ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

152
Если активно влиять на формирование эмали зубов, ограничить потребление сахаров и регулярно ухаживать за зубами, кариеса не будет. Залогом формирования высокоминерализованной, а значит, устойчивой к кариесу эмали зубов, является оптимальное поступле- ние в организм основных компонентов – кальция и фосфора в период развития зубов. Лучше, если они поступают из продуктов питания.
При этом следует помнить, что окончательное созревание постоян- ных зубов происходит в полости рта в течение некоторого времени после их прорезывания. Минеральные компоненты, необходимые для созревания зубов, в это время поступают из слюны, а функция слюн- ных желез зависит от многих факторов, важнейшим из которых явля- ется рациональное питание. Подобрать соответствующую диету по- могут врачи. Родителям же необходимо следить за соблюдением ре- жима питания и потреблением ребенком углеводов. Лишать детей ра- дости, которую они испытывают от приема сладостей, конечно, нет смысла. Здесь важно, чтобы они съедали их сразу же после основного приема пищи. Очень вредно, если ребенок ест конфеты и другие сла- дости в промежутках между приемами пищи, так как это способству- ет увеличению образования зубного налета и росту в нем агрессивной по отношению к тканям зубов микрофлоры. В связи с этим регуляр- ный уход за полостью рта имеет исключительно важное значение.
Ухаживать за полостью рта необходимо начинать с появления молочных коренных зубов (2–3 года) и продолжать всю жизнь. Личная гигиена полости рта является наиболее простым и доступным методом предупреждения заболеваний зубов и полости рта и фактором оздо- ровления всего организма. В семье у каждого человека должна быть отдельная зубная щетка. Чистить зубы нужно утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо полос- кать рот водой. После чистки зубов щетку нужно намылить и оставить в таком виде в стакане до следующей чистки; перед тем как чистить зубы, щетку нужно промыть водой из-под крана.

153
Памятка для учащихся
В человеке всё должно быть прекрасно
Здоровье человека зависит от слаженности работы всех орга- нов. Значительная роль принадлежит зубам. Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Правильно располо- женные зубы украшают лицо человека. Зубы принимают участие в формировании звуков, отдельных слов и разговорной речи. Разру- шенные зубы становятся причиной неприятного запаха изо рта. Явля- ясь очагом инфекции в организме, разрушенные зубы могут стать причиной заболеваний многих органов (сердца, суставов, почек, же- лудочно-кишечного тракта и т.д.).
Одним из самых простых методов предупреждения заболева- ний зубов является уход за полостью рта. Каждый культурный чело- век должен иметь свою зубную щетку соответствующего размера и ежедневно чистить зубы утром после завтрака и вечером перед сном, а также полоскать рот водой после каждого приема пищи. Перед чисткой зубов необходимо вымыть руки, так как грязными руками можно занести в рот инфекцию. Зубная щетка должна быть чистой: после чистки зубов нужно сполоснуть щетку водой из-под крана, намылить ее и оставить в стакане до следующей чистки зубов. А пе- ред тем как чистить зубы, снова промыть ее водой из-под крана.
Начинать чистить зубы следует с 2–3 лет. Необходимы и по- лезны для предупреждения заболеваний зубов и полости рта, а также всего организма соблюдение режима дня, нормальный сон, правиль- ное и полноценное питание, закаливание организма, выполнение определенных гигиенических требований.


154
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕТОДЫ ЧИСТКИ ЗУБОВ
Метод
Леонарда
(LEONARD)
Этот метод называют методом передвижения «от крас-
ного к белому», он позволяет не только очистить зубы,
но и массировать десны.
Зубную щетку устанавливают перпендикулярно к вер-
тикальной поверхности зубов, производят вертикальные
движения в направлении от десны к коронке зуба. Ве-
стибулярные поверхности чистят при сомкнутых зубных
рядах, нёбные – при несомкнутых, жевательные – дви-
жениями вперед-назад. Метод позволяет избежать по-
вреждения десны.
Метод Басс
(BASS)
Рекомендуется для взрослых, разработан для удаления зуб- ного налета и остатков пищи из десневой борозды путем со- четанного использования мягкой зубной щетки и невощеной зубной нити.
Щетинки небольшой зубной щетки должны находиться под углом 45 градусов к оси зуба, при этом концы их частично проникают в десневую бороздку и межзубные пространства.
При чистке производят вибрирующие движения с неболь- шой амплитудой. Метод позволяет хорошо очистить прише- ечную область моляров.
Метод
Чартера
(CHARTERS)
Сочетание надавливания и вибрации. Применяется как для чистки зубов, так и для массажа десен. Используют при очищении несъемных протезов, участков вокруг ортодонти- ческих конструкций.
Головку зубной щетки устанавливают так, чтобы щетинки находились под углом 45 градусов к оси зуба. Концы щети- нок направлены в сторону режущего края зуба. Не убирая щетинок, сохраняя их наклонное положение, выполняют мягкие встряхивания или круговые движения, при которых щетинки проникают в межзубные промежутки.
Метод чистки
зубов Г.Н. Па-
хомова (стан-
дартный метод)
Зубной ряд делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых моляров, по- следовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.
Особенности метода: последовательное очищение сегментов зубного ряда.

