Файл: Правовое регулирование договорных отношений и классификация договоров.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое регулирование договорных отношений и классификация договоров
1.1 Правовое регулирование отношений, связанных с договоров
2. Специальные договорные конструкции
2.1 Характеристика специальных договорных конструкций
2.2 Новые организационные договоры в гражданском законодательстве
Если учесть функциональную характеристику договора, можно выяснить его проявление, увидеть особенности задач, решаемых с его помощью. В любом случае следует учитывать выполнение договором в первую очередь функций организации взаимоотношений, функция юридического факта также несомненна, поскольку с ним связаны возникновение и динамика обязательств.
Договор является не только обычным юридическим фактом, но и источником их определения в конкретных случаях. Такое интересное нашло отражение в литературе.[11] Важной является и регулятивная функция договора. Интересен и тот факт, что регулирующий эффект присутствует и в том случае, когда в соответствии со ст. 425 ГК РФ договор формально считается прекратившим действие, если не перестало существовать хотя бы одно из обязательств, которое возникло из данного договора. Иначе нельзя объяснить, например, факт применения условий прекращенного договора при взыскании неустойки за недопоставку.
Зачастую условия договора не рассматриваются в качестве правовых норм по двум причинам: отсутствие признака общеобязательности и отсутствие государственного принуждения.
Вместе с тем, известно, что не каждая норма действует в отношении всех субъектов с учетом своего круга субъектов, адресатов, равно как и действие договора в отношении всех, являющихся его участником. Что же касается возможности государственного принуждения, то и оно характерно условиям договора.
Отметим, что происхождение правовых норм принципиально отличает их от правил договора. Причем, по всей видимости, существо договора, являющегося особым правовым явлением, связано в первую очередь с его уникальными организационными свойствами, со способностью соединения намерений, воли, действий разных субъектов; у иных компонентов правового регулирования отсутствуют такие свойства. Перечисленные функции имеют место в любом гражданско-правовом договоре.
Таким образом, договор – весьма самодостаточное правовое явление, входящее наряду с понятиями «правоотношение», «норма права», «правосубъектность», «субъективное право», в состав базовых понятий гражданского права (и права в целом).
С позиции гражданского права гражданско-правовой договором является всякое соглашение, которое удовлетворяет требованиям п. 1 ст. 420 ГК РФ[12].
Новая редакция ГК РФ дополнила п. 2 указанной статьи словами «если иное не установлено настоящим Кодексом». Получается, что только сам ГК РФ вправе предусматривать исключения из общего правила о возможности применять к договорам правила о многосторонних сделках.
Обратим внимание на следующие моменты. Наличие договора далеко не всегда указывает на возникновение всех обязательств, которые им могут быть порождены. У любого договора есть форма, даже если она устная (ст. 434 ГК РФ). Возникновение прав и обязанностей из договора связано с вопросом о том, заключен он или не заключен, главным образом зависит от согласования существенных условий как особой правовой категории (ст. 432 ГК РФ), при их отсутствии договор считается незаключенным.
Отметим, что ст. 432 ГК РФ дополнена п. 3, которым предусмотрено, что у стороны, которая приняла от другой полное или частичное исполнение по договору или иным образом подтвердила действие договора, нет права требования признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, приходим к выводу, что договор показывает, как развивается общество, насколько оно цивилизованно, какие потребности у людей и организаций в конкретный исторический период. У понятия договор есть несколько значений: он является соглашением двух или нескольких лиц, им устанавливаются, изменяются, или прекращаются гражданские права и обязанности; договор является сделкой двух и более лиц (участников); договор - это соглашение, способное породить новые правоотношения, им выражены в необходимой форме согласованные намерения нескольких лиц совершить друг в отношении друга или третьих лиц гражданско-правовые сделки. Договор, в первую очередь, обособленные воли субъектов.
С позиции гражданского права гражданско-правовой договором является всякое соглашение, которое удовлетворяет требованиям п. 1 ст. 420 ГК РФ. Новая редакция ГК РФ дополнила п. 2 указанной статьи словами «если иное не установлено настоящим Кодексом»[13].
