Файл: Учебное пособие Караганда, 2012 удк 616. 89 Ббк 88 м 75 рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 887
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
93
Врачи имеют разные взгляды на то, какие способы работы с подростками считать наиболее эффективными: индивидуальную или групповую работу.
ВИЧ-инфицированные редко обращаются за консультациями к врачам, не специализирующимся на ВИЧ/СПИДе. В том случае, если все-таки обращаются, то задаваемые вопросы касаются не общей природы заболевания, не диагностики и методов лечения, а проблем, входящих в компетенцию этого конкретного врача (например, гинеколога могут спросить, передается ли ВИЧ от матери ребенку). Такое поведение пациентов медицинские работники объясняют скрытностью ВИЧ- инфицированных пациентов, которая, по мнению медиков, характерна для этих пациентов; "нежеланием говорить о своем ВИЧ-статусе"; тем, что люди с ВИЧ/ СПИДом проходят лечение в специализированных медицинских центрах и не испытывают потребности обращаться к другим врачам; тем, что такие пациенты достаточно хорошо информированы о
ВИЧ/СПИДе, мерах предосторожности и способах лечения.
Крайне редко за помощью обращаются родственники пациентов с ВИЧ/
СПИДом с целью получения информации о заболевании, о том, как следует обращаться с ВИЧ-инфицированными в повседневной жизни.
Большинство тех пациентов, которые обращались к ним за консультациями по поводу ВИЧ/СПИДа, были молодыми людьми (14-35 лет). Пациенты с высоким уровнем образования в большей степени склонны консультироваться с профессионалами о проблемах ВИЧ/СПИДа, нежели пациенты с низким уровнем образования.
Причина интереса к вопросам ВИЧ/СПИДа со стороны пациента чаще всего кроется в опасении, что он может быть инфицирован, а не в искренней заинтересованности в вопросах охраны своего здоровья и использования мер предосторожности.
Многие медики считают, что интерес пациента к проблемам
ВИЧ/СПИД является индикатором его принадлежности к "группе риска".
Вопросы, которые пациенты обычно задают о ВИЧ/СПИДе
Большинство вопросов о ВИЧ/СПИДе, адресуемых пациентами медицинским работникам, связаны со страхом заразиться.
Большинство пациентов, которые задают вопросы о ВИЧ/СПИДе, информированы об основных способах заражения (через кровь, при сексуальных контактах, при инъекциях). Таким образом, вопросы, обращаемые к медикам, касаются, прежде всего, риска заражения "нетрадиционными" способами или бытовым путем (через пищу, питье, пользование общей ванной комнатой и т.д.).
Наиболее часто пациенты задают вопросы, которые касаются методов диагностики, выявления ВИЧ/ СПИДа, симптомов заболевания. Люди ищут такую информацию, которая смогла бы подтвердить или опровергнуть их опасение, что они могут быть инфицированы.
94
Наименее часто клиенты задают вопросы о способах лечения и ухода за
ВИЧ-инфицированными. Эти вопросы являются предметом интереса ВИЧ- инфицированных пациентов, которые консультируются у специалистов в данной области. Кроме того, редкость подобных вопросов связана с тем, что распространено мнение о неизлечимости ВИЧ/СПИДа.
Диагностика ВИЧ/СПИДа и информирование пациента о результатах анализа на ВИЧ/СПИД
Информирование пациента об отрицательном результате анализа на
ВИЧ/ СПИД является достаточно обычной для медиков практикой. По- разному можно доносить этот результат до пациента в зависимости от его принадлежности к "группам риска". Пациентам, которые принадлежат к таким «группам риска», сообщают об отрицательном результате анализа, однако рекомендуется повторить анализ через какое-то время (3-6 месяцев). Врачи объясняют это тем, что существует латентный период в развитии заболевания, когда ВИЧ невозможно диагностировать, а также тем, что при анализе на ВИЧ/ СПИД возможны ошибки.
О положительном результате анализа пациента информирует более подготовленный в этой области специалист (врач СПИД-центра), который имеет опыт общения с подобными пациентами Все другие врачи
(терапевты, гинекологи и т.д.) сообщают пациентам только об отрицательном результате анализа. В то же время общее отношение медицинских работников к проблеме сообщения пациенту положительного результата анализа на ВИЧ/ СПИД весьма непростое. Большинство врачей предпочли бы не оказываться в такой ситуации, поскольку информирование пациента о "сложном" диагнозе, каким является
ВИЧ/СПИД (или какой-либо другой тип заболевания) является психологической травмой для пациента, и, следовательно, психологической травмой для врача. Врачи общей практики не чувствуют
себя достаточно подготовленными
(с точки зрения опыта,
профессиональных и психологических навыков) для профессионального
выполнения
этой
обязанности.
ВИЧ/СПИД не является их специальностью и, следовательно, в их обязанности не входит обсуждать эту тему с пациентами. Однако современные приказы Министерства здравоохранения Республики Казахстан обязывают любого медицинского работника проводить консультацию по поводу ВИЧ/СПИД-инфекции.
