Файл: Экономическая теория xx века, изучая обобщенные закономерности функционирования, организации и развития, абстрагировалась от многих конкретных факторов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стратегия дифференциации требует ис­пользования инноваций и поддержку имиджа эксклюзивной продукции высокого качества, что позволяет обоснованно повышать цены на производимые товары и услуги и получать со­ответствующие доходы. Данная стратегия на­правлена также на расширение ассортимента товаров и услуг, выработку характерных толь­ко для данного региона продуктов, например народных промыслов или стилизованных под этнические признаки инновационных продук­тов.

Стратегия концентрации на затратах осно­вана на детальной проработке альтернативных вариантов различных направлений развития региона. Альтернативные проекты позволяют оценить текущие и будущие затраты, в частно­сти на восстановление природного объекта в

Таблица 2


Матрица конкурентных преимуществ М. Портера

Масштаб конкуренции

Уменьшение затрат (расходов]

Дифференциация

Внешний рынок

Стратегия лидерства по затратам

Стратегия дифференциации

Внутренний рынок

Стратегия концентрации на затратах

Стратегия концентрации на дифференциации


случае его утраты или частичного поврежде­ния. Сравнение ожидаемой прибыли в кратко­срочном периоде с будущими затратами позво­ляет сделать правильный выбор из нескольких вариантов, найти пути наполнения бюджета региона, сохранить его ресурсы.

Стратегия концентрации на дифференци­ации предусматривает использование отли­чительных характеристик региона по ряду на­правлений, что позволяет осуществлять гар­моничное устойчивое развитие. Так, санатор­но-курортный комплекс, существовавший в Крыму до 90-х годов, главной целью считал оздоровление трудящихся, а Крым называл­ся «всесоюзной здравницей». Становление ры­ночных отношений привело к значительному расширению рекреационных услуг, появлению новых гостиниц и пансионатов, а также новых форм туристического обслуживания. Развитие рекреационной сферы происходит и террито­риально, малый бизнес осваивает новые рай­оны, стимулируя производство сельскохозяй­ственной продукции, создание инфраструк­туры. Потенциальной возможностью Крыма является научный туризм, позволяющий не только привлечь ученых-туристов, но и полу­чить в результате обмена знаниями новые ре­сурсы для инноваций. Подобная дифференци­ация применима для различных сфер регио­нальной деятельности: для строительства и транспорта, обеспечения населения чистой пи­тьевой водой и экологически чистыми продук­тами, производства высококачественной про­мышленной продукции или цветов (для роз­ничной продажи или промышленного произ­водства розового, лавандового и других масел], овощей и фруктов.



Рассмотренные стратегии позволяют осу­ществить комплексное управление региональ­ным развитием, предусмотреть на основе раз­личных количественных и качественных оце­нок варианты сценариев развития, от крайне пессимистичного до очень оптимистичного, и, выбрав оптимальный на стартовом этапе вари­ант, корректировать траекторию регионально­го развития в зависимости от складывающихся внешних и внутренних ситуаций.

В России для поддержки развития иннова­ций был принят Федеральный закон от 28 сен­тября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково”». В данном центре предус­мотрены следующие особенности: 1] на его

территории для инвесторов предусмотрено формирование более гибкой системы государ­ственного администрирования через создание специализированных служб; 2] определен осо­бый статус управляющей компании проектом «Сколково», что направлено, прежде всего, на упрощение сложных «разрешительных» про­цедур, связанных с деятельностью инвесторов. Для финансирования инноваций необходимо использовать механизмы частно-государствен­ного партнерства, создавать прозрачные усло­вия приватизации государственных активов и обеспечивать равные условия доступа к объек­там естественных монополий [9].

В Стратегии социально-экономическо­го развития Республики Крым в п. 5 раздела 1 сказано, что стратегическими целями являют­ся достижение высокого уровня развития че­ловеческого капитала, создание инновацион­ной и инвестиционно-привлекательной эко­номики. Ключевыми целевыми показателями определены: 1] для человеческого капитала — удельный вес высококвалифицированных ра­ботников в общей численности квалифициро­ванных работников; 2] для инновационного развития — доля продукции высокотехноло­гичных и наукоемких отраслей в валовом ре­гиональном продукте, %; 3] для инвестици­онной составляющей — объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджет­ных средств], млрд рублей. Для реализации Стратегии предусмотрено три этапа, первый предполагает преодоление инфраструктурных ограничений и формирование выгодных усло­вия для инвестиций; второй и третий позволят перейти к экономике региона на пятый техно­логический уклад, эффективно осваивать все многообразие ресурсов региона, реализовать концепцию «Все включено: живи, учись, рабо­тай и отдыхай в Крыму». Наряду со стратегиче­скими целями разработаны тактики решения стратегических задач.


