Файл: Экономическая теория xx века, изучая обобщенные закономерности функционирования, организации и развития, абстрагировалась от многих конкретных факторов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегия дифференциации требует использования инноваций и поддержку имиджа эксклюзивной продукции высокого качества, что позволяет обоснованно повышать цены на производимые товары и услуги и получать соответствующие доходы. Данная стратегия направлена также на расширение ассортимента товаров и услуг, выработку характерных только для данного региона продуктов, например народных промыслов или стилизованных под этнические признаки инновационных продуктов.
Стратегия концентрации на затратах основана на детальной проработке альтернативных вариантов различных направлений развития региона. Альтернативные проекты позволяют оценить текущие и будущие затраты, в частности на восстановление природного объекта в
Таблица 2
Матрица конкурентных преимуществ М. Портера
Масштаб конкуренции | Уменьшение затрат (расходов] | Дифференциация |
Внешний рынок | Стратегия лидерства по затратам | Стратегия дифференциации |
Внутренний рынок | Стратегия концентрации на затратах | Стратегия концентрации на дифференциации |
случае его утраты или частичного повреждения. Сравнение ожидаемой прибыли в краткосрочном периоде с будущими затратами позволяет сделать правильный выбор из нескольких вариантов, найти пути наполнения бюджета региона, сохранить его ресурсы.
Стратегия концентрации на дифференциации предусматривает использование отличительных характеристик региона по ряду направлений, что позволяет осуществлять гармоничное устойчивое развитие. Так, санаторно-курортный комплекс, существовавший в Крыму до 90-х годов, главной целью считал оздоровление трудящихся, а Крым назывался «всесоюзной здравницей». Становление рыночных отношений привело к значительному расширению рекреационных услуг, появлению новых гостиниц и пансионатов, а также новых форм туристического обслуживания. Развитие рекреационной сферы происходит и территориально, малый бизнес осваивает новые районы, стимулируя производство сельскохозяйственной продукции, создание инфраструктуры. Потенциальной возможностью Крыма является научный туризм, позволяющий не только привлечь ученых-туристов, но и получить в результате обмена знаниями новые ресурсы для инноваций. Подобная дифференциация применима для различных сфер региональной деятельности: для строительства и транспорта, обеспечения населения чистой питьевой водой и экологически чистыми продуктами, производства высококачественной промышленной продукции или цветов (для розничной продажи или промышленного производства розового, лавандового и других масел], овощей и фруктов.
Рассмотренные стратегии позволяют осуществить комплексное управление региональным развитием, предусмотреть на основе различных количественных и качественных оценок варианты сценариев развития, от крайне пессимистичного до очень оптимистичного, и, выбрав оптимальный на стартовом этапе вариант, корректировать траекторию регионального развития в зависимости от складывающихся внешних и внутренних ситуаций.
В России для поддержки развития инноваций был принят Федеральный закон от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково”». В данном центре предусмотрены следующие особенности: 1] на его
территории для инвесторов предусмотрено формирование более гибкой системы государственного администрирования через создание специализированных служб; 2] определен особый статус управляющей компании проектом «Сколково», что направлено, прежде всего, на упрощение сложных «разрешительных» процедур, связанных с деятельностью инвесторов. Для финансирования инноваций необходимо использовать механизмы частно-государственного партнерства, создавать прозрачные условия приватизации государственных активов и обеспечивать равные условия доступа к объектам естественных монополий [9].
В Стратегии социально-экономического развития Республики Крым в п. 5 раздела 1 сказано, что стратегическими целями являются достижение высокого уровня развития человеческого капитала, создание инновационной и инвестиционно-привлекательной экономики. Ключевыми целевыми показателями определены: 1] для человеческого капитала — удельный вес высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников; 2] для инновационного развития — доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, %; 3] для инвестиционной составляющей — объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств], млрд рублей. Для реализации Стратегии предусмотрено три этапа, первый предполагает преодоление инфраструктурных ограничений и формирование выгодных условия для инвестиций; второй и третий позволят перейти к экономике региона на пятый технологический уклад, эффективно осваивать все многообразие ресурсов региона, реализовать концепцию «Все включено: живи, учись, работай и отдыхай в Крыму». Наряду со стратегическими целями разработаны тактики решения стратегических задач.
