Файл: Понятие и виды трудового стажа (Теоретические аспекты трудового стажа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом в общий трудовой стаж включаются при исчислении расчетного размера страховой пенсии по пункту 4:

1) в полуторном размере:

  • периоды работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, которая определяется в соответствии с Законом Российской
    Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) в двойном размере:

  • периоды работы в лепрозориях и противочумных учреждениях;
  • периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем;
  • периоды военной службы по призыву;
  • периоды проживания в блокадном Ленинграде и нахождения в концлагерях в период ВОВ;

3) в тройном размере:

  • периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • периоды работы в блокадном Ленинграде;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности,
    репрессированных и впоследствии реабилитированных, в том числе из числа
    репрессированных народов.

Выводы

Страховой стаж - продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать, - нестраховых периодов.

Страховой стаж исчисляется в календарном порядке. Исключение: периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ.

В случае совпадения по времени нескольких периодов, входящих в страховой стаж, при назначении пенсии учитывается только один из них по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии. Эти нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы независимо от их продолжительности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.


В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

С 1 января 2015 г. пенсионными баллами оценивается каждый год страхового стажа (включая «нестраховые» периоды – служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и др.).

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Глава 3. Некоторые проблемы учета трудового стажа согласно

новациям пенсионного законодательства

При проведении пенсионной реформы 2002 г. общий трудовой стаж как основополагающий критерий для назначения пенсии был заменен страховым стажем, правила исчисления которого были существенно ужесточены по сравнению с правилами исчисления общего трудового стажа. Тогда это оправдывали тем, что требуемая величина стажа была снижена с 25/20 лет для мужчин/женщин до 5 лет (заметим, что минимальная величина общего трудового стажа, дававшая право на назначение пенсии, пусть и не в полном размере, составляла те же самые 5 лет). Новая реформа увеличивает продолжительность необходимого страхового стажа втрое – до 15 лет. Поэтому целесообразным выглядело бы предложение о приближении содержания и правил исчисления страхового стажа и периодов, засчитываемых в страховой стаж, к содержанию и правилам исчисления общего трудового стажа, тем более, что нынешняя реформа вводит дополнительное, более жесткое условие назначения страховой пенсии по старости – минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента.

При этом п. 3 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, устанавливающий минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, означает, что для низкооплачиваемых работников фактическая продолжительность страхового стажа существенно превысит установленный законом минимум в 15 лет и приблизится к 30 годам.

Термин «общественно-полезная деятельность» (ч. 2 ст. 1 Закона о страховых пенсиях) нигде больше в законе не упоминается. Поэтому, во-первых, непонятно такое единичное использование этого термина и, во-вторых, создается впечатление, что, с точки зрения государства, деятельность граждан в периоды, засчитываемые в страховой стаж (например, служба в вооруженных силах, уход за детьми), не является общественно полезной.


Поскольку за некоторые из периодов, засчитываемых в страховой стаж, на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд России (ПФР) перечисляются средства из федерального бюджета, было бы логично и целесообразно использовать понятие «общественно-полезная деятельность» именно к этим периодам, либо, чтобы не было путаницы с аналогичным термином, использовавшимся в прежнем законодательстве, изъять его из нового законодательства.

В ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях вместо двух вариантов исчисления общего трудового стажа, применяемых в действующем законодательстве (ч. 3, 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), используется вариант, который определяет стаж посредством отсылочной нормы о том, что эти периоды могут включаться в стаж с применением правил подсчета, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения соответствующей работы (деятельности). Таким образом, лицу, желающему понять, как обстоят дела с его страховым стажем, придется изучить соответствующие нормы пенсионного законодательства, действовавшего в стране на протяжении последних 40–50 лет.

Среди периодов, засчитываемых в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности увеличена продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях), что, как предполагается, должно оказать благоприятное воздействие на демографическую ситуацию в стране. Этой же цели подчинена норма п. 12 ст. 15 указанного закона, в соответствии с которой индивидуальный пенсионный коэффициент за полный календарный год указанного периода (непосредственно влияющий на размер пенсии) возрастает с 1,8 при уходе за первым ребенком до 5,4 при уходе за третьим или четвертым.

В п. 6 ст. 13 Закона о страховых пенсиях упомянуты только два случая льготного учета страхового стажа (работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). На самом деле таких периодов существенно больше (в частности, работа непосредственно в полевых условиях в экспедициях, врачебная деятельность в сельской местности и по определенной профессии, труд работников ведущих горных профессий на подземных горных работах). Было бы целесообразно дополнить данный пункт, указав в нем все случаи льготного исчисления стажа.

В Законе о страховых пенсиях продолжительность работы в течение календарного года за пределами льготно исчисляемого периода не учитывается, что выглядит достаточно нелогично, поскольку гражданин, занятый в течение года на других работах помимо работы, исчисляемой льготно, в стажевом отношении приравнивается к лицу, которое работало только на льготно исчисляемой работе. И у такого гражданина при выходе на страховую пенсию могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточностью стажа.


Почему законодатель раз за разом предпочитает перенести в новое законодательство недостатки старого, а не исправить их, воспользовавшись подходящим случаем – не вполне понятно.

