ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КГБОУ ДПО «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ
ПРОФИЛАКТИКА
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
Учебное пособие
Хабаровск
2019
2
УДК 616-084(075.32)
ББК 56.6я75
П 84
Профилактика стоматологических заболеваний : учеб. пособие / м-во здравоохранения Хабар. края, КГБОУ ДПО «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения», каф. стоматологии ; сост. Л.В. Бондаренко,
Л.Ф. Лучшева, В.А. Кравченко и др. – Хабаровск : Ред.-изд. центр ИПКСЗ,
2019. – 158,[1] с.
Составители:
Л.В. Бондаренко – ассистент кафедры стоматологии КГБОУ ДПО ИПКСЗ
Л.Ф. Лучшева – доцент кафедры стоматологии КГБОУ ДПО ИПКСЗ, к.м.н., доцент
В.А. Кравченко – зав. кафедрой стоматологии КГБОУ ДПО ИПКСЗ, к.м.н., доцент
С.В. Тармаева – доцент кафедры стоматологии КГБОУ ДПО ИПКСЗ, к.м.н., доцент
Рецензенты:
Ю.М. Глухова – профессор кафедры ортопедической стоматологии
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет»
Минздрава России, д.м.н.
В.В. Гончар – зам. главного врача по лечебной работе стоматологиче- ской клиники КГБОУ ДПО ИПКСЗ «Стомадент-ДВ» МЗ ХК, к.м.н.
В учебном пособии изложены основные термины и понятия медицин- ской профилактики, обозначена роль средних медицинских работников в про- филактике стоматологических заболеваний. Уделено большое внимание мето- дам санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения. Пред- лагаются варианты сказок по стоматологическому просвещению детей до- школьного возраста и памятки. Пособие включает в себя тестовые задания и ситуационные задачи с эталонами ответов.
Учебное пособие предназначено для постдипломной подготовки специ- алистов среднего медицинского образования: медицинских сестер в стоматоло- гических организациях, гигиенистов стоматологических.
Утверждено на заседании педагогического совета Института повышения квалификации специалистов здравоохранения 31 октября 2018 г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......................................................................................... 4
Глава 1. СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И МОДЕЛИ
ЕГО СОХРАНЕНИЯ ....................................................... 7
Глава 2. СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ … 11
Глава 3. ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ .................................... 17
Глава 4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ........... 25
Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание в первичной стоматологической профилактике ................. 26
Гигиена полости рта – базовый метод профилактики стоматологических заболеваний .......................................... 42
Глава 5. ПРОФИЛАКТИКА ОСНОВНЫХ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ........... 76
Профилактика кариеса ............................................................ 77
Роль фторидов в профилактике кариеса ............................... 86
Профилактика воспалительных заболеваний пародонта и слизистой полости рта ...................................................... 103
Профилактика некариозных поражений твердых тканей зуба ............................................................................ 111
Профилактика зубочелюстных аномалий ......................... 118
Тестовые задания для контроля уровня знаний ..................... 126
Эталоны ответов ......................................................................... 135
Рекомендуемая литература ........................................................ 139
Приложение 1 .............................................................................. 141
Приложение 2 .............................................................................. 143
Приложение 3 .............................................................................. 153
Приложение 4 .............................................................................. 155
Приложение 5 .............................................................................. 157
4
ВВЕДЕНИЕ
Стоматология как наиболее массовая медицинская специаль- ность характеризуется высокой, практически сплошной заболеваемо- стью, четкой связью с конкретными факторами внешней среды и яв- ляется одним из направлений здравоохранения, где профилактика приносит наиболее существенные результаты. В настоящее время причиной высокой распространенности стоматологических заболева- ний признается низкая эффективность профилактических мероприя- тий. Одним из путей выхода из этого положения считается привлече- ние к профилактической работе среднего медицинского персонала.
В структуре медицинских кадров лечебно-профилактических учре- ждений средний медицинский персонал является одной из самых многочисленных групп медицинских работников и представляет цен- ный кадровый ресурс здравоохранения для предоставления населе- нию доступной, приемлемой помощи в области профилактики забо- леваний в первичном звене здравоохранения.
