Файл: Теоретические основы технологии применения идк в автомобильных пунктах пропуска таможенных органов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, применение ДРТ в рамках таможенного контроля в настоящее время, как правило, совершается на основании принципа выборочности. Несмотря на стремление таможенных службы обеспечить все таможенные посты современными досмотровыми техническими средствами, невозможно обеспечить проведение досмотра всех товаров перемещаемых через таможенную границу и одновременно соблюсти таможенное законодательство в рамках временных норм отводимых на проведение выпуска товаров. Принцип выборочности, который, является одним из основополагающих применяется на базе системы управления рисками исходя из факта срабатывания профиля риска на тот или иной товар, обладающий перечнем характеристик, таких как, например страна происхождения товара и вид товара или участника внешнеэкономической деятельности.

  1. Инспекционно- досмотровые комплексы (далее- ИДК) - применение ИДК является одним из наиболее эффективных способов для досмотра крупногабаритных грузов. Технология использовании ИДК позволяет произвести таможенный досмотр без проведения вскрытия грузового транспортного средства и получить информацию о провозимых в них товарах в виде изображения и провести идентификацию товаров, обнаружить в них предметы, а также произвести ориентировочную оценку количества перевозимых в них товаров.

  2. Средства поиска – при проведении таможенного контроля активно применяются различные виды средств поиска, они подразделяются на:

  • металлодетекторы

  • эндоскопы

  • досмотровые щупы

  • досмотровые зеркала

Применение каждого из данных видов обусловлено поставленными задачами и условиями проведения таможенного контроля.

Металлодетекторы – позволяют обнаружить предметы из черных и цветных металлов. Металлодетекторы могут использоваться как в стационарных условиях, так и в качестве портативных и переносных. Эндоскопы это такие оптические приборы, которые, как правило, применяются для исследования труднодоступных мест в транспортных средствах и емкостях заполненных различными жидкостями, в том числе и опасными. Эндоскопы могут быть жесткими, гибкими и полужесткими. Эндоскоп представляет собой металлическую трубку различной длины и диаметров, со встроенной системой оптических элементов и световолоконным жгутом подсветки. Досмотровые щупы имеют форму металлического стержня разных размеров и диаметров. Досмотровые щупы применяются для забора проб из вложений, прокалываемых из объектов позволяющих осуществить погружение досмотрового щупа в сыпучие грузы. Досмотровые зеркала выполнены в форме телескопических держателей с набором сменяемых зеркал разных форм и размеров, применяются с использованием осветительных приборов для досмотра
труднодоступных мест автотранспортных средств, а также оснащены специальными крючками для изъятия предметов.

  1. Средства нанесения и считывания специальных меток. Под средствами нанесения и считывания, специальных меток понимаются такие специальные предметы как флуоресцентный фломастер и ультрафиолетовые фонари. Флуоресцентные фломастеры применяются для нанесения меток на контейнера, пломбы и запорные устройства. Целью использования флуоресцентных фломастеров является защита от вскрытия, подделки и нарушения целостности запорных устройств. А в свою очередь ультрафиолетовые фонари служат для обнаружения нанесенных меток на запорные устройства и позволяют инспекторам проводящим досмотр обнаружить и идентифицировать проставленные знаки и символы, которые были использованы для маркировки и защиты объекта.

  2. Технические средства подповерхностного зондирования. Использование технических средств подповерхностного зондирования направлено на выявление радиоактивных, наркотических и взрывчатых веществ, а также химических и биологически опасных веществ. Данные средства применяются для исследования и сканирования неоднородных и скрытых полостей. Данные средства работают на основе рентгеновского сканирования и применения дистанционных технологий.

  3. Технические средства идентификации (ТСИ). Одним из ключевых средств таможенного контроля являются технические средства идентификации. Их основное назначение это определение подлинности перевозимых через таможенную границу особых категорий товаров, а также распознавание подлинности документов, пломб, печатей. К особым категориям товаров относятся драгоценные металлы, наркотические, взрывчатые вещества и криминалистические комплексы.

