ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

143
2. Сказка про зубную феечку
Гусеница очень страдала, что у нее нет зубов. Никаких. Гусе- ницам зубы не положены и приходится жевать так. Без зубов. Причем целыми днями. И гусеница жевала, потому что ничего другого ей не оставалось. А вечерами, перед тем как свернуться клубочком и уснуть, гусеница втайне завидовала коровам. Коровы были большие.
У коров было семь желудков. Коров кормили и чистили, а гусениц недолюбливали. И что самое главное – у коров были зубы! Полный рот самых замечательных зубов, которыми так здорово жевать траву и всякие листья. А ночами гусенице снились зубы. Много зубов. Че- ловеческие, коровьи, собачьи, кошачьи, слоновьи зубы, которые тор- чат изо рта и зовутся бивнями. Короче говоря, гусеница мечтала о зу- бах. Поговаривают, что именно из этой гусеницы впоследствии и вы- лупилась зубная фея. Маленькая смешная фея – феечка с полным ртом белых зубов. Теперь она летает по свету и собирает выпавшие и вырванные зубки. А если кто спросит, зачем ей столько зубов, я отве- чу – для коллекции.

144
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАМЯТКИ
Дети первого года жизни
Девять чудесных месяцев остались позади, и вот вы уже дер- жите на руках свой маленький тепленький комочек, который так сладко посапывает во сне. Рождение малыша, наверное, – один из са- мых счастливых моментов в жизни каждой женщины. Начинается новый этап, наполненный заботой и любовью к своему малышу, на котором придется встретиться с трудностями, особенно в первый год его жизни.
В первые три месяца жизни ребенка формируются вредные привычки – сосать язык, кулачок, палец. Для их предотвращения ре- комендуется на время бодрствования надевать малышу распашонку с защитными рукавами, специально сшитые варежки или фиксировать легкую лонгетку на локтевой сустав ребенка, лишающую возможно- сти дотянуться ручкой до рта.
До прорезывания первого зуба основными средствами по уходу за полостью рта малыша являются кипяченая вода, которую необхо- димо давать ребенку после каждого кормления, и стерильная мягкая гигиеническая салфетка, которой по возможности аккуратно проти- рают полость рта ребенка утром и вечером. Данная процедура значи- тельно снижает риск развития кандидоза, специфического заболева- ния слизистой оболочки полости рта маленького ребенка.
В период прорезывания зубов из-за раздражения нервных ре- цепторов в местах прорезывания появляется зуд. Малыши становятся раздражительными, беспокойными, плохо спят, плохо едят. Надо да- вать ребенку погрызть пластмассовое или резиновое колечко (пред- варительно обработав паром), на время засыпания давать пустышку.
Недопустимо пользование пустышкой в возрасте после года, а также пользование ею в период бодрствования. Эта вредная привычка при- водит к деформации зубных рядов.


145
При первых признаках начала прорезывания зубов родителям можно начинать протирать десны и слизистую оболочку полости рта с помощью силиконовой щетки-напальчника или специальных сал- феток и одноразовых напальчников: «Зубкичистки» (Nutricare, Ко- рея), Spiffies (DrProducts, США), Сarederm (Эдвин, Южная Корея).
Протирание позволяет удалить с поверхности десен и зубов остатки любой жидкости. Параллельно происходит массаж десен малыша, ко- торый способствует уменьшению неприятных ощущений, связанных с прорезыванием зубов, и улучшению циркуляции крови.
После прорезывания первых зубов (примерно на ½ высоты ко- ронок) следует переходить на чистку с помощью зубной щетки. Тре- бования к детским щеткам:
– маленькая головка;
– удобная длинная ручка (для удержания взрослым);
– мягкая искусственная щетина с закругленными кончиками.
Для проведения процедуры чистки зубов необходим хороший обзор и доступ к зубам ребенка. Также важна хорошая фиксация ре- бенка с целью предотвращения травмы. Очищение первых зубов и массаж десен можно производить, расположив малыша на пеленаль- ном столике или коленях. В первом случае необходимо сделать гнез- дышко из подушек или полотенца вокруг головы ребенка для сохра- нения ее устойчивого положения, а свободной рукой придерживать руки ребенка. Во втором случае ребенка укладывают спиной на коле- ни, его ножки располагаются по бокам взрослого, что не позволяет ему отталкиваться. Свободной рукой взрослый имеет возможность придерживать ручки малыша, при этом родители и ребенок видят ли- цо друг друга, что позволяет им свободно общаться. Можно дать в руки ребенку для отвлечения вторую зубную щетку или любимую игрушку.
С появлением первых молочных зубов (6–8 месяцев) ребенка необходимо показать стоматологу. Благодаря регулярному посеще- нию врача, у малыша складываются с доктором доверительные от-

