Файл: Понятие и виды трудового стажа (Теоретические аспекты трудового стажа).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
Заключение
Таким образом, к проблемным вопросам исчисления страхового стажа согласно новому пенсионному законодательству можно отнести:
1) новая реформа увеличивает продолжительность необходимого страхового стажа втрое – до 15 лет. Поэтому целесообразным выглядело бы предложение о приближении содержания и правил исчисления страхового стажа и периодов, засчитываемых в страховой стаж, к содержанию и правилам исчисления общего трудового стажа, тем более, что нынешняя реформа вводит дополнительное, более жесткое условие назначения страховой пенсии по старости – минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента;
2) термин «общественно-полезная деятельность» нигде больше в законе не упоминается. Поскольку за некоторые из периодов, засчитываемых в страховой стаж, на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд России (ПФР) перечисляются средства из федерального бюджета, было бы логично и целесообразно использовать понятие «общественно-полезная деятельность» именно к этим периодам, либо, чтобы не было путаницы с аналогичным термином, использовавшимся в прежнем законодательстве, изъять его из нового законодательства;
3) в Законе о страховых пенсиях упомянуты только два случая льготного учета страхового стажа (работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). На самом деле таких периодов существенно больше. Было бы целесообразно дополнить данный пункт, указав в нем все случаи льготного исчисления стажа;
4) в Законе о страховых пенсиях продолжительность работы в течение календарного года за пределами льготно исчисляемого периода не учитывается, что выглядит достаточно нелогично, поскольку гражданин, занятый в течение года на других работах помимо работы, исчисляемой льготно, в стажевом отношении приравнивается к лицу, которое работало только на льготно исчисляемой работе;
5) новый закон по-прежнему не решает вопрос о восстановлении в полном объеме пенсионных прав лиц, страховые взносы с заработной платы которых за определенный период не были перечислены (перечислены не полностью) в ПФР, в частности вследствие объективных причин или недобросовестности работодателя. В данном случае следовало бы ввести в законодательство норму о том, что, если факт работы гражданина установлен, а взыскать неперечисленные страховые взносы не представляется возможным, то исчисление индивидуального пенсионного коэффициента за подтвержденный период и суммы, подлежащей к зачислению на индивидуальный (персонифицированный) счет застрахованного лица в ПФР, осуществляется по тем же правилам, как и в случае периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Повышение минимальных требований к страховому стажу и накопленному ИПК для получения пенсий по старости является мерой, дающей эффект как в части повышения пенсий, так финансовой устойчивости пенсионной системы. Однако необходимо отметить, что данная мера связана с определенными социальными рисками. Если одновременно не будет меняться трудовое поведение, уменьшаться доля «теневой» экономики, сокращаться существенное неравенство зарплат, то к страховой пенсии по старости будет ограничен доступ у граждан с малым страховым стажем и низким уровнем заработков, что вызовет рост бедности в стране и связанный с этим комплекс проблем. Таким образом, повышая требования к условиям назначения страховой пенсии по старости необходимо постоянно контролировать риски бедности и согласованно проводить меры, направленные на ее снижение.
Под трудовым стажем понимают продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности граждан, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, когда и где она протекала, которая порождает определенные правовые последствия (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности). В пенсионном обеспечении трудовой стаж является юридическим фактом, который не только определяет право на получение пенсии, но и в значительной степени влияет на размер пенсии.
Выделяют следующие виды трудового стажа:
– общий трудовой стаж, для оценки пенсионных прав граждан;
– страховой стаж, для назначения страховых пенсий и определения их размера;
– нормативный страховой стаж для определения размера страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца;
– профессиональный страховой стаж для учета трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;
– страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
– стаж государственной службы, для определения права граждан на государственное пенсионное обеспечение и установление его размера.
Особое значение в сфере социального обеспечения имеет страховой стаж, который с 1 января 2015 г. используется не только для назначения страховой пенсии, но и для определения ее размера. В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» под страховым стажем понимается, учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховой стаж исчисляется в календарном порядке. Исключение: периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ.
В случае совпадения по времени нескольких периодов, входящих в страховой стаж, при назначении пенсии учитывается только один из них по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии. Эти нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы независимо от их продолжительности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
С 1 января 2015 г. пенсионными баллами оценивается каждый год страхового стажа (включая «нестраховые» периоды – служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и др.).
Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.
Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
К проблемным вопросам исчисления страхового стажа согласно новому пенсионному законодательству можно отнести:
1) новая реформа увеличивает продолжительность необходимого страхового стажа втрое – до 15 лет. Поэтому целесообразным выглядело бы предложение о приближении содержания и правил исчисления страхового стажа и периодов, засчитываемых в страховой стаж, к содержанию и правилам исчисления общего трудового стажа, тем более, что нынешняя реформа вводит дополнительное, более жесткое условие назначения страховой пенсии по старости – минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента;
2) термин «общественно-полезная деятельность» нигде больше в законе не упоминается. Поскольку за некоторые из периодов, засчитываемых в страховой стаж, на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд России (ПФР) перечисляются средства из федерального бюджета, было бы логично и целесообразно использовать понятие «общественно-полезная деятельность» именно к этим периодам, либо, чтобы не было путаницы с аналогичным термином, использовавшимся в прежнем законодательстве, изъять его из нового законодательства;
3) в Законе о страховых пенсиях упомянуты только два случая льготного учета страхового стажа (работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). На самом деле таких периодов существенно больше. Было бы целесообразно дополнить данный пункт, указав в нем все случаи льготного исчисления стажа;
4) в Законе о страховых пенсиях продолжительность работы в течение календарного года за пределами льготно исчисляемого периода не учитывается, что выглядит достаточно нелогично, поскольку гражданин, занятый в течение года на других работах помимо работы, исчисляемой льготно, в стажевом отношении приравнивается к лицу, которое работало только на льготно исчисляемой работе;
5) новый закон по-прежнему не решает вопрос о восстановлении в полном объеме пенсионных прав лиц, страховые взносы с заработной платы которых за определенный период не были перечислены (перечислены не полностью) в ПФР, в частности вследствие объективных причин или недобросовестности работодателя. В данном случае следовало бы ввести в законодательство норму о том, что, если факт работы гражданина установлен, а взыскать неперечисленные страховые взносы не представляется возможным, то исчисление индивидуального пенсионного коэффициента за подтвержденный период и суммы, подлежащей к зачислению на индивидуальный (персонифицированный) счет застрахованного лица в ПФР, осуществляется по тем же правилам, как и в случае периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Повышение минимальных требований к страховому стажу и накопленному ИПК для получения пенсий по старости является мерой, дающей эффект как в части повышения пенсий, так финансовой устойчивости пенсионной системы. Однако необходимо отметить, что данная мера связана с определенными социальными рисками. Если одновременно не будет меняться трудовое поведение, уменьшаться доля «теневой» экономики, сокращаться существенное неравенство зарплат, то к страховой пенсии по старости будет ограничен доступ у граждан с малым страховым стажем и низким уровнем заработков, что вызовет рост бедности в стране и связанный с этим комплекс проблем. Таким образом, повышая требования к условиям назначения страховой пенсии по старости необходимо постоянно контролировать риски бедности и согласованно проводить меры, направленные на ее снижение.
Список литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=139981; frame=1.
- Федеральный закон от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
- Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351 утратил силу с 1 января 2002 г.
- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.
- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6992.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6989.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 6. Ст. 450.
- Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
- Букина М. В. Пенсионная реформа в современной России // Вестник Международного юридического института. 2016. № 2 (49). С. 19-26.
- Буянова М. О., Кобзева С. И., Кондратьева З. А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. - М., 2016.
- Габитов И. М., Аминова А. Ш. Пенсионная реформа и проблемы экономического роста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 61. С. 275-282.
- Гусева Т. С. Социальная функция права социального обеспечения // Журнал российского права. 2018. № 2.
- Денисова Х. М., Шурчанова И. И. Пенсионная реформа в России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (57-1). С. 139-143.
- Исанова А. А. Пенсионные реформы в Российской Федерации // Политика и право в социально-экономической системе общества материалы XIV Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2016. С. 57-61.
- Кротик А. С. К вопросу о «новом» страховом стаже в пенсионном обеспечении // Право и политика: теоретические и практические проблемы сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции. Рязань, 2016. С. 203-205.
- Малева Т. М. Преимущества и риски введения фиксированного платежа с застрахованных лиц в пенсионную систему / Т. М. Малева, Ю. М. Горлин, Е. Е. Гришина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2016. – №9 (91). – С. 30-40.
- Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебник. - М., 2018.
- Мухранов Р. Н., Бурлака С. Н. Пенсионная реформа России: плюсы и минусы // Экономика и социум. 2016. № 1-1 (14). С. 65-67.
- Рамазанова З. В., Иванова М. А. Пенсионная реформа в России: реалии и прогноз // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 3. С. 151-153.
- Рыбалкина М. В. Реформа пенсионной системы в России // Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Под редакцией: Гриценко В. П., Алексеевой И. В., Еникеева А. А., 2018. С. 193.
- Сафронова А. И., Рознина А. А. Пенсионная реформа: возможности и перспективы // ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. Тюмень, 2018. С. 90-92.
- Сираева Р. В., Баймурзина А. Ф. Новая пенсионная реформа РФ // КРИЗИС XXI ВЕКА ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2017. С. 80-83.
- Смаль С. В. Пенсионные реформы и их отражение в политической теории и практике современной России // Герценовские чтения. Актуальные вопросы политического знания Факультет социальных наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Герценовский университет). 2017. С. 16-24.
- Соловьев А. К. Пенсионная реформа в России – новый этап. // Вестник Финансового университета. 2018. № 5 (83). С. 27-36.
- Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров. - М., 2018.
- Сулейманова Г. В. Некоторые вопросы правового регулирования порядка исчисления трудового стажа в целях пенсионного обеспечения // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. № 1. С. 83-87.
- Федорова А. А., Шевелева Е. В. Развитие пенсионной реформы // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. 2016. № 1. С. 93-95.
- Чернышова О. Н. Современная пенсионная реформа в России: мотивация и цели // СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ КАФЕДРЫ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА Ответственный редактор: кандидат экономических наук Я. Ю. Радюкова. Тамбов, 2017. С. 243-253.
- Шарипова Г. Р., Набиев А. А., Сираева Р. Р. Пенсионная реформа 2015 года // NovaInfo.Ru. 2016. № 28. С. 29-32.