Файл: Понятие и виды трудового стажа (Теоретические аспекты трудового стажа).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
Этот закон вступил с силу с 1 января 2014 г. и с этого дня будут пересчитаны размеры трудовых пенсий (страховой части трудовой пенсии по старости) в связи с зачетом в страховой стаж указанного периода. Казалось бы, что справедливость восторжествовала – в стаже, как и раньше, будут учитывать рождение и воспитание троих детей. Но здесь следует обратить внимание на продолжительность периода. В Законе 1990 г. этот период составлял 9 лет, а в действующем Законе о трудовых пенсиях – только 4,5 года.
С 1 января 2015 г. вступили в действие два новых закона: Федеральный закон «О страховых пенсиях»[12] и Федеральный закон «О накопительной пенсии»[13]. Несмотря на смену названий – вместо трудовых пенсий пенсии теперь называются страховыми и накопительными – эти законы во многом повторяют нормы действующего Закона о трудовых пенсиях. Между тем следует отметить, что в число иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, теперь будет включен период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Таким образом, государство стимулирует рождение уже четверых детей в семье. Демографическая проблема диктует законодателю свои приоритеты.
Подводя итог проведенному анализу российского законодательства, следует согласиться с мнением о том, что система мер социального обеспечения, направленная на охрану материнства и поддержку семей с детьми, должна создавать благоприятные социальные условия для рождения детей, улучшая демографическую ситуацию в стране, так как проявление заботы о семье соответствует как частным интересам семьи, так и публичным интересам государства в увеличении деторождения[14].
1.2. Виды трудового стажа
Выделяют следующие виды трудового стажа, имеющие юридическое значение и правовую регламентацию в нормах действующего законодательства:
– общий трудовой стаж, для оценки пенсионных прав граждан;
– страховой стаж, для назначения страховых пенсий и определения их размера;
– нормативный страховой стаж (нормативная продолжительность страхового стажа), для определения размера страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца;
– профессиональный страховой стаж (профессиональный стаж застрахованного лица), для учета трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;
– страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
– стаж государственной службы, для определения права граждан на государственное пенсионное обеспечение и установление его размера[15].
Иные виды трудового стаж могут устанавливаться и использоваться в целях предоставления дополнительных гарантий отдельным категориям граждан и для регулирования социально-трудовых отношений: специальный трудовой стаж, специальный стаж, непрерывный трудовой стаж, стаж работы у работодателя (в организации, предприятии, учреждении), стаж работы по определенной профессии, специальности или должности, стаж работы в определенной местности или регионе, стаж работы в определенных условиях труда, социальный трудовой стаж и другие виды стажа, устанавливаемые нормативными правовыми актами либо локальными актами непосредственно в организациях.
Особое значение в сфере социального обеспечения имеет страховой стаж, который в результате принятия новых законов не претерпел существенных изменений. При этом следует отметить, что страховой стаж с 1 января 2015 г. используется не только для назначения страховой пенсии, но и для определения ее размера. В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» под страховым стажем понимается, учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж[16].
В то же время для будущих пенсионеров значительно усложнился расчет периодов трудовой и иной деятельности, учитываемых при назначении страховой пенсии и определении ее размера, хотя при проведении пенсионной реформы декларировалось, что новые правила и формула расчета должны быть просты и понятны людям. Особенно сложно произвести расчеты тем гражданам, которые работали до 2002 г. Кроме учета периодов деятельности с 2015 г. следует определить количество индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), приобретенных до 2015 г. Для этого необходимо подсчитать продолжительность общего трудового стажа и преобразовать его в расчетный пенсионный капитал, произвести расчет валоризации преобразованных денежных средств, учесть суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица, поступившие за период с 2002 г. по 2015 г., применяя для этого законодательство о трудовых пенсиях, и только затем определить количество ИПК, используемых для расчета страховой пенсии.
В отличие от общего трудового стажа продолжительность уплаты страховых взносов (страховые периоды страхового стажа) практически не влияет на размер страховой пенсии. В качестве исключения с 2015 г. в целях предоставления дополнительных социальных гарантий гражданам отдельные нестраховые периоды, входящие в страховой стаж, учитываются через ИПК и увеличивают размер страховых пенсий. К таким периодам относятся: прохождение военной службы по призыву, прохождение военной службы по контракту военнослужащими, не приобретшими право на государственную пенсию, уход за ребенком-инвалидом, уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.
Для применения различных видов стажа, а также понимания их содержания и юридического значения в пенсионном обеспечении требуется точное соблюдение терминологии, установленной в действующем законодательстве. Однако Пенсионный фонд РФ (ПФР) на официальном сайте в качестве синонимов использует термины, которые не тождественны понятию страхового стажа: трудовой стаж, минимальный общий стаж, минимальный стаж уплаты страховых взносов, общий стаж. Не соответствует действующему законодательству и позиция ПФР в том, что периоды трудовой деятельности гражданина будут ежегодно увеличивать количество его индивидуальных пенсионных коэффициентов. Фактическое увеличение ИПК в настоящее время прямо зависит только от количества страховых взносов, поступивших на ИЛС счет гражданина. Более того, при назначении пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца действует обратная зависимость пенсионных прав от нормативной продолжительности страхового стажа, который определяется так же, как и страховой стаж. Чем больше продолжительность нормативного страхового стажа, тем в меньшей степени увеличивается количество ИПК инвалида или кормильца.
Вольная трактовка и применение страхового стажа может ввести в заблуждение граждан и не позволяет им объективно оценить свои права в сфере социального, в том числе пенсионного обеспечения.
Выводы
Под трудовым стажем понимают продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности граждан, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, когда и где она протекала, которая порождает определенные правовые последствия (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности и т.д.). В пенсионном обеспечении трудовой стаж является юридическим фактом, который не только определяет право на получение пенсии, но и в значительной степени влияет на размер пенсии.
Выделяют следующие виды трудового стажа:
– общий трудовой стаж, для оценки пенсионных прав граждан;
– страховой стаж, для назначения страховых пенсий и определения их размера;
– нормативный страховой стаж для определения размера страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца;
– профессиональный страховой стаж для учета трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;
– страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
– стаж государственной службы, для определения права граждан на государственное пенсионное обеспечение и установление его размера.
Особое значение в сфере социального обеспечения имеет страховой стаж, который с 1 января 2015 г. используется не только для назначения страховой пенсии, но и для определения ее размера. В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» под страховым стажем понимается, учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Глава 2. Порядок расчета трудового стажа
2.1. Порядок расчета страхового стажа
Страховой стаж - продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать, - нестраховых периодов.
Нестраховые периоды:
- прохождение военной службы;
- получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- отпуск по уходу одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (действует с 2015 г., до 2015 г. - не более четырех с половиной лет в общей сложности);
- уход, который осуществляет трудоспособный гражданин за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;
- получение пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности.
Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета. Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета. Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета. Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета. Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета.
Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета. Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета. Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета. Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета. Важность исследования порядка расчета страхового стажа обусловлена тем, что от правильности данного расчета зависит размер пенсии, а, следовательно, социальное обеспечение граждан. Кроме того, важно учитывать, что изменения в законодательстве усложняют процесс данного расчета.