Файл: Экспертиза как средство управления качеством и конкурентоспособностью товаром.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика экспертизы товаров
1.1. Экспертиза: понятие, виды и область применения
1.2. Качество как основа повышения конкурентоспособности товаров
1.3. Экспертиза как средство повышения качества и конкурентоспособности
Глава 2. Экспертиза исследуемой группы товаров
2.1. Общая товароведная характеристика исследуемой группы товаров
2.2. Характеристика видов экспертизы исследуемой группы товаров
Каждый подкласс подразделяется на группы товаров. Группа товаров - подмножество товаров, удовлетворяющих более специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные, вкусовые, кондитерские и т.д.
Подгруппа товаров - подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Так, группа кондитерских товаров делится на 2 подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением основных компонентов (сахар, мука, жиры).
Вид товаров - совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров, как часть множества, обязательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивидуальным назначением. К другим отличительным признакам вида относятся показатели, позволяющие идентифицировать вид товара. Вид товара распознают по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции. Так, виды сахаристых изделий - карамель и конфеты - отличаются в первую очередь внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют общее назначение - удовлетворять потребность в ощущении приятного сладкого вкуса и индивидуальное -потребность в разной консистенции.
Разновидность товаров - совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, по признаку содержания начинки различают две разновидности карамели - леденцовую и с начинкой.
Наименование товаров - совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, технологией[13].
Наименование товара может быть номинальным и марочным. Номинальное наименование - именное обобщенное название товара, выпускаемое разными изготовителями. Например: карамель Театральная, конфеты Маска и т.д.
Марочное наименование - индивидуальное название товара, выпускаемое определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования. Например, обувь «Саламандра», игристое вино «Абрау Дюрсо».
Деление групп однородных товаров на подгруппы, виды, разновидности и наименования относятся к частной товароведной классификации и рассматриваются в соответствующих разделах товароведения.
Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров (таблица). В основу деления потребительских товаров на роды, классы, подклассы положен иерархический метод классификации, а при делении на группы могут быть использованы совместно иерархический и фасетный методы[14].
Это видно на примере групп подкласса «Продовольственные товары растительного происхождения»: первые 5 групп этого подкласса подразделяются по сырьевому признаку иерархическим методом (зерномучные, плодоовощные, сахар, крахмал, растительные масла и маргариновая продукция). В то же время остальные две группы (вкусовые и кондитерские товары) выделяются по иному признаку - назначению, что свидетельствует о применении фасетного метода, так как в целом при делении на группы используют признаки, независимые друг от друга.
Таблица. Общая классификация продовольственных товаров
№п/п |
Класс: продовольственные товары или пищевые продукты |
|
Подкласс |
Группы однородных товаров |
|
1. |
Растительного происхождения |
Зерномучные Плодоовощные Растительные масла и маргариновая продукция Сахар и его заменители. Крахмал и крахмалопродукты Кондитерские товары Вкусовые |
2. |
Животного происхождения |
Пищевые животные жир Молочные продукты Мясные продукты Рыбные продукты Яйцо и яйцепродукты |
Ассортимент товаров - одна из важнейших характеристик товаров, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности[15].
Итак, мы исследуем такую группу товаров, как «напитки безалкогольные; минеральные воды и прочие питьевые воды в бутылках» (по ОКП – 11.07).
Продажа товаров является завершающей операцией торгово-технологического процесса в торговом предприятии.
В розничной торговле применяют различные методы продажи товаров, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В настоящее время наряду с традиционным методом продажи через прилавок (индивидуальный) применяют прогрессивные методы.
К прогрессивным методам относят продажу товаров: самообслуживание, продажу товаров по заказу населения, продажа товаров на дому покупателей, продажа товаров с открытой выкладкой по образцам через автоматы, продажа товаров по каталогам.
Применение этих методов дает возможность выставить в торговом зале как можно больше товаров, создает покупателям максимум удобства при выборе товаров, значительно сокращает время, затрачиваемое на их покупку. Способствует улучшению экономических показателей работы торговых предприятий: растет товарооборот, снижаются издержки обращения, ускоряется оборачиваемость товаров.
Правильная организация торгово-технологического процесса при использовании любого метода продажи товаров предполагает повышение культуры торговли, в основе которой лежит всесторонняя забота о покупателе.
Культура торговли определяется деловыми качествами работников магазина. Продавец должен знать свойства, назначения товаров, способы кулинарной обработки различных продуктов и многое другое. Кроме квалифицированной консультации, важно предложить, показать и продать товар. Обслуживание должно сопровождаться внимательным, предупредительным отношением к покупателю. Речь продавца должна быть грамотной, спокойной, убедительной. Спокойностью, ритмичностью должны отличаться рабочие движения продавца[16].