Заключение
Изучение методов анализа и управления региона, его инновационного устойчивого развития позволило сделать следующие выводы.
Регион является сложным территориальным образованием со множеством функций; понятие узлового региона позволяет исследо вать его с помощью интегрированных показателей развития как самостоятельной административной, корпоративной, рыночной и социальной единицы, выделяя центр региона и зоны его влияния. Это дает возможность как расширять, так и сужать административно-географическое понятие региона и выявлять его роль в инновационном устойчивом развитии.
Оценка всех элементов структуры региона позволяет выделить те его элементы, которые имеют стратегическое значение в инновационном развитии, положительной социальной трансформации; оценить экономическую эффективность и определить рейтинг региона в той или иной системе показателей.
Маркетинговые методы анализа регионального развития дают возможность построить SWOT-матрицу с определением сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможностей развития и угроз для устойчивого развития региона, что позволяет выявить особенности инновационного потенциала и социально-экономических ресурсов региона.
Использование методов стратегического маркетинга в управлении регионом и матрицы конкурентных преимуществ позволяет выработать различные стратегии и тактики управления для региона и его территорий с учетом их производственных и институциональных особенностей.
Список литературы
-
Авезов А. X. Стратегические ориентиры устойчивого развития региона: анализ ситуации и формирование системы показателей // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015. № 1 (1). С. 18—30. -
Апатова Н. В. Стратегия инновационного развития: монография / Таврический нац. ун-т им.
-
И. Вернадского. Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. 294 с.
-
Базуева Е. В., Жуланов Е. Е., Карлина Т. В., Ковалева Т. Ю., Миролюбова Т. В., Шульц Д. Н. Конкурентоспособность и управление развитием национальной и региональной экономики: синтез иерархического и институционального анализа // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2016. № 1 (28).
-
7—40.
-
Баранская М. Ф., Буракова И. С., Попова Т. В., Капылова Т. С., Сердюкова О. И. Системный анализ в управлении устойчивым региональным развитием // Фундаментальные исследования. 2015. № 8—3. С. 543— 548. -
Василенко В. Методология экономической диагностики регионов // Экономика Украины. 2008. № 9. С. 4—17. -
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: учебник. М.: Гардарики, 2002. 384 с. -
Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с. -
Изард У Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966. 659 с. -
Коваленко В. В. Регионы России — стратегия и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2011. № 2. С. 13—22. -
Лосева О. В. Интеллектуальный потенциал региона: оценка и механизм управления в инновационной деятельности // Управленческие науки. 2016. № 2. С. 38—47. -
Поважный А., Коломиец А. Формирование регионального ситуационного центра: обеспечение необходимыми видами ресурсов // Экономика Украины. 2003. № 3. С. 41—45. -
Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран.- М.: Международные отношения, 1993. 324 с. -
Портер М. Э. Конкуренция: Пер. с англ.: учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 495 с. -
Пшунетлев А. А. Региональные аспекты влияния научно-технического прогресса // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1454—1463. -
Савзиханова С. Э. Межрегиональная инновационная система — эффективный механизм перевода региональных экономик на инновационный путь развития // Креативная экономика. 2014. № 11 (95). С. 46—52. -
Сазонов С. П., Вайсбейн К. Д., Гагошидзе Т. Д. Теоретические основы и методы совершенствования механизма маркетинга территорий и инновационное развитие региона // Фундаментальные исследования.
-
№ 6—1. С. 189—193.
-
Сулейманов А. Р. Российский регион в системе национальных и федеративных отношений. Часть 2. Ситуационно-информационный анализ // Вестник ВИСТ (Башкирского института социальных технологий).
-
№ 1—2 (30). С. 68—73.
-
Чумаченко Н. Г. Очерки по экономике региона. К.: Наукова думка. 1995. 338 с.
Шудренко А. А. Анализ инновационной деятельности в регионе: новые подходы // Региональная экономика. Юг России. 2016. № 4 (14). С. 57—66.