Заключение

Изучение методов анализа и управления региона, его инновационного устойчивого развития позволило сделать следующие вы­воды.

Регион является сложным территориаль­ным образованием со множеством функций; понятие узлового региона позволяет исследо­ вать его с помощью интегрированных показа­телей развития как самостоятельной админи­стративной, корпоративной, рыночной и со­циальной единицы, выделяя центр региона и зоны его влияния. Это дает возможность как расширять, так и сужать административно-ге­ографическое понятие региона и выявлять его роль в инновационном устойчивом развитии.

Оценка всех элементов структуры регио­на позволяет выделить те его элементы, кото­рые имеют стратегическое значение в иннова­ционном развитии, положительной социаль­ной трансформации; оценить экономическую эффективность и определить рейтинг региона в той или иной системе показателей.

Маркетинговые методы анализа регио­нального развития дают возможность постро­ить SWOT-матрицу с определением сильных и слабых сторон, а также потенциальных воз­можностей развития и угроз для устойчивого развития региона, что позволяет выявить осо­бенности инновационного потенциала и соци­ально-экономических ресурсов региона.

Использование методов стратегического маркетинга в управлении регионом и матрицы конкурентных преимуществ позволяет выра­ботать различные стратегии и тактики управ­ления для региона и его территорий с учетом их производственных и институциональных особенностей.

Список литературы

  1. Авезов А. X. Стратегические ориентиры устойчивого развития региона: анализ ситуации и формиро­вание системы показателей // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и поли­тики. Серия общественных наук. 2015. № 1 (1). С. 18—30.

  2. Апатова Н. В. Стратегия инновационного развития: монография / Таврический нац. ун-т им.

  1. И. Вернадского. Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. 294 с.

  1. Базуева Е. В., Жуланов Е. Е., Карлина Т. В., Ковалева Т. Ю., Миролюбова Т. В., Шульц Д. Н. Конкурен­тоспособность и управление развитием национальной и региональной экономики: синтез иерархическо­го и институционального анализа // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2016. № 1 (28).


  1. 7—40.

  1. Баранская М. Ф., Буракова И. С., Попова Т. В., Капылова Т. С., Сердюкова О. И. Системный анализ в управ­лении устойчивым региональным развитием // Фундаментальные исследования. 2015. № 8—3. С. 543— 548.

  2. Василенко В. Методология экономической диагностики регионов // Экономика Украины. 2008. № 9. С. 4—17.

  3. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: учебник. М.: Гардарики, 2002. 384 с.

  4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.

  5. Изард У Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966. 659 с.

  6. Коваленко В. В. Регионы России — стратегия и механизмы модернизации, инновационного и техно­логического развития // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2011. № 2. С. 13—22.

  7. Лосева О. В. Интеллектуальный потенциал региона: оценка и механизм управления в инновацион­ной деятельности // Управленческие науки. 2016. № 2. С. 38—47.

  8. Поважный А., Коломиец А. Формирование регионального ситуационного центра: обеспечение необ­ходимыми видами ресурсов // Экономика Украины. 2003. № 3. С. 41—45.

  9. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран.- М.: Международные отношения, 1993. 324 с.

  10. Портер М. Э. Конкуренция: Пер. с англ.: учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 495 с.

  11. Пшунетлев А. А. Региональные аспекты влияния научно-технического прогресса // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 99. С. 1454—1463.

  12. Савзиханова С. Э. Межрегиональная инновационная система — эффективный механизм перево­да региональных экономик на инновационный путь развития // Креативная экономика. 2014. № 11 (95). С. 46—52.

  13. Сазонов С. П., Вайсбейн К. Д., Гагошидзе Т. Д. Теоретические основы и методы совершенствования механизма маркетинга территорий и инновационное развитие региона // Фундаментальные исследования.

  1. № 6—1. С. 189—193.

  1. Сулейманов А. Р. Российский регион в системе национальных и федеративных отношений. Часть 2. Ситуационно-информационный анализ // Вестник ВИСТ (Башкирского института социальных технологий).

  1. № 1—2 (30). С. 68—73.

  1. Чумаченко Н. Г. Очерки по экономике региона. К.: Наукова думка. 1995. 338 с.

Шудренко А. А. Анализ инновационной деятельности в регионе: новые подходы // Региональная экономика. Юг России. 2016. № 4 (14). С. 57—66.