При обслуживании покупателей нужно быть тонким психологом, подпирать к каждому индивидуальный подход, оберегая достоинство покупателя, и торгового работника.
Контролер-кассир, продавец должны изучить спрос покупателей и на этой основе вносить предложения по расширению ассортимента и улучшения качества товаров.
Большинство продовольственных товаров передается покупателям в упакованном виде. Если товары были расфасованы и упакованы изготовителем, а их масса указана на упаковке, дополнительное взвешивание этих товаров не производится.
Продовольственные товары, продаваемые вразвес, должны быть упакованы в материалы, соответствующие обязательным требованием стандартов. Цена таких товаров определяется по массе нетто, а плата за упаковку дополнительно не взимается.
Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более могут разрезаться на две или четыре равные части и продаваться без взвешивания. Это правило не распространяется на изделия в упаковке изготовителя[17].
В магазинах самообслуживания для отбора покупателями товаров данной группы должны иметься специальные вилки.
В местах мелкорозничной торговли хлеб и хлебобулочные изделия продаются только в упакованном виде.
Крупа, мука, макаронные изделия и сахар отпускаются как в предварительно расфасованном виде, так и путем взвешивания в присутствии покупателей. Отпуск должен производиться совками, предназначенными исключительно для данного товара. Запрещается продавать отходами макаронных изделий и сахара[18].
Растительное масло, при продаже его вразвес, отпускают в тару покупателя. Для определения массы масло сначала взвешивают тару вместе с воронкой, а потом наливают масло.
Кондитерские изделия продают в предварительно расфасованном виде или взвешивают их в присутствии покупателя. Некоторые изделия отпускают поштучно.
Отпуск товаров, не имеющих фабричной упаковки (пирожных, открытых конфет, весового печенья, мармелада и др.), производиться в чистой таре с обязательным применением щипцов, лопаток, совков и другого инвентаря. Для этих целей не может быть использован тот же инвентарь, что и для других продовольственных товаров, например, крупы, соли[19].
Торты и пирожные с заварным кремом и взбитыми сливками можно продавать только при наличии холодильного оборудования.
Мясо продают зачищенным. Его выкладывают по видам и сортам, так чтобы покупатель имел возможность выбрать понравившийся ему кусок отруба.
Уток и кур продают целиком или разрубленными на две части, а гусей и индеек – на 2, 4, 6, 8 частей. При этом головы, лапы и потроха равномерно распределяют между всеми частями.
Колбасные изделия и копчености отпускают одним куском, а по просьбе покупателя – в нарезном виде.
Сыр, масло, творог и другие развесные молочные продукты отпускают покупателю завернутыми в пергамент, чистую оберточную бумагу или другой отвечающий требованиям стандартов материал. Продукты укладывают на бумагу ножом, не дотрагиваясь до них руками.
Картофель и плодоовощные товары продают в заранее расфасованном виде или взвешивают их в присутствии покупателя. При этом продукция, расфасованная непосредственно в магазине, должна быть продана, как правило в день ее расфасовки[20].
Взвешивание картофеля, овощей или фруктов допускается в инвентарной таре. Такая тара на видном для покупателя месте должна иметь четкое обозначение ее массы.
При отпуске плодоовощных товаров продавец обязан производить отсортировку брака и неполноценной продукции, образующейся в процессе продажи.
2.2. Характеристика видов экспертизы исследуемой группы товаров
Под исследуемой группой товаров мы понимаем «напитки безалкогольные; минеральные воды и прочие питьевые воды в бутылках» (по ОКП – 11.07).
При экспертной оценке требования к характеристикам товаров или иных объектов могут устанавливаться не только нормативными документами, но и экспертами. Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упаковочные единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, которые определяются как совокупность единичных экземпляров и/или упаковочных единиц, объединенных общностью признаков: единовременностью выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.
Цель товарной экспертизы - проведение количественных и качественных оценок основополагающих характеристик товара, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному изменению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
- осуществлять правильный подход к выбору свойств, показателей ассортимента и качества товаров в соответствии с целью экспертизы;
- измерять количественные и определять стоимостные характеристики товаров;
- выявлять соответствие действительных значений показателей установленным требованиям;
- анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.
При проведении экспертизы эксперты должны соблюдать следующие принципы: объективность, независимость, компетентность, системный подход, эффективность, безопасность товара для потребителя и окружающей среды.
Объективность - недопущение или устранение субъективизма в экспертных оценках. Соблюдение этого принципа достичь весьма сложно, так как экспертиза проводится человеком (субъектом), а человеку присущи индивидуальные особенности восприятия цвета, вкуса, запаха и других ощущений, что предопределяет определенный субъективизм в экспертных оценках.
Для преодоления субъективизма применяются определенные приемы, такие как введение в состав экспертных комиссий специалистов одного профиля или, наоборот, - разных профилей, взаимно дополняющих друг друга.