Файл: Содержание введение стр. 34 Основная часть (содержание педагогической практики) стр. 529 Заключение стр. 30 Приложения стр. 31238 введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 907
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в социуме которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.
В игровой деятельности учебный процесс познания становится доступным и увлекательным для школьников и усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Современные образовательные технологии способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
Изучая данную тему, я осознал, что больше всего меня радует существование информационных технологий. Потому что современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Это очень помогает разнообразить учебный процесс, сделать его ярким и запоминающимся, а также сильно упрощает учителю подготовку к урокам.
Данную тему мне было очень интересно изучать, я уверен, что многие технологии мне пригодятся.
Также во время прохождения практики очень интересным мне показалась тема создания предметно-развивающей среды. Ведь данный фактор, действительно, отчасти обеспечивает результативность методической деятельности учителя начальных классов.
Оформление кабинета должно быть направлено на реализацию образовательной, развивающей и воспитывающей целей.
Учебный кабинет должен содержать:
информационное обеспечение;
средства, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы;
условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению разных предметов;
средства, обучающие учащихся практическим предметным, меж предметным и надпредметным навыкам.
Материально-техническая база МБОУ СОШ № 18 г. Мурманска представлена приложении 3.
Тема «Изучение, обобщение, распространение и использование передового методического опыта в области начального общего образования» показалась мне самой трудной из всех.
Передовой педагогический опыт – это совокупность освоенных преподавателем педагогических знаний, умений и навыков, способствующих достижению устойчивых высоких показателей в развитии, обучении и воспитании студентов. Передовой опыт должен быть актуальным, доступным, иметь практическую направленность, соответствовать требованиям педагогики и психологии, обеспечить достижение положительных результатов при меньших, чем это имеет место на практике, затратах сил, времени и средств.
Передовой педагогический опыт обеспечивает: решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества; внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику; выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса; корректирование и доводку новаций для разнообразных видов и условий образования; выработку рекомендаций для педагога.
Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
Элементы педагогического мастерства:
1. Гуманистическая направленность — интересы, ценности, идеалы.
2. Профессиональное знание предмета, методики преподавания, педагогики, психологии.
1. Педагогические способности:
-
коммуникативность — расположенность к людям, доброжелательность, общительность; -
перцептивные способности — профессиональная зоркость, педагогическая интуиция; -эмоциональная устойчивость — способность владеть собой; -
оптимистическое прогнозирование; -
креативность — способность к творчеству.
2. Педагогическая техника:
-
умение управлять собой — владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи; -
умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач — дидактические, организаторские умения, владение техникой взаимодействия.
Творчески относящийся к своей работе преподаватель всегда стремится ознакомиться с работой других, более опытных педагогов по литературным источникам, материалам, имеющимся в методическом кабинете, участвовать в работе методических комиссий, педагогических конференций, педагогических чтений, на которых передовые педагоги делятся своими достижениями.
Этапы обобщения передового педагогического опыта:
1. Подготовительный этап (изучение литературы по теме опыта и создание картотеки материалов. Подготовка базы изучения и обобщения опыта: комплекс диагностических методов, определение результата обобщения опыта);
2. Изучение опыта – накопление фактического материала (проводится на основании комплекса подготовленного диагностического инструментария, посещения практических мероприятий и др. В процессе изучения оказывается необходимая методическая помощь и идет сбор фактического материала);
3. Обобщение опыта (форма обобщения. Анализ и обработка полученных данных. Установление соответствия критериям передового педагогического опыта. Описание опыта работы.):
-
формулировка основных идей, на которых построен опыт; -
обоснование правомерности, продуктивности и перспективности этих идей; -
раскрытие условий, при которых возможна их реализация; -
выявление объективных закономерностей, творческого использования и развития данного опыта.
4. Пропаганда и распространение опыта (в зависимости от темы и значимости обобщенный опыт может быть рассмотрен на методическом или педагогическом советах. Принимается решение о распространении и внедрении передового опыта в массовую. Пропаганда опыта осуществляется посредством устных, печатных, наглядных и комплексных форм;
5. Внедрение опыта (процесс внедрения состоит из ознакомления педагогов с опытом работы, разъяснения его преимуществ и значения для развития практической деятельности; обсуждения и принятия решения о внедрении опыта; создания соответствующих условий для использования ведущих идей передового опыта; оказания необходимой методической помощи; подведение итогов внедрения, определение достигнутых результатов и перспектив дальнейшей работы).
Возможность распространения опыта предоставляется на педагогическом совете, заседании методического объединения, творческом отчете, различных конкурсах педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.), научно-практических конференциях, с помощью наставничества, публикации в методических журналах, мастер-классов и семинаров.
Следующим этапом было изучение темы «Осуществление исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования».
Исследовательская деятельность учащихся - это процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Анализируя опыт организации исследовательской деятельности, можно прийти к следующим выводам:
1. Организация исследовательской деятельности школьников является следствием социального заказа общества и государства.
2. Занятия школьников исследовательской деятельностью являются приоритетом среднего и в большей степени старшего школьного возраста. В то же время, младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие и сензитивность (характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители).
Не смотря на это, исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Любое исследование имеет структуру: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Однако полноценная проектная деятельность еще трудна для младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания или задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
Существуют следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей - использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся - реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.