Такие профилактические мероприятия, как обучение, санитар- ное просвещение, консультация матери, гигиенический контроль и обучение правилам ухода за полостью рта, проведение профессио- нальной гигиены, местное применение препаратов фтора, покрытие фторлаком всех зубов, герметизация зуба могут осуществляться как врачом, так и его непосредственным помощником – гигиенистом стоматологическим, а в случае его отсутствия – медицинской сест- рой. Осуществление средним медицинским персоналом профилак- тических мероприятий – это профессиональная деятельность меди- цинского, психолого-педагогического характера, целью которой яв- ляется сохранение, укрепление и восстановление стоматологическо- го здоровья.
Постдипломная подготовка среднего медицинского персонала с акцентом на предупреждение стоматологических заболеваний соот- ветствует профессиональным компетенциям, соответствующим про-
5 филактическому виду деятельности специалистов и отвечает потреб- ностям современного практического здравоохранения. Для выполне- ния профилактической работы среди населения необходим высокий уровень теоретической подготовки по вопросам профилактики стома- тологических заболеваний, умение применять свои знания и навыки в повседневной практической деятельности.
Цель пособия – совершенствование профессиональных компе- тенций в сфере первичной профилактики стоматологических заболе- ваний в рамках существующей квалификации.
После освоения темы обучающийся должен
знать:
уровни, виды и методы профилактики основных стоматоло- гических заболеваний;
цели, задачи и формы стоматологического просвещения, принципы гигиенического обучения;
средства и предметы индивидуальной гигиены полости рта;
уметь:
выявлять факторы риска основных стоматологических забо- леваний;
проводить гигиеническое обучение различных групп населе- ния;
подбирать средства по уходу за полостью рта пациентов с учетом возраста;
проводить профилактическое консультирование населения о методах сохранения здоровья полости рта;
осуществлять контроль и поддерживать положительную мо- тивацию на поддержание здоровья полости рта;
владеть:
навыками формирования повышения ответственности паци- ентов за сохранение здоровья полости рта;
навыками формирования у пациентов умений по гигиениче- скому уходу за полостью рта;
6
навыками осмотра полости рта и выявления кариозных поло- стей;
методами проведения санитарно-гигиенического просвеще- ния в области профилактики стоматологических заболеваний;
методами индивидуального и группового консультирования, гигиенического обучения при проведении стоматологических школ здоровья.
7
Глава 1. СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
И МОДЕЛИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ
Состояние органов полости рта, получившее название «стома- тологическое здоровье», является важнейшей составной частью об- щего здоровья и одним из индикаторов качества жизни. На основании этого термина уже формируются новые показатели, такие как стома- тологические компоненты качества жизни. Наиболее высокой ин- станцией, признающей и применяющей термин «стоматологическое здоровье», является Всемирная организация здравоохранения. Она заявила, что стоматологическое здоровье (oral health) является значи- мой и обязательной составляющей социальной медицины и организа- ции здравоохранения. В 1988 году ею были предложены Европейские цели достижения стоматологического здоровья как ориентир для раз- работки и внедрения мероприятий, направленных на профилактику наиболее распространенных заболеваний полости рта. Эти цели каса- лись населения всех возрастных групп населения. Во многих странах
Европы системой здравоохранения были предприняты существенные усилия, направленные на реализацию этих целей ВОЗ, которые при- вели к значительному улучшению стоматологического здоровья ши- роких масс населения, в основном за счет снижения распространен- ности кариеса.
Определение здоровья стало своеобразной отправной точкой в исследованиях качества жизни, связанного со здоровьем. Стоматоло- гическое здоровье предполагает свободу от врожденных пороков, острой и хронической боли, рака и других проблем в области головы и шеи, создающих физическую и психологическую угрозу для обще- го здоровья и благополучия, снижающих активность человека и каче- ство его жизни. Органы и ткани челюстно-лицевой области позволя- ют человеку говорить, улыбаться, ощущать вкус, пережевывать и глотать пищу, служат барьером на пути инфекционных агентов и не- благоприятных факторов окружающей среды. Стоматологические за-
8 болевания ограничивают активность человека в личной и деловой сфере, физиологические нарушения, к которым они приводят, часто существенно снижают качество жизни.
