Файл: Налоговое планирование в системе финансового менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- федеральные;

- региональные;

- местные.

В свою очередь, Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. То есть, под Федеральными налогами имеется в виду суммы налогов, которые пойдут в Федеральный бюджет, казну нашей страны. К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из всех вышеперечисленных налогов к корпоративным относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль организаций;

- водный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование

объектами водных биологических ресурсов;

- государственные пошлины;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Региональные налоги – это налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. То есть, под региональными налогами имеется в виду суммы налогов, которые пойдут в региональный бюджет, казну отдельно взятого региона.

К региональным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Все три вышеперечисленных налога относятся к корпоративным и отчисляются предприятиями в казну своего региона.

Местные налоги – это обязательные платежи юридических и физических

лиц, поступающие в бюджеты административно-территориальных единиц (муниципальных образований), составная часть налоговой системы государства. То есть, под местными налогами понимаются суммы налоговых


отчислений, которые в дальнейшем поступят в местный бюджет, казну отдельно взятого муниципального образования.

К региональным налогам и сборам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- торговый сбор.

Два из вышеперечисленных налога можно отнести к корпоративным. Это земельный налог и торговый сбор. Торговый сбор уплачивается только организациями, находящиеся на территориях Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Виды налогового планирования:

- в зависимости от формы предпринимательской деятельности:

а) налоговое планирование деятельности ИП;

б) налоговое планирование деятельности организации.

- в соответствии со стадией хозяйственной деятельности:

а) на стадии создания бизнеса;

б) на стадии развития бизнеса;

в) в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;

г) на стадии ликвидации бизнеса.

- исходя из объемов хозяйственной деятельности:

а) малый бизнес;

б) средний бизнес;

в) крупный бизнес.

- в зависимости от объектов налогового планирования:

а) организация/ИП в целом;

б) структурные подразделения.

- исходя из направленности и масштабов налогового планирования:

а) стратегическое;

б) оперативное/текущее.

- в зависимости от продолжительности планового периода:

а) долгосрочное (более 1 года);

б) среднесрочное (от 1 месяца до 1 года);

в) оперативное (менее 1 месяца).

Что из себя представляет налоговая политика предприятия? Налоговая политика предприятия – это система проводимых субъектом хозяйствования в сфере налогового учета мероприятий, варианты его поведения во взаимоотношениях с государством по вопросам исчисления и уплаты налоговых платежей.

Цели налоговой политики на микроуровне:

- оптимизация налогообложения;

- избежание попадания в список недобросовестных налогоплательщиков;

- своевременная уплата налогов без штрафных санкций;

- высвобождение денежных средств на время за счёт задержки платежей по налогам.

Налоговая политика в свою очередь делится на:

- налоговую тактику (решение текущих задач, возникающих в процессе деятельности субъекта хозяйствования;

- налоговая стратегия (разработка направлений налогового поведения на долгосрочную перспективу с учетом определенного направления налоговой политики предприятия).

Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:



- правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;

- объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;

- формирование удобного платежного календаря;

- оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Ниже перечислены основные принципы налогового планирования:

- законность;

- выгодность (реализация в процессе налогового планирования налоговой политики организации, принятой с учётом интересов хозяйствующего субъекта);

- эффективность (использование возможностей и инструментов, доступных для конкретной организации в рамках действующего законодательства, а также обеспечение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением);

- альтернативность (использование нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наибольшего оптимального варианта из них, применительно к конкретному предприятию);

- оперативность (корректировка процедуры налогового планирования в кратчайшие сроки с учетом вносимых изменений в налоговое законодательство);

- доступность (реализуемые инструменты и методы планирования должны быть ясны исполнителям);

- обоснованность (составные части налогового планирования должны иметь экономическое и правовое обоснование).

1.2 ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


Какие же существуют методы налогового планирования? Ниже представлены несколько вариантов:

- текущий финансовый контроль;

Контроль за налоговыми платежами при периодическом составлении прогнозов и изменений, и наблюдении за соответствием прогнозов реальным платежам. В случае расхождения – выявляются причины и разрабатываются предложения по устранению. Информационная база метода: нормативные и законодательные документы по налогам, консультации налоговых органов, специализирующие печатные издания.

- метод предварительной налоговой экспертизы;

Использование для новых проектов и важнейших управленческих решений. Информационная база: нормативные и законодательные документы по налогам, консультации налоговых органов, специализирующие печатные издания, комментарии к законодательству, судебная практика по налоговым спорам, тексты обсуждаемых и готовящихся к принятию законодательных актов по налогам.

- метод вариационно-сравнительного анализа;

Сравнение различных вариантов деятельности организаций на предмет определения их налоговой эффективности: в краткосрочном периоде (при постоянных значениях ставок и тарифов) и в долгосрочном периоде (при различных вариантах, ожидаемых изменения в налоговом законодательстве). Необходимо соответствующее преогромное обеспечение (например: Project Expert).

- имитационный метод;

Определённые величины отдельных налогов при имитации варианта экономической политики. Не дает возможности сделать общих выводов по влиянию налогообложения в зависимости от вариаций экономических величин.

- метод текущего налогового планирования.

Разрабатываются различные ситуации, охватывающие разнообразные стороны экономической жизни в нескольких сравнительных вариантах, выбираются оптимальные варианты, а также оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из них составляют журнал хозяйственных операций. Позволяет выбрать форму, содержание, методологию и способы ведения бухгалтерского учета и налогового учета. Распишем этапы текущего налогового планирования:

- формирование налогового поля предприятия (перечень всех налогов, уплаченных предприятием с их подробными характеристиками), а также налоговый календарь;


- анализ льгот по уплаченным налогам с позиции их применимости;

- формирование договорных отношений с учетом сформированного налогового поля;

- моделирование различных ситуаций применительно к анализируемому хозяйственному субъекту;

- расчет налоговых платежей в сопоставимых условиях;

- поиск оптимального варианта;

- оформление блоков бухгалтерских проводок и оформление журнала хозяйственных операций. При анализе ситуаций обязательно следует учитывать риски, связанные с возможными потерями в виде штрафных санкций. Помимо этапов текущего налогового планирования, существуют также комплексные методы налогового планирования:

- метод микро-балансов;

Микро-балансы по отдельным проводкам. Для оценки того или иного варианта экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включая главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок и выполняются расчёты балансов для любого из них. Сравнение полученных микро-балансов позволит выбрать наиболее выгодный вариант.

- метод графоаналитических зависимостей;

Строится на выделении одного или нескольких основных элементов баланса, влияющих на прибыль организации. Для этого сначала формируют укрупненный блок хозяйственных операций, а также участвует выбранный элемент баланса. Далее на основе расчета разных вариантов микро-балансов при различных значениях исследуемой переменной строят график, на котором отражается зависимость прибыли от значений этой переменной. В результате, на основе анализируемого графика выбирают самый эффективный вариант.

- матрично-балансовый метод;

С помощью матричного уравнения устанавливается наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определять неявные связи.

- статистический балансовый метод;

На основе балансов ряда коммерческих предприятий определённые осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или построения расчётной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретного предприятия от среднестатистических, характеризующие положительную или отрицательную динамику деятельности.