146 ношения. Специалисты по детской стоматологии имеют возможность вовремя распознать начало развития заболеваний полости рта и пред- принять необходимые меры по их устранению.
Что делать, если малыш родился уже с зубами? Нормально или аномально? У большинства младенцев первые молочные зубки появ- ляются в 6–8 месяцев. Как правило, это нижние передние зубы (рез- цы). Однако примерно один из 3–5 тысяч рождается уже зубастым
(так называемые натальные зубы), иногда зубы появляются в течение первого месяца жизни (неонатальные зубы). Как же правильно роди- телям поступать в подобной ситуации? Первое – не волноваться, вто- рое – показать своего малыша детскому стоматологу. По статистике
95 % таких зубов – это преждевременно прорезавшиеся комплектные резцы, и только 5 % – так называемые сверхкомплектные. Если зубы комплектные, то их рекомендуют сохранять для правильного форми- рования зубочелюстной системы малыша. Осмотрев ребенка, доктор даст подробные рекомендации.
Для правильного развития зубов и челюстей необходим свое- временный переход к приему пищи из ложки и чашки, на прием бо- лее густой, а затем и твердой пищи, требующей откусывания и пере- жевывания. Начиная с 4–5 месяцев, перед тем как дать ребенку кефир или другое питание из бутылочки через соску, следует 1/3 порции этой пищи дать из ложечки. Пока ребенок голоден, он выдвинет ниж- нюю челюсть к ложке и попытается снимать пищу губами. Лакомую пищу (соки, фруктовые и овощные пюре, кисели) нужно также давать из ложечки. При кормлении из ложечки ее следует подносить к гу- бам, а не вводить в рот. Малыш должен тянуться к ней, это напряже- ние – своеобразная тренировка челюстей и мышц. Ложка для ребенка в конце первого года жизни должна стать основным столовым прибо- ром. Ограничение потребления углеводов в питании – перспективное направление в профилактике кариеса у малышей.
У детей в первый год жизни из-за особенностей строения сли- зистых оболочек (тонкость, нежность, обилие кровеносных сосудов),


147 несовершенства иммунной защиты, пренебрежения правилами гигие- ны и частого попадания в рот частичек пыли, грязи и т.д. есть риск возникновения стоматита полости рта. Первые признаки заболевания – внезапное повышение температуры тела, слюнотечение, покраснение слизистой оболочки полости рта. После установления диагноза дет- ским стоматологом изолируйте ребенка от других детей в семье, вы- делите ему отдельную посуду, постель, полотенце, комнату провет- ривайте, создайте условия для проникновения в комнату солнечных лучей, строго выполняйте назначения детского стоматолога, иначе болезнь может перейти в хроническую рецидивирующую форму, что неблагоприятно для здоровья самого ребенка, и он становится опас- ным для окружающих детей, особенно в период рецидивов.
Профилактикой афтозного и любого другого детского стомати- та является следование элементарным правилам личной гигиены.
Необходимо приучить ребенка чистить зубы дважды в день (при этом у него должна быть своя собственная зубная щетка, подобранная с учетом возраста), мыть руки, умываться. Периодически мыть игруш- ки с мылом. Важно обеспечивать чистоту по возможности всех пред- метов, с которыми ребенок может контактировать. Это касается иг- рушек, а также сосок, бутылочек для кормления и пр. Внимательно выбирать игрушки (без острых краев, аллергенных красителей и т.д.).
Причин стоматита может быть несколько, поэтому стоит максималь- но исключить риски при покупке игрушек. Необходимо подбирать их с учетом возраста малыша и обязательно обращать внимание на ком- поненты, которые входят в их состав.
Очень важно раз в полгода показывать малыша детскому сто- матологу, даже если, по вашему мнению, зубы у ребенка здоровы.
Разрушаться зубы могут очень рано, даже в возрасте до 2 лет, а в 2 года 18–25 % детей уже имеют кариозные полости. Необходимо во- время вылечить ребенка, а значит, сохранить молочные зубы.

