Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Характеристика менеджмента как вида деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика менеджмента как вида деятельности
1.1. Понятие и значение менеджмента в современности
Глава 2. Менеджмент как система управления
2.2. Организационная культура и эффективность менеджмента организации
Глава 3. Сравнительный анализ статусов менеджера и предпринимателя
Развитие управления начинается с определения миссии, стратегии и ценностей на основе анализа прошлого и видения будущего. Главное требование управления в создании новой стоимости для предприятия и клиента. Поэтому соответствие миссии и стратегии потребностям рынка и единое их понимание всем персоналом – своего рода идеологическая основа управления[24]. Когда весь персонал одинаково представляет миссию и стратегию предприятия, тогда каждый член коллектива – будь то руководитель или рядовой работник – понимает смысл своего труда и умеет реализовать способности в интересах дела и личных одновременно. Эти две стороны одной медали решают больше половины всех проблем управления, так как подталкивают к самоуправлению. С этого начинается переориентация людей.
Для повышения эффективности необходима горизонтальная интеграция традиционных функций управления и переработки продукции. Маркетинговые, закупочные и производственные подразделения тех или иных компаний включаются в сквозные команды. Последние новации в этой сфере – создание предпринимательских команд, в которых объединяются не только внутрифирменные подразделения, но представители (и команды) клиентов и поставщиков. Функции и операции, которые не повышают стоимости продукции, ликвидируются или продаются предприятиям, способным извлекать из них прибыль.
Глава 3. Сравнительный анализ статусов менеджера и предпринимателя
Анализ понятий «менеджер» и «предприниматель» представляет собой интерес (как практический, так и научный). Сразу можно сказать, что у предпринимателя и менеджера много сходств. Так, их действия так или иначе нацелены на достижение успеха (коммерческого, имиджевого) предприятия или организации. Нередко их пожелания в построении стратегии достижения такой цели совпадают, поскольку они «родственные».
На уровне небольших (малых) предприятий (или микропредприятий) предприниматель зачастую материализует функцию менеджера, выполняет аналогичную работу. Также оба этих субъекта, находясь «у руля» предприятия, аналогичным образом руководят им, выполняя опять же схожие функции.
Как отмечает А. Харинский, роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития, выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной и коммерческой деятельности[25].
Необходимо отметить, что все-таки принятие решений, управленческих действий, ожидается более от менеджера (конечно, не менеджера, к примеру, в салоне сотовой связи), так называемого «топ-менеджера», как более способного к этой деятельности субъекта. А этого от предпринимателя в принципе и не требуется. Наняв профессионала, предприниматель может быть спокоен.
Рассматриваемые нами субъекты пользуются по сути аналогичной информацией (о рынках, налогообложении, льготах, ресурсах и т.п.). То есть, информация эта очень разносторонняя, из различных областей деятельности. Поэтому даже появилось понятие «предприниматель-менеджер», поскольку грани между ними постепенно затираются. Предприниматель-менеджер использует более гибкие методы и формы управления. Поэтому следует, что любой предприниматель «по своей природе» выступает также и менеджером. В большинстве случаев предприниматель полагается (добровольно либо в силу обстоятельств) на менеджеров. Это может быть и один менеджер, которому подчиняется штат помощников (консультантов, менеджеров низшего уровня и т.д.).
Предприниматель, скорее всего, нуждается в команде менеджеров либо хотя бы в наличии одного консультанта (или менеджера). В свою очередь, в организации может быть и один менеджер, управляющий несколькими помощниками. Взаимоотношения между предпринимателем и менеджером строятся обычно на основе договора.
С полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера — предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников[26]. Отметим, что нечастое явление в настоящее время, имеет место в основном в небольшом бизнесе. Это можно объяснить тем, что в современности большую роль играют эффективные менеджеры, управленцы, но не предприниматели как таковые.
В свою очередь, менеджер должен уметь многое, он должен обладать не только качествами предпринимателя, он должен знать азы руководства, уметь ими пользоваться, уметь «манипулировать» людьми во благо общего дела, он должен быть готов к риску, активным действиям. Менеджер должен уметь руководить, побуждать подчиненных к послушанию. Также он должен в нужный момент сделать тяжелый выбор, кого оставить в команде, а с кем расстаться. Психологически это очень тяжело, менеджер порой вынужден обратиться за помощью узких специалистов (психологов, медиков и т.д.). Он должен уметь определить потенциал того или иного сотрудника, для достижения в дальнейшем общей цели.
Иногда менеджер выступает в качестве основного руководителя коллектива, когда требуется молниеносное решение ситуации.
Если говорить об основных различиях в статусе предпринимателя и менеджера, то нужно отметить следующее.
Предприниматель как менеджер (в одном лице) может хозяйствовать в рамках одной небольшой организации, когда производство нацелено на производство одной-двух услуг (товаров, работ). Но когда масштабы производства увеличиваются, разрастается сеть сбыта (филиалов, представительств), возникает необходимость в дополнительных производствах, дополнительных поставках и т.д., предприниматель нуждается в помощниках.
Происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управления ими. В этот момент и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности - профессиональный менеджер[27]. Когда одного его недостаточно в силу развитой сети направлений деятельности предприятия, требуется помощь нескольких менеджеров.
Предприниматель все-таки не может считаться менеджером целиком, т.к. это разные понятия. Предприниматель по отношению к своему предприятию может занимать разные позиции (может вести общее руководство, может возглавлять совет директоров, может быть единоличным исполнительным органом, может быть «почетным директором» и т.д.).
Одной из самых распространенных и катастрофических по последствиям ошибкой предпринимателя является передача управленческих функций наемным менеджерам без определения правил игры[28].
Менеджер же может быть и руководителем организации, внешним управляющим, руководителем среднего звена и т.д. Как бы подстраиваясь под роль предпринимателя, менеджер вправе направлять ресурсы, силы предприятия на то направление, где это необходимо в данный момент, где это наиболее выгодно. Ему нужно уметь работать и с производством (либо это может быть технический директор, менеджер), и с трудовым коллективом. Необходимо знать подход к работникам, к их потребностям, чтобы в итоге повысить продуктивность работы людей.
Если рассматривать предпринимателя и менеджера с точки зрения правового статуса, то они тут тоже отличаются. У них в этом плане различные деловые интересы.
Также следует отметить следующие различия между предпринимателем и менеджером.
Предприниматель ориентирован на поиск новых возможностей при быстрой смене технологии, изменении потребительского спроса, социальных предпочтений и т.п.; менеджер - на выполнение плана и подсчет эффективности использования ресурсов[29]. Это с точки зрения стратегической ориентации.
Отличны их действия с точки зрения реализации замысла. Если менеджер к новому делу (новой затее) относится настороженно, неохотно, то предприниматель здесь более раскован, производит манипуляции в сжатые сроки.
С точки зрения отношения к ресурсам, предприниматель их как раз вводит (изыскивает и т.д.), а менеджер ресурсы получает для дальнейшей работы.
У данных субъектов разное отношение к аренде. Если предприниматель легко что-то арендует (здание, сооружение, производственные мощности, транспорт, активы), то менеджер более склонен к экономии средств, арендовать он не любит.
Предприниматель более склонен к неформальным связям, не любит бюрократизировать процесс руководства. Менеджер же выстраивает иерархию руководства, с выделением функций, прав и обязанностей каждого.
Цель менеджмента заключается в обеспечении стабильной прибыли, в получении доходов (регулярных) путем достижения рациональности в управлении, сочетая управление производством и использование возможностей персонала предприятия.
В конечном итоге, прибыльность и отражает работу предприятия (организации), причем – растущая прибыльность. Она является «лицом» эффективного построения менеджмента.
В целом, предприниматель и менеджер занимают разные позиции в рыночной экономике и имеют разные цели[30]. Менеджер отвечает за функционирование производства товаров (услуг, выполнение работ). Предприниматель должен вовремя оценить отсутствие связи между спросом и предложением, он также должен увидеть новые явления на рынке, новые потребности и т.д. Он должен «аккумулировать» новые идеи, которые обычно затем передаются в работу менеджерам. Поэтому можно сказать, что если менеджер придает стабильность системе управления предприятия, цементирует процесс управления, то предприниматель, по сути, направляет свои действия на разрушение системы управления, что приводит к обновлениям и новым идеям. Предприниматель и менеджер нужны друг другу, они взаимодополняют друг друга.
Менеджер настраивает на принятие грамотных решений, он должен их предлагать. Он выступает наемным работником. Все другое (сохранить работу предприятия, избежать банкротства, закрепить работу организации на рынке) исходит от руководителя (предпринимателя).
Предприниматель рискует активами (собственными, заемными), а менеджер – должностью, имиджем.
Таким образом, менеджер и предприниматель, осуществляют свою деятельность на общих началах, поэтому у них много общего.
Для общего успеха созданного предприятия, менеджер необходим предпринимателю. Менеджер обладает для этого опытом, потенциалом руководства, знаниями (собственно, для этого его и нанимают). Предприниматель между тем может заниматься иными процессами и вопросами.
Много между предпринимателем и менеджером отличий, мы их отметили выше. Предприниматель в принципе может быть и менеджером, но это, во-первых, сложно осуществить с точки зрения высокой эффективности совмещения данных направлений деятельности. Во-вторых, предпринимателю может не хватать соответствующих знаний для этого. В целом, выполнение функций и предпринимателя, и менеджера – редкое явление.
Заключение
Менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта – дело очень ценное и полезное, что начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем.
История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И, конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения – все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль.
Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20 -30-е годы нынешнего столетия. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуется компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.
Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова «manage» (латинское «manus») - «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».