В соответствии с нормами Закона о государственных пенсиях 1990 г. величина общего трудового стажа (в том числе в льготном исчислении) непосредственно влияла на размер пенсии. В действующем Законе о трудовых пенсиях и новом Законе о страховых пенсиях эта связь полностью отсутствует, поскольку размер пенсии в этих обоих случаях зависит исключительно от суммы перечисленных в ПФР страховых взносов. В новациях Закона о трудовых пенсиях (п. 17, 18 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях), которые должны были начать действовать с 1 января 2015 г., предусматривалось увеличение либо уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от величины страхового стажа на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые. Но даже такая паллиативная норма не была перенесена в новое законодательство.

Новый закон по-прежнему не решает вопрос о восстановлении в полном объеме пенсионных прав лиц, страховые взносы с заработной платы которых за определенный период не были перечислены (перечислены не полностью) в ПФР, в частности вследствие объективных причин или недобросовестности работодателя. Если эти суммы невозможно взыскать, например, с конкретного работодателя, то индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, а, следовательно, и размер страховой пенсии оказываются заниженными. Заметим, что вина за создавшуюся ситуацию ложится не на застрахованное лицо, а на государство, которое не сумело обеспечить надлежащий надзор и контроль за перечислением страховых взносов.

В данном случае следовало бы ввести в законодательство норму о том, что, если факт работы гражданина установлен, а взыскать неперечисленные страховые взносы не представляется возможным, то исчисление индивидуального пенсионного коэффициента за подтвержденный период и суммы, подлежащей к зачислению на индивидуальный (персонифицированный) счет застрахованного лица в ПФР, осуществляется по тем же правилам, как и в случае периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Старение населения, изменения на рынке труда обусловливают увеличение отношения численности пенсионеров к численности лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Это, в свою очередь, негативно влияет на уровень пенсий и долгосрочную устойчивость пенсионной системы. Для преодоления указанных негативных тенденций могут рассматриваться как меры, направленные на увеличение страховых взносов[17], так и меры, направленные на оптимизацию роста численности пенсионеров, получающих страховые пенсии по старости, например, повышение пенсионного возраста, реформирование системы досрочных пенсий, увязку получения пенсии работающих пенсионеров с уровнем их заработной платы. Значимое место в ряду таких мер занимает мера, связанная с повышением требований, необходимых для назначения страховой пенсий по старости в части страхового стажа и количества индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее – ИПК).


Требованиями для назначения страховой пенсии по старости помимо достижения пенсионного возраста являются наличие определенного страхового стажа и количества ИПК (зависит от официальной зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов).

В настоящее время в России стаж, необходимый для установления страховой пенсии по старости необоснованно мал. До недавнего времени он составлял 5 лет. Изменения в пенсионное законодательство, вступившие в силу с 2015 г., предусматривают его ежегодное повышение на один год до 15 лет. Это необходимое, но недостаточное увеличение. В настоящее время средний страховой стаж в России составляет около 35 лет и более 70% лиц, выходящих на пенсию, имеют стаж более 30 лет.

В большинстве стран страховой стаж, требуемый для получения пенсии, превышает 25 лет. Так, например, в Чили – 20 лет, в Великобритании и Аргентине – 30 лет, Чехии и Израиле – 35 лет, а Канаде, Дании, Финляндии, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Ирландии – 40 лет.

Большая доля фиксированной части пенсии (около 35–40% от всей страховой пенсии), которую получают все пенсионеры вне зависимости от степени их участия в страховой пенсионной системе (то есть от продолжительности страхового стажа и уплаченных за них страховых взносов) обуславливает, что актуарная сбалансированность пенсионной системы достигается при страховом стаже около 35 лет и наличии не менее 100 ИПК (при средней заработной плате по РФ).

Низкие требования для получения страховой пенсии по старости приводят к искажению страховых принципов пенсионной системы. Получателями пенсий оказываются индивиды, в недостаточной мере участвовавшие в формировании пенсий для предыдущих поколений пенсионеров и не внесших необходимый вклад в формирование своей пенсии. Это ограничивает возможности по росту страховых пенсий и создает риски финансовой устойчивости пенсионной системы.

В связи с этим целесообразно дополнительно повысить требования к условиям для назначения страховой пенсии по старости, если (с учетом социальных ограничений) не до актуарно сбалансированного уровня, то хотя бы частично приблизиться к нему.

Предлагается ежегодно увеличивать требования, для назначения страховой пенсии по старости: продолжительность страхового стажа – на 2 года до достижения 30 лет; количество ИПК – на 4 до достижения 70.

Эффект становится значимым после 2025 г., когда требуемый уровень ИПК превысит 42. К 2030 году сокращение численности получателей страховых пенсий за счет предлагаемого повышения требований может составить 1,1 млн. человек. Это позволит дополнительно увеличить размер пенсий на 1,6% к 2030 г. и на 6% к 2050 г., а финансовый результат в целом составит около 185,1 млрд руб. (0,10% ВВП) к 2030 г. и 1 427,8 млрд руб. (0,28% ВВП) к 2050 г.