148
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Памятка для родителей детей младшего возраста
Цивилизация приносит множество благ. Но она же и разрушает нашу среду обитания. Каким образом это связано со здоровьем зу- бов? А связь самая прямая. К примеру, плохая вода, лишенная многих микроэлементов, но богатая вредными веществами (включая нефте- продукты) и бактериями, разрушает кальций в зубах, провоцирует многие болезни зубов и ротовой полости. Приготовление пищи на высоких температурах, использование консервов и полуфабрикатов уменьшают количество поступающих в наш организм минералов и других полезных веществ, что также сказывается на здоровье зубов.
А от плохой экологии страдают все системы организма. Сбой в рабо- те даже одной из систем влечет за собой другие.
В такой обстановке следует уделять особое внимание соб- ственному здоровью и в первую очередь профилактике самых рас- пространенных заболеваний. Чтобы уменьшить необходимость ва- ших детей в будущем обращаться к услугам стоматологов, нужно с самых ранних лет показать им, насколько важен регулярный и пра- вильный уход за зубами.
К сожалению, молочные зубы не застрахованы от самого страшного врага – кариеса. Заболевания зубок в маленьком возрасте часто приводят к таким проблемам, как неправильный прикус (с ним человек не сможет правильно произносить звуки), непропорциональ- ный рост лицевых костей (что приводит к серьезным комплексам у взрослых). Вообще, родителям следует знать: постоянные зубы тем здоровее, чем правильнее был уход за молочными.
Сейчас считается, что к трем годам ребенок должен восприни- мать чистку зубов как совершенно естественное и обязательное дей- ствие. Если на протяжении двух лет обращать внимание ребенка на важность этой процедуры, то, скорее всего, привычка ухаживать за зубами закрепится у него на всю жизнь.

149
Помните также, что для детей первым примером являются их родители. Поэтому если вы будете уделять достаточное внимание во- просу здоровья зубов, то ребенок станет подражать вам в этом.
Во времена нынешних молодых родителей бытовало мнение о том, что не следует чистить зубы до исполнения ребенку трех лет. Но сейчас так много случаев кариеса у малышей, даже не достигших первого года жизни, что специалисты советуют начинать уход за ро- товой полостью как можно раньше. Для начала можно использовать специальную щетку-напальчник с силиконовыми щетинками или простую марлю, обвернув ею палец родителя. Не трите, а легонько протирайте зубик и десны, чтобы не причинить малышу неприятных ощущений. Проделывать это нужно перед сном и после завтрака.
Внимание надо уделять не только зубам, но и деснам. Массаж десен поможет проклюнуться новым зубкам, а регулярное протирание ро- тика малыша приучит его к уходу за зубками и ощущению чистоты во рту.
Ближе к годику, когда количество зубиков увеличится, можно подарить малышу самую маленькую зубную щетку. Пусть он чистит зубки, «как взрослый». Примерно к трем годам мелкая моторика ре- бенка развивается настолько, что он вполне способен неплохо очи- стить зубы самостоятельно. Но до этого нужно еще много постарать- ся и самому малышу, и взрослым. Помогает очищению зубов жевание твердых фруктов и овощей, таких как яблоки и морковь.
Проще научить ребенка полоскать рот. Как только он сможет очищать ротовую полость, можно начинать использовать зубную пасту, что сделает чистку зубов более эффективной. Затем начинайте учить малыша правильным движениям. Возьмите его ручку со щет- кой в свою руку и чистите его зубки вместе. Когда ребенок поймет, что от него требуется, попросите попробовать повторить движения.
При этом подсказывайте, мягко поправляйте. Когда движения уже станут более-менее правильными, пускай малыш начинает чистить зубки сам, а уж вы потом дочищайте их.


