Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Характеристика менеджмента как вида деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика менеджмента как вида деятельности
1.1. Понятие и значение менеджмента в современности
Глава 2. Менеджмент как система управления
2.2. Организационная культура и эффективность менеджмента организации
Глава 3. Сравнительный анализ статусов менеджера и предпринимателя
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
МЕНЕДЖМЕНТ
ЯВЛЕНИЕ
НАУКА
ЛЮДИ
ПРОЦЕСС
ИСКУССТВО
ОРГАНЫ
Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.
С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.
Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.
Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.
Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.
Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.
Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако, такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.
Наконец, отметим различия между государственным управлением и менеджментом существуют и выражаются в следующем.
1. Органы исполнительной власти и частные организации действуют на основании действующего законодательства. Деятельность государственной организации, как правило, регулируется Конституцией, федеральными законами, правительственными постановлениями, опирающимися на силу закона. Все корпорации и частные структуры действуют на основе Устава предприятия.
2. В правовом отношении от руководителя обоих типов организаций требуется, чтобы они действовали в рамках закона. Однако в законе обязанности и ответственность государственного служащего обычно излагаются более подробно, чем его коллеги из частного сектора. При передаче дела на судебное разбирательство вероятность наступления ответственности руководителя госучреждения гораздо выше, чем у второго. Ответственность за действия руководителя органа исполнительной власти может нести государство или вышестоящая структура.
3. Государственная организация в своей деятельности больше зависит от вышестоящих организаций и властных структур, которые предопределяют многие стратегические решения. Частная организация в большей степени зависит от воздействий внешней среды и уровня менеджмента.
4. В российской практике есть существенная разница между финансированием государственного и частного предприятия. Финансовое положение государственной организации зависит от бюджетных отчислений, какие бы деньги она ни зарабатывала. Частная организация платит налоги, но ее финансовое благополучие все-таки зависит от того, сколько ей удалось заработать и каковы ее позиции на рынке. В зарубежной практике уровень финансирования государственных организаций выше.
5. Частная организация подвержена воздействию практически всех видов рисков, которые действуют на рынке: финансовых, инвестиционных, кредитных, технических, предпринимательских и др. Государственная организация не столь зависима от различных видов рисков. Как бы она ни работала, бури проносятся над ее головой, на нее в большей степени воздействуют политические риски, и судьба такой организации, как правило, решается правительством или законодательными органами.
Итак, несмотря на имеющиеся различия между государственным управлением и менеджментом, можно сделать вывод, что в последнее время обозначилась тенденция методологического сближения этих сфер социального управления. Методы и инструментарий менеджмента можно и необходимо использовать в сфере государственного управления с учетом его особенностей и специальных функций.
Список используемых источников
- Американская ассоциация маркетинга [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy-ru.info/info/340/.
- Ануфриева А.А. Право ВТО и международно-правовое регулирование иностранных инвестиций // Современное право. - 2013. - № 3. - С. 40 - 143.
- Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
- Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент: Курс лекций. Выпуск 3. - М.: Эльф К, 1999.
- Бандурин А.В., Чуб Б.А Оценка эффективности стратегического менеджмента организации. - [Электронный ресурс]. - http://www.cfin.ru/management/chub/04_12.shtml.
- Вербицкая-Линник Ю. Инвестор в курсе дела // ЭЖ-Юрист. - 2017. - № 39. - С. 4.
- Веснин В.Р. Менеджмент в схемах и определениях: учебное пособие. - М.: Проспект, 2015. - 120 с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2013. – 320с.
- Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
- Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2001.
- Дегтярева Н.М., Фирсова И.А., Глухова А.А. Оперативно-производственное планирование и диспетчирование производства. -Тольятти: Издательство ТГУ, 2008. – 21 с.
- Залесский Л.Б. Экономический менеджмент: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 220 с.
- Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2002.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
- Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. – М.: Русская деловая литература. – 1999. - 320 с.
- Менеджмент: Учеб. для вузов по эконом. спец. / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: ЮНИТИ, 2001.
- Маслов Д., Ватсон П. Цифры расскажут больше, чем менеджеры // Журнал «Консультант». - № 7. – 2005.