155
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки распо- лагают под углом

градусов к поверхности зуба и произ- водят очищающие движения в направлении от десны. Жева- тельные поверхности очищают возвратно-поступательными движениями. Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов очищают такими же движениями, как моляры и премоляры.
В заключение все сегменты очищают круговыми движения- ми при сомкнутых зубах.
Круговой
метод чистки
зубов (FONES)
Метод предусматривает использование при чистке круговых движений, которые очищают зубы, и массирование ткани десны.
Последовательно очищают:

вестибулярные (наружные) поверхности при сомкнутых зубах, затем оральные (внутренние) поверхности зубов кру- говыми движениями;

жевательные поверхности очищают горизонтальными или вращательными движениями.
Метод очище-
ния зубов в ста-
дии прорезыва-
ния
Щеку отводят указательным пальцем левой руки.
Рабочую часть зубной щетки располагают на жевательной поверхности прорезывающегося зуба, перпендикулярно зубному ряду. Удаление зубного налета осуществляют воз- вратно-поступательными движениями.


156
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА У ДЕТЕЙ
РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Возраст
Средства гигиены
Методы гигиенического
ухода
От 0 до
1 года
Марлевая салфетка
Мягкая резиновая щетка- напальчник
До прорезывания зубов
После каждого кормления мягкой сал- феткой удаляют остатки пищи с альвео- лярных гребней и нёба.
С момента прорезывания первого зуба
Очищают его с помощью щетки- напальчника не менее одного раза в день круговыми движениями в направ- лении от десны к режущему краю.
От 1 до
2 лет
Щетка для родителей с ко- роткой рабочей частью, длинной ручкой и очень мягкой щетиной
Детская гелеобразная зуб- ная паста
Родители чистят зубы ребенку два раза в день движениями от десны к режуще- му краю или жевательной поверхности зуба. Возможно применение небольшо- го количества детской гелеобразной зубной пасты размером не более горо- шины.
От 2 до
5 лет
Детская зубная щетка с очень мягкой щетиной
Детские противокариозные зубные пасты (кальцийсо- держащие и фторидсодер- жащие)
Чистка зубов два раза в день под кон- тролем родителей. Для однократной чистки небольшое количество зубной пасты (не более горошины).
Для детей дошкольного возраста наиболее удобен круговой метод чистки зубов.
От 6 до
12 лет
Детская зубная щетка с мягкой щетиной
Детские противокариозные зубные пасты (кальцийсо- держащие и фторидсодер- жащие) с низким индексом абразивности
Зубные нити после пра- вильного обучения
Фторидсодержащие дет- ские ополаскиватели
Чистка зубов два раза в день под кон- тролем родителей, после чистки зубов использование ополаскивателя.
Для очищения зубов в стадии прорезы- вания используют метод очищения зу- бов в стадии прорезывания.
Самостоятельное использование детьми зубных нитей рекомендовано с возраста
9–10 лет.

157
Старше
12 лет
Зубная щетка средней жесткости
Лечебно-профилактические зубные пасты с противока- риозными и/или противо- воспалительными компо- нентами
Ополаскиватели
Зубные нити
Чистка зубов два раза в день (утром и вечером) щеткой и пастой.
После чистки зубов применение опо- ласкивателя.
Очищение зубов зубной нитью не реже одного раза в день.

158
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ЗДОРОВЬЯ
В ДЕТСКОМ САДУ
1
Цель
Поднять уровень гигиенических знаний ребенка, научить пра-
вильно чистить зубы
2
Средства

Зубные щетки

Детские зубные пасты

Одноразовые стаканчики

Краситель

Зеркало, стоматологическое зеркало, пинцет

Рисунки, картинки

Книжки со сказками на зубную тему
3
План
урока

Знакомство с детьми

Определение базового уровня знаний детей о гигиене полости рта

Беседа о гигиене

Обучение детей чистке зубов стандартным методом

Оценка качества чистки с приÐ
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12