1.2 Классификация договоров
Как выше уже отмечалось, понятие «договор» используется довольно широко как при создании обязательств, так и решении других задач по организации уже возникших взаимоотношений.
На первый взгляд, в виду создания обстоятельств, договор можно именовать «обязательственным».
Здесь отметим, что выделение «вещных» договоров характерно для германской цивилистики, российское право его не содержит. В германском праве у вещного договора роль наделять правами на передаваемую или предоставляемую вещь; предполагается недостаточным наличие одной договоренности о покупке, необходимо согласие на передачу вещи, т.е. заключение еще одного - вещного договора. Российское право ограничено обычным договором и той или иной распорядительной односторонней сделкой, чаще всего передачей вещи (tradicio). Российское гражданское право вещным договором иногда называет договор дарения, но это, скорее, по аналогии. Такое разграничение не совсем конструктивно, оно связано с аналогичным разграничением публичных актов.
Очевидной является целесообразность выделять лишь некоторые «типы» договоров, таких как, например, предпринимательских договоров, характеризующихся безусловными отличиями в рамках общего понятия «гражданско-правовой договор»,[14] хотя касаемо критериев их выделения существуют различные точки зрения.[15]
Заслуживает внимания тенденция обособлять организационные договоры - рамочные, абонентские и др. Некоторые из них уже нашли закрепление в ГК РФ. Общая их специфика - направленность организовывать будущие отношения, и два различных этапа в развитии взаимоотношений: а) организационный и б) «предметно-исполнительный» (наименование условно).
На первом этапе предполагается определять условия будущей деятельности, на втором - их применять относительно того или иного конкретного договора, например, купли-продажи, оказания услуг.
При возникновении отношений на втором этапе, отсутствуют отличия от соответствующих обязательств, тогда как отношения, возникающие на первом этапе, специфичны. В частности, они, как правило, бессмысленны, без отношений второго этапа, да и исполнение таких обязательств зачастую заключается не в совершении традиционных активных действиях, таких как, например, передача имущества, уплата денег, а в создании «состояния определенности», «связанности»[16].
У таких отношений между партнерами имеется служебный (акцессорный) и обеспечительный характер (по отношению к основным).
Наиболее распространена классификация договоров по отдельным видам. Она может проводиться по разным признакам. В данном случае, совершенно, кстати, обратить внимание на часть вторую ГК РФ, где фактически раскрывается признанная законодателем система договоров. Литература чаще всего использует критерий направленности, так сказать результата, который желают достичь участники соглашения[17].
Известны и другие классификации. Например, существенное, с практической точки зрения, значение у подразделения договоров на консенсуальные и реальные, что происходит с учетом момента начала действия договора[18], а также на двусторонние и многосторонние, возмездные и безвозмездные и т.д.
Довольно часто договоры подразделяют с учетом и других аспектов. Например, выделяют договоры, которые направлены на «передачу имущества». Кроме того, различают однократные и длящиеся [19] договоры и т.д. Подразумевается, что одни договоры ограничиваются одним актом, а другие порождают длящиеся отношения, как, например, при аренде.
Какой-либо перечень договоров отсутствует, что позволяет выделять договоры, которые названы в ГК РФ, а также иные, им не названные. Касаемо последних, как правило, используется понятие «непоименованные»[20]. Под такое понятие подпадают лишь соглашения, обладающие всеми признаками гражданско-правового соглашения, но не указанные прямо в тексте ГК РФ. Их разновидностью являются договоры, которые указаны в ГК РФ, но конкретное название у них нет, как, например, договоры, которые заключаются правообладателями с организациями по управлению правами на коллективной основе (п. 2 ст. 1242 Кодекса).
Существуют такие договоры, которые хотя и не названы в ГК РФ, но они предусмотрены федеральными законами или иными актами. Например, ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ[21] предусматривает договор о развитии застроенной территории, с определенными базовыми, в том числе существенными, условиями таких договоров.
Основной проблемой непоименованных договоров является не законность или незаконность, порождение или не порождение прав (обязанностей). Как предусмотрено нормами гражданского права (п. 2 ст. 421 ГК РФ), у сторон есть право заключения как поименованного, так и непоименованного договора. Несомненна легитимность таких соглашений и их возможность служить основанием формирования гражданских правоотношений. Поэтому главным в случае с непоименованными договорами является установление правовых норм, которые подлежат применению к ним и порождаемым ими обязательствам.
Новая редакция дополнила п. 2 ст. 421 ГК РФ тем, что к договору, который не предусмотрен законом или иными правовыми актами, в случае отсутствия признаков, указанных в пункте 3 рассматриваемой статьи, правила об отдельных видах договоров, которые предусматривает закон или иные правовые акты, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору. Очевидно влияние п. 5 ранее указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16, который изложил данную правовую позицию. С практической точки зрения немаловажно убедиться, что к отношениям из непоименованного договора не вправе примяться иные обязательные предписания, такие, как, например, о цене, условиях платежа и т.п.
Специальных работ о структуре договора мало, хотя традиционно выделяют объект и предмет договора. Принято также говорить о «содержании» договора, подразумевая совокупность его условий, когда как это собирательное понятие отражает, скорее, простую сумму пунктов текста договора как документа. Как правило, под предметом и договора, и правоотношения (обязательства) понимают совокупность действий, которые требуются для достижения цели соглашения[22], а под объектом - благо, предоставляемое в силу согласованного предмета. Иначе реально существующий объект «удваивается». По данному поводу М.М. Агарков писал, что для того, чтобы избежать путаницы, правильно было бы рационализировать терминологию и считать объектом права то, на что направлено поведение обязанного лица, прежде всего вещь[23]. Здесь отметим противоположные размышления А.В. Егорова, так как им допускается включать в понятие «предмет» и материальные объекты, подлежащие передаче.
Как правило, именно с помощью предмета (состава действий, их характера, направленности) можно квалифицировать договор, обусловить его место в системе договоров в целом.
Бесспорно, терминология не может иметь самодовлеющее значение, и в некоторых случаях можно уточнять как объект, так и предмет договора. Так, например, в договорах недропользования, инвестор явно оказывает воздействие на участок недр, который находится на праве собственности государства. Однако, его цель - получить определенную продукцию - полезные ископаемые, что и должна назвать «объектом». Касаемо участка недр, то его, удачнее было бы, именовать «объектом воздействия» «объектом деятельности». Нечто подобное нередко встречается и в других договорах, когда возникает вопрос об уточнении объектной составляющей договора.
Безусловно, существуют весьма простые договоры, с требованием только, например, передачи денег и получения товара. Но зачастую многие современные договоры, такие как, поставки, инвестиционных, строительного подряда, часто предусматривают появление самых разнообразных отношений, которые не способны возникать и быть успешно реализованными в отсутствие единой управляющей, организующей, координирующей силы. Например, нельзя построить завод, дорогу и другие сложные объекты без того, чтобы некоторые действия не подчинялись общей задаче (цели).
В результате исполнение отдельных действий, которые возникают даже позднее заключения договора или направлены вроде бы на иные задачи, все же производится в подчинении общей идее. Отчасти из-за этого и появилась необходимость в нормах ст. 431 ГК РФ[24], которые посвящены толкованию договора. В абз. 2 указанной статьи закреплено, что если буквальное значение содержащихся в договоре условий не позволяет определить содержание договора, тогда нужно выяснять действительную общую волю сторон с учетом цели договора[25].
Необходимо также учитывать, что правила ст. 431 ГК РФ содержат лишь общий взгляд на подходы к толкованию договора, поэтому надо принимать во внимание и другие положения, доктрину и обобщения судебной практики, как, например, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16.
Цель договора может оказывать влияние на разные аспекты жизни обязательств. Часто она предназначается для обстоятельств, позволяющих правильно квалифицировать как договор, так и отдельное обязательство, устанавливать его наличие или отсутствие, а также объем правовых возможностей другой стороны или обеих сторон.