Каким же должен быть уровень стоматологического здоровья, какого человека следует считать здоровым с точки зрения стоматолога?
Трудности определения стоматологического здоровья связаны с прак- тически сплошной пораженностью населения кариесом зубов, зубоче- люстными аномалиями, болезнями пародонта. С учетом высокой рас- пространенности основных стоматологических заболеваний среди населения стоматологически здоровым считают человека, у которого:
зубы не поражены кариесом или качественно вылечены по поводу неосложненного кариеса;
прикус нормальный или нормализованный;
периодонт, слизистая полости рта и мягкие ткани челюстно- лицевой области не имеют признаков патологии.
Здоровье полости рта – это не только здоровые зубы, но и от- сутствие хронической боли в челюстно-лицевой области, опухолей полости рта и глотки, врожденных дефектов, таких так расщелины губы и нёба. Это часть общего здоровья человека. Взаимосвязь между стоматологическим и общим здоровьем очевидна: многие соматиче- ские заболевания проявляются в полости рта, и напротив, очаги хро- нической инфекции в полости рта являются факторами риска обострения патологии сердечно-сосудистой системы, почек, желу- дочно-кишечного тракта, носоглотки и т.д.
В ряде международных документов, разработанных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Советом главных специали- стов по стоматологии (CECDO), Европейской ассоциацией стомато- логического образования (ADEE) сформулированы глобальные цели по улучшению стоматологического здоровья населения к 2020 году:
сохранить здоровье полости рта;
снизить влияние факторов риска возникновения стоматоло- гических заболеваний;
9
провозгласить здоровье полости рта приоритетом комму- нальных программ здравоохранения;
обеспечить доступность профилактики на протяжении всей жизни человека.
Определены основные составляющие стратегии сохранения
стоматологического здоровья:
1. Использование фторидов: применение системных и местных методов фторидпрофилактики.
2. Снижение употребления сахаров: национальные рекоменда- ции соотношения энергетической ценности сахаров и частоты их употребления; контроль рекламы и этикеток продуктов.
3. Действия общества, направленные на улучшение гигиены полости рта: акцент на чистку зубов фторидсодержащими пастами.
4. Прекращение курения: рекомендации и поддержка со сторо- ны стоматологического персонала.
5. Предупреждение травм челюстно-лицевой области: исполь- зование ударопрочных материалов; использование защиты для поло- сти рта в контактных видах спорта.
6. Обеспечение доступной профилактической помощи: исполь- зование эффективных методов профилактики; доступность для всех слоев населения; подготовка персонала.
Для понимания стоматологического здоровья были предложе- ны различные психологические и социальные модели, применяемые в стоматологии.
МОДЕЛЬ «ВЕРА В ЗДОРОВЬЕ» (HEALTH BELIEF MODEL
(НВМ). Согласно этой модели, люди должны осознавать, что они вос- приимчивы к заболеванию и для его предупреждения необходимо сле- довать рекомендациям специалиста, даже если это требует определен- ных затрат. На степень доверия к профилактическим методам могут оказывать влияние возраст, национальные и культурные тра- диции.
10
МОДЕЛЬ «ВЫБОР ЗДОРОВЬЯ» (HEALTH DECISION
MODEL) построена на взаимодействии нескольких факторов, влия- ющих на стоматологическое здоровье. К ним относятся:
индивидуальные предпочтения пациента, оценка пользы и рисков, восприятие рекомендаций по профилактике от специалиста;
опыт – предыдущий опыт посещения стоматолога (положи- тельный или отрицательный), удовлетворенность оказанной помо- щью, доверие к специалисту;
знания – грамотность в вопросах сохранения здоровья, включая информированность о факторах риска и профилактике сто- матологических заболеваний;
социальное взаимодействие – взаимодействие, способное повлиять на выбор в пользу здоровья, которое включает общение со стоматологическим персоналом, друзьями и членами семьи;
социально-демографические особенности – возраст, нацио- нальность, доход, образование, доступность стоматологической по- мощи.