Большинство врачей стараются избегать ответственности, которую влечет за собой сообщение положительного результата анализа на ВИЧ/
СПИД. Некоторые медицинские работники говорили, что в анализе на
ВИЧ/ СПИД возможны ошибки, и они не хотели бы брать на себя ответственность за эти ошибки. Однако пациент с ВИЧ/ СПИДом имеет
право и обязан знать о своем диагнозе. Форма информирования пациента о результатах анализа на ВИЧ/ СПИД имеет очень большое значение: это сообщение должно быть сделано «максимально мягко», «оставляя у пациента надежду на то, что диагноз не окончателен и надо обследоваться
95 снова».Выбор способа сообщения пациенту положительного результата анализа на ВИЧ/ СПИД должен зависеть от того, принадлежит ли пациент к "группе риска" (врачи думают, что обеспокоенные этим пациенты уже осознают опасность инфицирования и готовы к этому) или же пациент не принадлежит к "группе риска" (этот клиент должен проходить анализ несколько раз для того, чтобы полностью убедиться в диагнозе).
Большинство медицинских работников считают, что никаких коммуникативных проблем при взаимодействии врача и пациента, больного СПИДом или зараженного ВИЧ, не существует. Несмотря на заверения медиков в исследовании, проблемы в коммуникации между медицинскими работниками
ВИЧ-инфицированными пациентами определенно существуют. Причиной таких проблем являются как опасения, страх медицинских работников перед ВИЧ-инфекцией, так и нежелание идти на контакт, а иногда и враждебное поведение части ВИЧ- инфицированных. Несмотря на это медицинские работники должны обучаться коммуникациям в этой непростой сфере общения.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
5. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Биоэтика представляет собой важную точку философского знания.
Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали.
Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека?
Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.
Биомедицинская этика – этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом, и
96 профессионалов – медиков и биологов – к Человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого человека.
Отличительная особенность БМЭ
– ее интегративный характер: с одной стороны, она является частью биоэтики, поскольку ориентирована на защиту жизни и всего живого; с другой, – отдает приоритет человеку, но будучи шире медицинской этики, включает в себя последнюю. Так, кроме традиционных проблем медицинской деонтологии, она ориентирована на решение таких проблем, как биомедицинские исследования на человеке и животных, морально- этические проблемы эвтаназии, пересадки органов, генной инженерии, клонирования и др.
5.1. Биомедицинская этика: понятие, статус, структура, содержание.
Для определения статуса биомедицинской этики в системе медицинского знания и определения ее предмета необходимо рассмотреть такие понятия, как «этика», «профессиональная этика», «профессиональная медицинская этика», «прикладная этика», «деонтология», «медицинская деонтология»,
«биоэтика», «биомедицинская этика» и определить характер их взаимосвязи.
Этика – это философская дисциплина, изучающая теорию морали и нравственности. Практической стороной этики выступает прикладная
этика, являющаяся моральным регулятивом конкретных сторон человеческой жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.
Профессиональная этика – это принципы и нормы поведения специалиста в процессе его профессиональной деятельности с учетом ее специфики и конкретных ситуаций.
Профессиональная медицинская этика (или медицинская этика) –
профессиональная этика, предметом которой является изучение и поиск путей решения этических проблем, возникающих в ходе медицинских манипуляций. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулированы Гиппократом.
Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.
Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Это учение о юридических, профессиональных и моральных аспектах, обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к больному.
Аспектами медицинской деонтологии являются:
взаимоотношения медицинских работников с больными;
взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;
взаимоотношения медицинских работников между собой.
Медицинская деонтология представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, современных правовых актов и
97 регламентированных требований, предусмотренных практической профессиональной деятельностью врача. В рамках медицинской деонтологии рассматриваются такие медико-этические проблемы, как соблюдение врачебной тайны, право на врачебную ошибку, право врача на эксперимент на себе, получение согласия больного на медицинское вмешательство, отношение к знахарству, народной и нетрадиционной медицине и др. Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, право, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.
Концептуальная модель биомедицинской этики определяет ее содержаниеи структуру, которую составляют следующие этические аспекты:
нормативный, в рамках которого исследуются специфика общечеловеческих моральных ценностей в клинической медицине и биомедицинских исследованиях;
ситуативный, обосновывающий необходимость морального выбора и принятия решений в различных биомедицинских ситуациях и казусах;
экспериментальный, предполагающий распространение моральных принципов на биомедицинские исследования и их этическую экспертизу;
деонтологический, регулирующий принципы и нормы поведения врача во взаимоотношениях по вертикали (в системе «врач–больной») и по горизонтали – между коллегами;
институциональный, связанный с необходимостью решения социальных и профессиональных проблем здравоохранения и ролью биоэтических комитетов как специальных институтов в этом процессе.
Определение этих аспектов позволяет очертить контуры проблемного
поля – выявить круг проблем биомедицинской этики, причем выявляется не один, а несколько «кругов», которые, переплетаясь и взаимодополняя друг друга, определяют ее содержание.
Первый круг – нормативно-этический – связан с необходимостью проследить, как могут и должны проявлять себя в медицинской деятельности или биологических исследованиях общечеловеческие
моральные ценности и принципы, как регулируют они нормы поведения врача и исследователя, выступая основой «стратегии и тактики» их профессионального выбора. Здесь, в свою очередь, выделяются два этических аспекта.
1. Однозначное выявление сущности и критериев Жизни и Смерти человека как высших базовых ценностей. До сегодняшнего дня нет единства в их понимании, что трагически сказывается на судьбах людей, ждущих, например, пересадки донорских органов от умерших людей. Решение этой задачи, которое должно стать делом совокупных усилий медиков, философов, этиков, юристов, представителей религиозных конфессий, даст возможность