Файл: Предметом исследования дипломной работы являются контейнерные перевозки грузов. Объектом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3 - Объемы и динамика железнодорожных контейнерных перевозок в России в крупнотоннажных контейнерах по видам сообщения в 2019–2022 гг.
Вид сообщения | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
| Объем, ДФЭ | |||
Внутренние перевозки | 890 828 | 993 804 | 1 050 072 | 1 064 002 |
Экспорт | 276 631 | 307 854 | 367 715 | 467 440 |
Импорт | 202 768 | 245 928 | 313 812 | 445 673 |
Транзит | 209 148 | 189 160 | 114 720 | 152 906 |
| Темпы роста, % | |||
Внутренние перевозки | | 11,6% | 5,7% | 1,3% |
Экспорт | | 11,3% | 19,4% | 27,1% |
Импорт | | 21,3% | 27,6% | 42,0% |
Транзит | | -9,6% | -39,4% | 33,3% |
На основании представленных данных можно отметить, что внутренние перевозки составляют 50% в общем объеме перевозимых грузов. Как отмечалось ранее, к внутренним перевозкам могут быть частично отнесены объемы экспорта и импорта, что объясняется особенностью учетажелезнодорожных перевозок (грузы, прошедшие таможенную очистку или доставленные до таможенного поста, относятся к внутренним перевозкам)11.
За анализируемый период средние темпы роста объемов перевозок составили: на внутренних маршрутах − 6%, на экспортных направлениях − 19%, импортных − 30%. При этом транзитные перевозки сократились на 27% за период с 2018 по 2021 гг., что связано со значительным ростом тарифов. Более низкие темпы роста внутренних контейнерных перевозок могут объясняться отставанием развития инфраструктуры. Основные проекты по строительству и реконструкции контейнерных терминалов осуществлялись в портовых комплексах, ориентированных на обслуживание экспортно-импортных потоков.
В результате анализа структуры железнодорожных перевозок по видам контейнеров можно сделать вывод о сокращении объемов перемещения грузов в среднетоннажных контейнерах. Доля данного вида перевозок будет уменьшаться в дальнейшем еще более высокими темпами.
Внешнеторговый контейнерный оборот
Развитие контейнерных перевозок тесно связано с ростом внешнеторгового оборота, прежде всего, импорта (промышленное, машиностроительное, электротехническое, строительное оборудование, бытовая электроника и электротехника, товары народного потребления), товарная структура которого, в отличие от преимущественно сырьевого экспорта, подразумевает использование контейнеров.
Номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах, постоянно расширяется. В настоящее время в контейнерах доставляются грузы, традиционно отправлявшиеся навалом (алюминий, древесина) или в «биг-бэгах» (сахар, какао-сырец, кофе).
Экспортные и импортные контейнерные перевозки
Динамика российского контейнерного экспорта и импорта в 2021–2022 гг. представлена на рисунках 22 - 23.
Рисунок 22 - Динамика экспорта контейнеризированных грузов в 2021−2022 гг., тыс. тонн
На основании приведенных данных можно выделить рост объемов контейнеризированного экспорта химической продукции, который составил 18,3%, а также черных металлов и алюминия − 34,8% и 19,1% соответственно. Объемы экспортной перевозки целлюлозно-бумажной продукции в контейнерах с 2021 г. по 2022 г. снизились на 20,4%, как и древесины − на 6,4%. Данный спад объясняется сокращением совокупного экспорта указанных товарных групп за период.
Развитие контейнерного рынка в России во многом зависит от контейнеризации экспортного потока, который будет уменьшаться или увеличиваться пропорционально росту объемов производства соответствующих товаров. При этом катализатором процесса контейнеризации экспорта являются высокие мировые цены на металлы и продукцию и химической промышленности.