В рамках данной модели разрабатываются средства стоматоло- гического просвещения, адаптированные к национальным и культур- ным традициям, которые повышают уровень грамотности в вопросах стоматологического здоровья для разных групп населения. Необхо- димость стоматологического просвещения обусловлена недостаточ- ным уровнем знаний населения по вопросам профилактики стомато- логических заболеваний.
11
Глава 2. СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ
В связи с низкой санитарной культурой и отсутствием моти- вации детей и взрослых к профилактике стоматологических заболе- ваний и гигиене полости рта до сих пор широко распространены за- болевания пародонта и кариес зубов. О тенденциях распространен- ности и интенсивности стоматологических заболеваний среди насе- ления позволяют судить результаты двух национальных эпидемио- логических обследований, проведенных с десятилетним интервалом и характеризующихся большим охватом населения Российской
Федерации.
Ведущую роль в определении уровня здоровья полости рта имеют количественные характеристики поражения зубов, определяе- мые с помощью различных индексов. Одной из таких характеристик является индекс распространенности кариеса. Для его определения количество лиц, у которых выявлен кариес, делят на общее количе- ство обследованных в данной группе и результат умножают на сто.
Стоматологические заболевания имеют высокую распространен-
ность среди населения.
Оценка уровня интенсивности кариеса (индекс КПУ) прово- дится путем сложения кариозных, пломбированных и удаленных по поводу осложнений кариеса зубов у пациента. Данный индекс был предложен в 1930 году и широко используется более восьмидесяти лет. Индекс КПУ включает следующие компоненты:
К – количество кариозных (невылеченных) зубов;
П – количество леченных (пломбированных) зубов;
У – количество удаленных зубов или подлежащих удалению корней зубов.
Сумма (К + П + У) всех пораженных и утраченных зубов ха- рактеризует интенсивность кариозного процесса у конкретного чело- века. Для оценки стоматологического статуса у пациентов разного возраста применяют индексы, характеризующие интенсивность кари-
12 еса временных и постоянных зубов. Так, интенсивность кариеса
временных зубов и поверхностей у детей до 6 лет (включительно) оценивают с помощью индексов кпу(з) и кпу(п).
Индексы КПУ и кп позволяют объективно оценить интенсив- ность поражения кариесом конкретных людей всех возрастов, от- дельных групп и всего населения в целом. Для сравнения интенсив- ности кариеса зубов в различных регионах используются средние значения индекса КПУ, предложенные ВОЗ для двух ключевых групп: двенадцатилетних; тридцати- и сорокачетырехлетних (табл. 1).
Таблица 1
Уровни интенсивности кариеса зубов (ВОЗ)
Группа 12-летних
Значение КПУ
Группа 35–44-летних
0–1,1
Очень низкий
0,2–1,5
1,2–2,6
Низкий
1,6–6,2
2,7–4,4
Средний
6,3–12,7
4,5–6,5
Высокий
12,8–16,2
6,6 и более
Очень высокий
16,3 и выше
Распространенность и интенсивность кариеса зубов. Лиди- рующую позицию в структуре стоматологической заболеваемости за- нимает кариес зубов. Глобальным индикатором стоматологического здоровья населения в регионе или стране Всемирная организация здравоохранения предложила считать средний показатель интенсив- ности кариеса постоянных зубов у двенадцатилетних детей. Интен- сивность кариеса зубов у двенадцатилетних детей в разных странах варьирует от низкого уровня (КПУ
1,2) до высокого (КПУ
4,4).
Распространенность кариеса зубов среди детей Российской Фе- дерации остается на уровне примерно в два раза выше по сравнению со странами Западной Европы, США. Распространенность и интен- сивность кариеса зубов в различных регионах России находится в прямой зависимости от содержания фтора, йода и других микроэле- ментов в питьевой воде, климатогеографических условий местности, экологических, социальных и других факторов.