  4. Химические средства идентификации (ХСИ). Химические методы применяются и используются для установления химических показателей при помощи стандартных веществ и измерительных приборов. Химические методы позволяют определить состав веществ и содержание в них примесей. В специфике деятельности таможенных органов химическая идентификация в первую очередь направлена на обнаружение перевозимых наркотических веществ скрытным путем. Также немаловажным является обнаружение взрывчатых веществ с помощью различных химических методов.

  5. Технические средства документирования. Одной из немаловажных задач таможенного контроля является выявление фактов контрабанды, а также подтверждение и сбор доказательств подтверждающих факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Для получения вещественных доказательств применяются такие технические средства, как фото и видеокамеры, диктофоны. Также в перечень средств в данной категории входят системы позволяющие сохранять и изучать собранные при помощи вышеупомянутой техники доказательства.

  6. Технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации. В специфику проведения таможенного контроля входит: контроль за перемещаемыми информационными носителями, содержащими информацию, попадающую под защиту авторских прав. Данные информационные носители могут содержать программное обеспечение, литературные, художественные и музыкальные произведения, которые попадают под защиту авторского права. Следовательно, одной из задач сотрудников отдела таможенного контроля является выявление и пресечение нарушений таможенного и гражданского законодательства в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

  7. Системы визуального наблюдения. Система визуального наблюдения является одним из первичных методов таможенного контроля, данные системы используются в пунктах пропуска на границе, а также в аэропортах, в зоне зеленого и красного коридора. Они существуют для проведения первичного контроля и выявления и подтверждения факта нарушений таможенного законодательства в области незаконного перемещения товаров.

  8. Технические средства измерения количественных и качественных показателей лесо - и пиломатериалов. Современные условия внешнеторговой деятельности, а именно специализация ряда регионов Российской Федерации на экспорте лесо - и пиломатериалов создала необходимость для выделения отдельной группы технических средств осуществляющих контроль количественных и качественных показателей данной группы товаров. Первоочередной задачей, которая стоит перед сотрудниками таможенных органов является определение вида и породы древесины, с помощью специальных приборов и методик. В качестве элементарных средств применяемых для исследования данной товарной группы используются такие инструменты, как измерительные рулетки, линейки, скобы и вилки. Одним из важнейших показателей, позволяющий идентифицировать товар и отнести его к тому или иному виду или породе, является показатель влажности, который определяется с помощью специального прибора. Использование измерителя влажности, а также иных приборов и инструментов в ходе таможенного контроля, позволяет сотрудникам таможенных органов не прибегая к помощи эксперта определить код товара и надлежащим образом провести таможенное оформление.

  9. Системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств. Системами считывания и распознавания номеров транспортных средств в настоящее время, как правило, оборудованы большинство автомобильных пунктов пропуска, данные системы позволяют идентифицировать транспортные средства до момента пересечения ими таможенной границы провести первичный контроль на основании базы данных автотранспортных средств и выявить потенциальные риски. Также существование данных систем позволяет сотрудникам таможенных органов в оценке нагрузки на пункт пропуска и её распределении.

  10. Технические средства для осуществления транспортного контроля. Данная группа технических средств направлена на измерение физических характеристик транспортных средств, в первую очередь это оценка габаритов. Наиболее эффективным комплексом, применяемым в данной категории технических средств является система автоматизированного контроля, габаритов грузовых автотранспортных средств. Целью использования данных приборов является оценка допустимой нагрузки на транспортное полотно и проходимости по магистралям.

  11. Оптические устройства и приборы. Одной из задач сотрудников таможенных органов является выявление и пресечение факта незаконного пересечения таможенной границы. Как правило, зона таможенного контроля оснащена системами ночного видения и тепловизорами. Сотрудники таможенных органов в ходе осуществления действий по преследованию нарушителей таможенной границы могут использовать портативные приборы ночного видения, и тепловизоры. Для наблюдения за таможенной границей применяются средства приближения и отдаления объектов в виде биноклей. Также тепловизоры могут применяться в ходе таможенного контроля над физическими лицами при пересечении ими таможенной границы.

  12. Приборы взвешивания (весы). Основная задача этих приборов проверка соответствия данных указанных в сопроводительных документах, фактическим. Данные приборы подразделяются на электронные, автомобильные и железнодорожные. Электронные весы являются наиболее точными, так как, у них самая маленькая погрешность, и они позволяют произвести измерения мизерных объектов.


Технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, выделены в отдельную категорию технических средств. Технические средства таможенного контроля делящихся радиоактивных материалов направлены на обнаружение альфа, бета и гамма излучений. Системой радиационной безопасности подразделяются на: стационарные, мобильные и поисковые, стационарные в свою очередь, могут быть: железнодорожными, автомобильными и пешеходными. Данные приборы бывают трех видов: радиометр–спектрометр, дозиметр–радиометр, индикатор – сигнализатор. Радиометр-спектрометр служит для измерения количественных характеристик ядерных излучений для последующей их обработки на компьютере. Дозиметр-радиометр используется для измерения мощности дозы гамма-рентгеновского излучения, а также измерения степени загрязнения поверхностей альфа и бета активными веществами. Индикатор-сигнализатор применяется для поиска, обнаружения и локализации радиоактивных источников по их гамма-излучению, а также для измерения мощности. ТСТК включают в себя различные виды приборов, аппаратуры, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежностей и материалов, а также разнообразные компоненты и комплексы. Они представлены наборами отдельных приборов, устройств, инструментов и приспособлений (например, наборы технических средств поиска и досмотра, комплекты для оперативной диагностики таможенных документов и др.), предназначенных для выполнения особо сложных оперативно-технических действий (например, ИДК). Для некоторых из них существуют свои принципы классификации (по сущности и функционированию, назначению, конструкции, условиям работы и т.д.). Так, металлоискатели по назначению и конструкции делятся на стационарные и ручные.

Последние, в свою очередь, делятся на металлоискатели, работающие по принципу функционирования на «прием-передачу», «на биениях», импульсные и другие.

Высокая результативность контроля достигается комплексным применением технических средств на каждом конкретном участке таможенного контроля, будь-то контроль средне- и крупногабаритных грузовых отправок или всех видов транспортных средств международного сообщения.

Хотелось бы более подробно рассказать про инспекционно- досмотровые комплексы, применение которых является одним из наиболее эффективных способов для досмотра крупногабаритных грузов.


На сегодняшний день в ФТС России эксплуатируется около 60 видов ИДК, выполняющих важнейшую функцию предотвращения преступлений, таких как контрабанда.


1.3 Теоретические основы технологии применения ИДК в автомобильных пунктах пропуска таможенных органов

ИДК является одним из видов ТСТК, применяемых таможенными органами, и представляет собой комплекс специальной электронной аппаратуры, предназначенной для таможенного контроля крупногабаритных объектов. В ИДК для создания проникающего излучения используются изотопные источники и линейные ускорители электронов, являющиеся мощными источниками радиации. В связи с этим обстоятельством для обеспечения требования полной радиационной безопасности процесс «просвечивания» в идеале должен осуществляться в специально построенных зданиях боксах, обеспечивающих абсолютное выполнение санитарных норм.

ИДК представляет собой сканирующую систему с веерообразным пучком рентгеновских лучей, которые, облучая объект сканирования, отображают его снимок на экране компьютера. Получаемое изображение может быть одно-, двух- и трех- проекционным, что существенно влияет на качество проверки содержимого.

Технические характеристики ИДК позволяют идентифицировать конструкционные узлы транспортного средства и, в ряде случаев, перевозимые товары, обнаруживать тайники, выявлять запрещѐнные к перевозке товары, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Основная техническая составляющая ИДК – внутренняя видимость содержимого крупногабаритных объектов и отождествление находящихся там предметов, товаров, грузов и веществ со сведениями, указанными участниками ВЭД и зафиксированными в таможенных документах и иных товаросопроводительных документах. Применение ИДК осуществляется в соответствии с правилами радиационной безопасности и рекомендациями проведения радиационного контроля» .

ИДК является эффективным средством для контроля содержимого транспортных средств. Его отличают современные технические характеристики: скорость сканирования – до 24 метров в минуту; проникающая способность – 330 мм по стали; ориентировочное время осуществления контроля грузов – 1,5 минуты; пропускная способность – 25 грузовиков в час.

Учитывая сложность и многогранность проведения таможенного контроля, ИДК принято подразделять на типы в зависимости от технических характеристик:

– стационарные (с энергетикой 8-9 МэВ);

– легковозводимые (перебазируемые) (с энергетикой 5-6 МэВ);