На основании приведенных данных можно отметить рост объемов контейнеризированного импорта всех основных товарных групп, за исключением химической продукции, пластмасс, каучука, резины, а также продуктов животного и растительного происхождения (не произошло существенного изменения). Рост объемов контейнеризированного импорта черных металлов составил 43,0%, машин и оборудования − 24,9%, готовых пищевых продуктов − 9,1%. В целом можно отметить, что за анализируемый период рост объемов контейнеризированного импорта в совокупности по всем товарным группам был равен 7,5%.
Рисунок 23 - Динамика импорта контейнерных грузов в 2021−2022 гг., тыс. т
-
Транзитные контейнерные перевозки
Российские железные дороги являются связующим звеном между Азией и Европой. По территории России проходят общеевропейские транспортные коридоры № 2, № 9 и частично № 1, входящие в два направления: Запад − Восток и Север − Юг.
В обеспечении транспортных связей между Европой и Азией важную роль играет Транссибирская магистраль, являющаяся продолжением Международного транспортного коридора № 2. Этот сухопутный маршрут имеет наименьшее количество пограничных переходов, что значительно упрощает транспортировку грузов из дальневосточных портов в страны Евросоюза.
Объемы транзитных перевозок были представлены выше при описании объемов рынка. Как уже отмечалось, за период 2021−2022 гг. объем данных перевозок сократился на 27%.
Основными причинами такого значительного падения, по мнению аналитиков и участников рынка, являются: потери грузов в дороге, сложная процедура оформления таможенных документов, несовместимость подвижного состава, геополитическая обстановка.
Кроме того, разрабатываются и внедряются новые проекты железнодорожных контейнерных перевозок по альтернативным маршрутам в обход территории России. В частности, регулярные перевозки в сообщении Китай − Казахстан − Россия − Центральная Европа, назначением на контейнерные терминалы в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии. Реализация данных планов может привести к сокращению объемов транзита, в том числе по Транссибирской магистрали.
Несмотря на общее снижение объема транзитных контейнерных железнодорожных перевозок в 2021−2022 гг., за 2022 г. был отмечен рост объемов на уровне 23%.
В соответствии со «Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2030 г.», транзитные перевозки через территорию России возрастут в 1,9 раза и составят более 75 – 84 млн тонн в год.
Таким образом, перспективы развития транзитных маршрутов на территории России неоднозначны, и значительный рост железнодорожных контейнерных перевозок по данному направлению не прогнозируется.
Развитие инфраструктуры контейнерных перевозок
В соответствии со «Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2030 г.» общее число терминально-логистических комплексов должно к 2030 г. достичь 72 ед. (в т.ч. в Московском регионе − 5 комплексов, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области − 3 комплекса).
Стратегией предполагается, что суммарная проектная мощность составит около 100,8 млн тонн грузов в год. Ожидается, что мощность каждого терминально-логистического комплекса будет варьироваться от 0,4 до 2,5 млн тонн в год. Наиболее крупные терминальные логистические комплексы созданы в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
Одним из крупнейших проектов, объявленных в 2021 г. и реализуемых в рамках стратегии, является строительство нового контейнерного терминала ОАО «Владивостокский морской торговый порт». Общая пропускная способность порта с учетом модернизации существующего терминала по переработке контейнеров составила 520 тыс. ДФЭ12.
«Планом стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.» также предусмотрено развитие рынка логистических услуг и международной деятельности, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Планируется создание на сети российских железных дорог эффективной логистической системы. Первоочередным проектом, учитывая сложившийся дефицит высококлассных терминально-складских мощностей в России, является строительство таких центров в наиболее крупных транспортных узлах страны. На первом этапе планируется создание опорной сети из 35–40 центров в ключевых регионах России, что позволит сформировать единое технологическое и информационное пространство для комплексного удовлетворения требований клиентов.
В соответствии с указанным планом рост грузооборота железнодорожного транспорта составит 1,7 раза. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 26%, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки – в 3,7 раза.
В соответствии с планами, объявленными в ноябре 2020 г., ОАО «РЖД» рассчитывает осуществить крупные инвестиционные проекты по расширению терминальных мощностей. Предполагается, что до 2010 гг. будут реализованы следующие проекты: