Файл: Содержание введение стр. 34 Основная часть (содержание педагогической практики) стр. 529 Заключение стр. 30 Приложения стр. 31238 введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 909

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Его главное назначение - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Известны множество моделей структуры портфолио. В нашей школе мы придерживаемся следующих пунктов:

1. Общие сведения об учителе: Ф.И.О, год рождения, образование, трудовой и педагогический стаж работы, повышение квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма и копии документов.

2. Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  • обоснование выбора используемых образовательных технологий;

  • обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

  • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;

  • работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;

  • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах

  • участие в методических и предметных неделях;

  • организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; проведение научных исследований;

  • разработка авторских программ;

  • подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Важное предназначение портфолио учителя – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Также во время прохождения практики я занимался изучением современных образовательных технологий в начальной школе, которые в учебном процессеиспользуются для реализации познавательной и творческой активности школьника.

Технологии классифицируют по:

  • характеру содержания образования (светские и религиозные, обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические);

  • категориям обучающихся (массовая школа; продвинутый уровень (лицеи, гимназии и т.д.); компенсирующее обучение (классы коррекции, поддержки, выравнивания); работа с трудными и одаренными детьми в рамках массовой школы);

  • длительности применения (дисциплина, тема, модуль, урок);

  • организации учебной деятельности (классно-урочная система (дидахография); современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; групповые и дифференцированные способы обучения и др.);

  • отношению к ребенку (авторитарная; личностно-ориентированная; технология сотрудничества и т.д.


В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся такие технологии как: информационно – коммуникационная технология, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс – технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии и традиционные технологии (классно-урочная система).

Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Информационные и коммуникационные технологии.

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Урок с использованием информационных технологий становится более наглядным для учащихся, появляется мотивация к изучению предмета.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке.

Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).


Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом.

На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы.

Основные методические приемы развития критического мышления: прием «Кластер», таблица, учебно-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, зигзаг, прием «Инсерт», эссе, «Корзина идей», синквейн, метод контрольных вопросов, «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», круги по воде, ролевой проект, «Да – нет», «Чтение с остановками», «Взаимоопрос», «Перепутанные логические цепочки», «Перекрёстная дискуссия».

Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; это способствует развитию исследовательских умений и системного мышления.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел - реализация - продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

  1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

  2. Формулирование цели и задач деятельности.

  3. Составление плана и программы.

  4. Выполнение плана.

  5. Презентация готового продукта.

Технология развивающего обучения.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй.


Это и есть зона ближайшего развития. Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и
Д.Б. Эльконина.

Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых разрешить ситуации, снять возникшее противоречие.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

  1. строят гипотезу,

  2. намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

  3. аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.


Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

  • четкая организация учебного труда;

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • смена видов деятельности;

  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

  • место и длительность применения ТСО;

  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

  • профилактика стрессов;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Игровые технологии.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.

Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.