Файл: Теоретические основы технологии применения идк в автомобильных пунктах пропуска таможенных органов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– мобильные (с энергетикой 2,5-4 МэВ).

Мобильный ИДК (МИДК) используется в«местах (зонах таможенного контроля (ЗТК)), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему. Он полностью размещен на шасси автомобиля. Развѐртывание комплекса в рабочее положение занимает некоторое время. Для работы необходима ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически для этого может быть использован участок автодороги). Он отличается высокой оперативностью и предназначен для рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект остаѐтся неподвижным, а сканирование осуществляется за счѐт перемещения ИДК.

Особое внимание при эксплуатации МИДК следует уделять организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны), в связи с чем рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения.

Кроме того, немаловажна профилактическая роль МИДК, заключающаяся в быстрой его передислокации из одного ПП в другой, что позволяет создать надежный заслон для незаконного ввоза или вывоза товаров и транспортных средств через таможенную территорию ТС, в случае меняющейся оперативной обстановки.

5 февраля 2018 г., специалистами компании  «Скантроник системс» был передан для эксплуатации в  Кингисеппскую  таможню первый мобильный инспекционно-досмотровый комплекс разработанный и произведенный в России СТ-2630М, изображенный на рисунке ###, который по своим техническим характеристикам и функциональным возможностям не уступает, а по ряду параметров превосходит лучшие мировые аналоги. МИДК СТ-2630М способен работать в температурном диапазоне от – 300С до + 500С градусов.




рис ### Мобильный ИДК СТ 2630М

Новый комплекс  СТ 2630М имеет ряд отличительных особенностей, главная среди которых функция распознавания групп материалов, которая позволяет получать цветное изображение высокого качества со следующей цветовой кодировкой, представленное на рисунке ###: красный  – органические вещества (вода, полиэтилен, сахар), зеленый  – неорганические вещества (алюминий, соль, минералы) синий  – металлы (медь, сталь, никель), лиловый цвет – тяжелые металлы (золото, свинец, вольфрам).



рис ### Пример изображения сканируемого автомобиля на экране монитора

Стационарный ИДК (СИДК) представляет собой специально построенное здание, в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель 18 окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания объектов. Пример конструкции стационарного ИДК представлен на рисунке ###. С вероятностью обнаружения, близкой к 100%, и совершенным качеством изображения, системы идеальны для использования в аэропортах, морских портах и таможенных переходах. СИДК позволяет идентифицировать товары и узлы, агрегаты транспортных средств.

Использование СИДК обеспечивает обнаружение незадекларированных грузов, что идеально подходит для нахождения перевозимых украденных транспортных средств и первичного досмотра загруженных грузовиков и контейнеров, заявленных как порожнее транспортное средство. При минимальном числе обслуживающего персонала (от 3 до 6 человек) проводится быстрая процедура проверки полностью загруженных грузовиков (шасси, колеса, топливные баки, груз и тягач) и контейнеров, обеспечивая при этом сверку с таможенными документами.



рис.### Пример стационарного ИДК

Внедрение современных технологий в СИДК значительно увеличивает пропускную способность и оптимизирует скорость потока транспортных средств на крупных АПП с большим грузооборотом, так как сводит до минимума необходимость проведения досмотра вручную. Хотя общая стоимость строительства СИДК высока, но, по оценкам специалистов, в современных условиях окупается в течение короткого промежутка времени (до 3 лет).

Легковозводимый (перемещаемый) ИДК в основном используются на АПП и обеспечивает пропускную способность до 25 грузовых автомобилей в час. Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро возводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой, что позволяет использовать их в любом месте государственной границы. Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам в прямом и реверсном направлении. Во время сканирования, досматриваемые транспортные средства неподвижны, так как сама рентгеновская установка перемещается вдоль транспортного средства.



Время сборки-разборки такого ИДК, то есть перемещение его на новое место работы, составляет от 3 до 14 дней в зависимости от степени блочности его конструкции.



рис. ### Перебазируемый ИДК
Наиболее предпочтительными объектами таможенной инфраструктуры для оснащения ИДК являются крупные ПП через государственную границу. Требования к ИДК и его составу для оснащения ПП установлены законодательством ЕАЭС и Российской Федерации. Так, ИДК, в первую очередь, должны размещаться в АПП, расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, международных транспортных коридорах, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений.

Порядок использования ИДК в Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) строго регламентирован:

– все ИДК должны быть подключены к ЕАИС;

– на ИДК должна поступать информация в соответствии с СУР, оперативная информация об участниках ВЭД, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере;

– изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде, должны передаваться пользователям на всех уровнях управления (ФТС России, РТУ, таможни и ТП);

– оперативные решения по управлению применением ИДК принимаются на ПП, ТП (таможнях) и в РТУ.

Таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях, если:

– габариты товаров и (или) транспортного средства международной перевозки не соответствуют техническим возможностям ИДК;

– перевозимые товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения;

– ИДК не эксплуатируется в регионе деятельности ТП на момент формирования указания о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК, при этом МИДК не может быть перемещен на ТП в короткие сроки;

– наличие неисправности ИДК, не позволяющей его использовать для проведения осмотра товаров и транспортных средств международной перевозки, если такая неисправность не может быть устранена до окончания совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров;

– была выявлена необходимость в проведении таможенного осмотра с использованием ИДК в период технологического перерыва в работе ИДК или вне пределов утвержденного графика работы ИДК на ТП (при этом использование ИДК в иной/более поздний период времени может повлечь нарушение установленных сроков совершения таможенных операций в месте прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС .


Таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:

– в случае выявления риска (рисков), содержащегося(ихся) в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК;

– по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа.

При наличии технической возможности ИДК осуществляется сканирование документов, предъявленных таможенному органу, а также таможенных документов, оформленных на момент начала таможенного осмотра с использованием ИДК. В обязательном порядке (при их наличии) подлежат сканированию транспортные (перевозочные), таможенные и коммерческие документы. Сканирование документов с использованием ИДК осуществляется после прибытия товаров и транспортных средств в рабочую зону ИДК. Сканирование документов с использованием ИДК может осуществляться до начала сканирования товаров и транспортного средства.

Информирование водителя о действиях при прохождении таможенного осмотра с использованием ИДК производится путем вручения ему памятки для водителя транспортного средства при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.

Решение о применении таможенного осмотра с использованием ИДК без указания в профиле риска/срочном профиле риска принимает лицо, ответственное за принятие решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК. Начальник ТП либо лицо, его замещающее, осуществляет ежедневный контроль за обоснованностью принятых решений о применении таможенного осмотра с использованием ИДК и несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений .

Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится в рабочей зоне рабочей сменой, в состав которой входят:

– старший смены;

– операторы анализа информации, полученной с использованием ИДК (оператор АИ);

– водитель-оператор (для МИДК);

– оператор организации движения транспортных средств в рабочей зоне ИДК.

Кроме того, порядок действий лиц, осуществляющих деятельность с использованием ИДК, регламентирован приказом ФТС №2354 о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров , которая устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов при:

– принятии решения о проведении таможенного досмотра/осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК (таможенный осмотр с использованием ИДК);


– проведении таможенного досмотра/осмотра с использованием ИДК.

По решению начальника таможенного органа обязанности оператора АИ и (или) водителя-оператора и (или) оператора организации движения транспортных средств в рабочей зоне МИДК могут быть возложены на старшего смены.

Старший смены при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК организует и координирует действия уполномоченных лиц рабочей смены ИДК, контролирует соблюдение требований охраны труда, следит за отсутствием ошибок в работе ИДК, непосредственно руководит процедурами поступления и передачи полученных рентгеновских теневых изображений товаров и транспортных средств (РИ), документов и (или) их электронных копий, сведений регистрационной формы специального программного средства (СПС) анализа РИ.

По результатам анализа информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица в случаях выявления нарушений законодательства либо рисков, признаков необоснованно принятых операторами АИ решений принимают меры по недопущению (устранению последствий) возможных нарушений законодательства, информируют таможенные органы, в которых совершались таможенные операции с товарами, о выявленных признаках нарушений, проводят мероприятия по разработке проектов срочных, зональных, региональных профилей рисков .

Работа с ИДК предполагает не только использование оперативной информация об участниках ВЭД, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере, но и взаимодействие с СУР .

В России интерес к данным системам начался в связи с началом финансирования системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств и продолжается по настоящее время, поскольку все более важную роль в оптимизации и повышении эффективности таможенного контроля приобретают ИДК, которые в режиме реального времени позволяют осуществлять сканирование, хранение и накопление полученных снимков и своевременно анализировать партии товаров, направляемых по процедуре таможенного транзита.

Опыт применения ИДК таможенными службами подтверждает их высокую эффективность, поскольку использование ИДК в работе таможенных органов позволяет решить широкий спектр задач:

– ускорение и упрощение таможенных операций и таможенных процедур в отношении грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;

– сокращение формальностей при проведении таможенных операций и таможенного контроля;

– повышение результативности проведения таможенного контроля.