и тары внутри нее, чтобы не возникло дополнительных проблем.
Требуемые документы
Приказ №30 от 18.06.2013 Министерство путей сообщения РФ и ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" являются основополагающими актами в данной сфере.
При отправке контейнера железнодорожным транспортом необходимо собрать пакет документов, в который входят:
транспортная ж/д накладная;
дорожная ведомость с отрывным корешком, остающемся в пункте отправления на хранении;
квитанции о приемке груза;
вагонный лист.
Чтобы составить расширенный список документации, необходимой для транспортировки контейнера, следует собрать данные о товаре, месте прибытия и маршруте. Информация может изменяться вместе с соответствующими поправками в законодательной базе.
Ответственность сторон при отправке груза ж/д транспортом
Существует свод правил, регламентирующих отношения заказчика (отправителя товаров) и компании-перевозчика, в котором отмечено, что:
Обязанности за погрузку и выгрузку продукции возлагаются на получателя или отправителя партии (прописывается в договоре).
Компания-логист должна учесть все требования хранения и перевозки товара, а также правил использования груза в местах общего пользования.
По завершению выгрузки продукции очистка емкости – задача отправителя, а при возникновении спорных ситуаций в связи с невыполнением обязательств, исполнитель имеет право не принять бокс и потребовать компенсацию10.
В случае, когда контейнер являются собственностью логистической фирмы, выезд груза со склада и общественных мест ложится на плечи грузоотправителя или его представителей.
Главным документом, в котором подробно описываются взаимоотношения заказчика и фирмы-перевозчика, является заключенный договор.
ВЫВОД
Таким образом, основой работы первой главы является исследование вопросов, связанных с теоретическими аспектами организации и развития контейнерных грузоперевозок, рассмотрены предпосылки появления и развития контейнеризации грузов.
Раскрыто понятие «контейнер», отличительные особенности и дана общепринятая классификация контейнеров. Контейнеризация являются одним из самых прогрессивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортных процессов.
В заключение первой главы охарактеризованы основные документы на перевозку грузов контейнерами и ответственность перевозчиков за сохранность грузов.
II. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-
Крупнейшие контейнерные терминалы России
Контейнерные порты России стремительно развиваются, расширяют инфраструктуру и логистику для улучшения условий транспортировки грузов. Темп роста составляет не менее 20% в год. Перспективная сфера привлекает инвестиции, открывает новые направления деятельности и усовершенствует технологию работы со стандартными модулями. Основной грузопоток сконцентрирован в морских контейнерных терминалах страны. Порты РФ осуществляют контейнерные перевозки в любой уголок планеты. Терминалы работают с модулями любой категории. На рисунке 11 представлена карта расположения терминальных комплексов на территории Российской Федерации.
Рисунок 11 – Сеть контейнерных терминалов на российских железных дорогах
Российские контейнерные перевозки базируются на крупных терминалах, которые приспособлены для работы со стандартными контейнерами. Именно эти объекты способствуют развитию отрасли грузоперевозок на территории Российской Федерации.
Ниже представлен перечень крупнейших контейнерных терминалов страны, отвечающих за транспортировку стандартных грузовых контейнеров, их описание и характеристики.
Несомненными лидерами индустрии, выполняющим более половины всего товарооборота России, являются следующие десять терминалов:
ЗАО «ПЕРВЫЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ»
Рисунок 12 - ЗАО «ПЕРВЫЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ»
Крупнейший контейнерный терминал на территории России расположен на базе Большого Порта Санкт-Петербурга. Это один из первых подобных объектов, построенных на территории еще Советского Союза. На сегодняшний день он занимает лидирующее место по объемам проходящего через него груза.
Терминал оснащен самым современным оборудованием в сфере обслуживания контейнерных перевозок, включая крупнейшую в Европе рефрижераторную площадку.
ОАО КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ
Рисунок 13 – ОАО КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ
Данный терминал тоже расположен на базе Большого порта Санкт-Петербурга. Его грузопоток составляет около 1 000 000 TEU ежегодно. Терминал оборудован по последнему слову техники, его площадь составляет 34,5 Га. Он способен работать с любыми видами контейнеров, включая рефрижераторные, негабарит и опасные грузы. 7 причальных кранов и 2 мобильных позволяют осуществлять быструю разгрузку и погрузку грузовых судов, а также перегружать контейнеры на грузовики и железную дорогу.
ОАО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МТП»
Рисунок 14 - ОАО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МТП»
На базе Владивостокского морского торгового порта расположен крупнейший контейнерный терминал на Дальнем востоке. Владивостокский порт основан в 1897 году и располагается на северо-западном берегу бухты Золотой Рог. Контейнерный терминал оборудован причальными кранами и железнодорожными и автомобильными подъездами для быстрой перегрузки с грузовых судов на различные виды транспорта.
ООО «ВОСТОЧНАЯ СТИВИДОРНАЯ КОМПАНИЯ»