- Менеджмент / Под ред. М.Л. Разу и Ф.М. Русинова. - М.: «ФБК-Пресс», (Современный Российский менеджмент), 1998.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М., 1999.
- Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2014. – 640 с.
- Питер Ф. Друкер Новые реальности. - М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994.
- Плахова Л.В., Анурина Т.М., Легостаева С.А. Основы менеджмента: учебник. – М.: Кнорус, 2010. – 564 с.
- Смешанная экономическая система [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vuzlit.ru/1144797/smeshannaya_ekonomicheskaya_sistema.
- Стерлигова А.Н. Современный состав видов менеджмента организации // Вестник университета (Государственный университет управления). - № 4 (17). – 2006. – С. 183-194.
- Харинский А. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alexeykharinskiy.ru/vzaimosvyaz-menedzhera-i-predprinimatelya-ix-sxodstva-i-razlichiya.
- Фей Карл Ф. Организационная культура и эффективность: пример изучения иностранных компаний в России. – М., 2000.
-
Залесский Л.Б. Экономический менеджмент: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 7. ↑
-
Стерлигова А.Н. Современный состав видов менеджмента организации // Вестник университета (Государственный университет управления). № 4 (17). 2006. С. 183-194. ↑
-
Американская ассоциация маркетинга [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy-ru.info/info/340/. ↑
-
Смешанная экономическая система [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vuzlit.ru/1144797/smeshannaya_ekonomicheskaya_sistema. ↑
-
Ануфриева А.А. Право ВТО и международно-правовое регулирование иностранных инвестиций // Современное право. 2013. № 3. С. 40 - 143. ↑
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1999. С. 38. ↑
-
Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2001. С. 18. ↑
-
Питер Ф. Друкер Новые реальности. М.: СП "Бук Чембер Интернэшнл", 1994. С. 319. ↑
-
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2014. ↑
-
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2002. С. 3. ↑
-
Плахова Л.В., Анурина Т.М., Легостаева С.А. Основы менеджмента: учебник. М.: Кнорус, 2010. С. 120. ↑
-
Плахова Л.В., Анурина Т.М., Легостаева С.А. Основы менеджмента: учебник. М.: Кнорус, 2010. С. 129. ↑
-
Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. С. 81. ↑
-
Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. М.: Проспект, 2013. С. 64. ↑
-
Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. С. 122. ↑
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. C. 82. ↑
-
Дегтярева Н.М., Фирсова И.А., Глухова А.А. Оперативно-производственное планирование и диспетчирование производства. Тольятти: Издательство ТГУ, 2008. С. 9. ↑
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. C. 87. ↑
-
Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. С. 129. ↑
-
Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. С. 133. ↑
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. C. 91. ↑
-
Фей Карл Ф. Организационная культура и эффективность: пример изучения иностранных компаний в России. М., 2000. ↑
-
Глухов В.В. Менеджмент: для экономических специальностей. Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. С. 136. ↑
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. C. 95. ↑
-
Харинский А. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alexeykharinskiy.ru/vzaimosvyaz-menedzhera-i-predprinimatelya-ix-sxodstva-i-razlichiya. ↑
-
Харинский А. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alexeykharinskiy.ru/vzaimosvyaz-menedzhera-i-predprinimatelya-ix-sxodstva-i-razlichiya. ↑
-
Харинский А. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alexeykharinskiy.ru/vzaimosvyaz-menedzhera-i-predprinimatelya-ix-sxodstva-i-razlichiya. ↑
-
Вербицкая-Линник Ю. Инвестор в курсе дела // ЭЖ-Юрист. 2017. № 39. С. 4. ↑
-
Харинский А. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alexeykharinskiy.ru/vzaimosvyaz-menedzhera-i-predprinimatelya-ix-sxodstva-i-razlichiya. ↑
-
Харинский А. Взаимосвязь менеджера и предпринимателя. Их сходства и различия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alexeykharinskiy.ru/vzaimosvyaz-menedzhera-i-predprinimatelya-ix-sxodstva-i-razlichiya. ↑