150
Вопрос необходимости контролировать правильность чистки очень тонкий. Во-первых, делать это надо так, чтобы не потерялось стремление к самостоятельности. Здесь уместны игры, сказки, шутки.
Во-вторых, надо вовремя прекратить контроль, чтобы не обидеть и не
«испортить» ребенка излишней опекой. И в то же время родителям следует прослеживать этот процесс до того времени, пока они не бу- дут полностью уверены в том, что ребенок справится без подсказок.
Скорее всего, до школы родителям придется присутствовать при умывании. Но даже и за некоторыми подростками следует присмат- ривать. Научитесь сами и покажите малышу, как именно надо чи- стить зубы, чтобы убрать с них налет и не повредить их. Начинают чистку с резцов, которые чистят вертикальными движениями от де- сен. Так чистят и наружную, и внутреннюю стороны. Остальные зубы чистятся круговыми движениями. В последнюю очередь очищают жевательную поверхность зубов. И не забудьте про язык. Обязатель- ной является чистка после завтрака и вечером перед сном. Полезно также полоскать рот после каждого приема пищи.
Выбирая зубную щетку, надо обратить внимание на следующие моменты:
 щетина должна быть выполнена из искусственного материа- ла, на котором бактерии размножаются намного медленнее, чем на натуральном;
 первая щетка должна иметь не более трех рядов щетины;
 щетина должна быть мягкой и находиться близко к краю го- ловки щетки;
 размер головки не должен быть больше двух зубиков малы- ша, головка должна быть закругленной;
 ручка щетки должна быть достаточно толстой, чтобы ее лег- ко было держать в маленьких ручках.
Если вам нравятся электрические зубные щетки, то можно при- обрести такую щетку для ребенка с детской насадкой. Срок службы зубной щетки зависит и от качества щетины, и от нагрузки, которую

151 она испытывает. Щетку следует заменять, когда вы заметите, что от- дельные щетинки отделились от других и торчат в стороны. Но в лю- бом случае не нужно чистить зубы одной и той же щеткой дольше трех месяцев.
Отдельно хотелось бы сказать об уходе за зубной щеткой. Безу- словно, ее нужно тщательно промывать перед и после каждого ис- пользования. Хранят щетки только головкой вверх, в открытом виде, чтобы не провоцировать размножения на ней микроорганизмов. Но- вую щетку перед первым употреблением достаточно ополоснуть теп- лой водой, можно с детским мылом. Как уже было написано выше, пастой лучше начать пользоваться не раньше чем когда ребенок научится сплевывать, вместо того, чтобы проглатывать то, что оказа- лось у него во рту. Не стоит торопиться с покупкой зубной пасты, по- тому что она не чистит, а лишь слегка помогает щетке чистить зубы, а также на некоторое время защищает их. Когда дойдет дело до вы- бора зубной пасты, в первую очередь родители должны обратить внимание на возраст, для которого допустимо ее использование. В за- висимости от возраста в пастах содержится разное количество фтора.
Наличие фтора в зубной пасте на 25 % уменьшает риск возникнове- ния кариеса. Фтор используется в пастах в качестве элемента, укреп- ляющего зубы за счет соединения с кальцием. Но если фтора будет слишком много, он, наоборот, сделает зубки хрупкими.
Ну и последнее: не надо выдавливать пасту на всю длину го- ловки щетки. Достаточно количества, не превышающего размера но- готка на мизинце ребенка.
Памятка для родителей дошкольников
В развитии кариеса зубов ведущую роль играют три фактора: малоустойчивая эмаль зубов, чрезмерное потребление легкоусвояе- мых углеводов (сладости, кондитерские изделия из муки высшего сорта) и скопление зубного налета на поверхности зубов.