ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

133 29. ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬ-
НОСТИ ЗУБОВ СПОСОБСТВУЕТ
1) регулярное применение фторсодержащих зубных паст
2) правильная техника чистки зубов
3) профессиональная гигиена полости рта
4) отбеливание зубов
5) употребление воды с оптимальным содержанием фтора
30. ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕНСИВНОСТИ КАРИЕСА ОЦЕНИВАЕТСЯ
ПО ИНДЕКСУ
1) КПИ
2) КПУ
3) РМА
4) ГИ
31. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕ-
ЩЕНИЯ ЗАВИСИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТ
1) возраста
2) уровня гигиены полости рта
3) социально-экономических условий
4) стоматологического статуса
32. СРЕДСТВОМ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ
1) телевизионная реклама
2) брошюры и буклеты
3) выставки средств гигиены полости рта
4) уроки гигиены полости рта в школе
5) наглядные пособия
33. ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕ-
ВАНИЙ
1) централизованная санация полости рта
2) первичная

134 3) децентрализованная санация полости рта
4) вторичная
5) третичная
34. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ, ГИГИЕ-
НИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ СТОМАТОЛОГИЧЕ-
СКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СТОМАТОЛОГИ-
ЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, – ЭТО
1) диспансеризация
2) санация полости рта
3) профилактика
4) гигиеническое обучение
35. КОМПЛЕКСОМ МЕР, НАПРАВЛЕННЫМ НА ПРЕДУПРЕ-
ЖДЕНИЕ ОСЛОЖНЕНИЙ ВОЗНИКШЕГО СТОМАТОЛОГИ-
ЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ
1) первичная профилактика
2) вторичная профилактика
3) санация полости рта
4) третичная профилактика
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
ДДУ, младшая группа.
Задание: разработайте план формирования привычки ИГПР для данной группы.
Задача 2
Ребенок 3 лет.
Задание: разработайте план формирования привычки ИГПР для данного ребенка

135
Задача 3
Учащиеся 1 класса – 25 человек.
Задание: разработайте план формирования привычки ИГПР для данной группы детей.
Задача 4
На прием к врачу пришла мама с десятилетним сыном на про- филактический осмотр. Объективно: конфигурация лица не изменена, регионарные лимфатические узлы не увеличены, подвижны. Десне- вые сосочки кровоточат, определяется скученность фронтальных зу- бов нижней челюсти, короткая уздечка языка. Индекс гигиены по
Федорову–Володкиной равен 2,6.
Укажите факторы риска в возникновении заболеваний паро- донта у данного пациента.
Задача 5
У пациента Н., 40 лет, обнаружен налет курильщика. Какие зубные пасты и щетки можно ему рекомендовать?
Задача 6
Пациент М., 35 лет, жалуется на наличие белого творожистого налета на слизистой полости рта. Из анамнеза выяснено, что пациент две недели назад проходил курс лечения антибиотиками. Какие ин- дивидуальные средства гигиены рекомендуют при данном поражении слизистой полости рта?

136
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
На тестовые задания
1 5
7
3
13 1
19 4
25 1
31
1
2 5
8
4
14 3
20 2
26 1, 2, 3 32
4
3 1
9
2
15 2
21 2, 3
27 3, 4
33
2,4, 5
4 4
10 4
16 1
22 1
28 1
34
3
5 4
11 2
17 1
23 3
29 2
35
2
6 2
12 1
18 4
24 2
30 2
На ситуационные задачи
Задача 1
Обучение методам гигиены полости рта в детских дошкольных учреждениях на занятиях, посвященных этому вопросу. При плани- ровании занятий с детьми младшего возраста соблюдать этапность освоения отдельных гигиенических навыков по принципу от простого к сложному. Формируем представление, что от сладкого портятся зу- бы, не отказываемся от несладкой пищи, после еды и сладкого надо полоскать рот водой. Подача информации наглядно-действенная в форме игры, просмотра мультипликационного фильма, показа эле- ментов гигиены полости рта. Занятия начинаем с игровых моментов
(приход в гости зубной щетки и т.п.). Во время занятия предметы сравниваем по ярким отличительным признакам: щетка маленькая
(детская) и большая (для взрослых). Для более точного восприятия информации дополняем ее движениями, например, показываем рукой различные уровни и направления движения щетки (сверху вниз и снизу вверх).
Задача 2
Обучение детей, не посещающих дошкольные учреждения, проводится в кабинете профилактики стоматологических заболева-


137 ний при инициативном обращении родителей с детьми. Обучение ре- бенка проводим в присутствии родителей или опекающих ребенка взрослых. В зависимости от имеющихся исходных знаний обучение осуществляем за два или более занятия. На 1-м занятии проводим ин- дивидуальный подбор предметов и средств гигиены, выясняем ис- ходный уровень знаний и умений ребенка, демонстрируем методы чистки зубов на модели, непосредственно обучаем ребенка методам гигиены полости рта, методам контроля чистки зубов. На
2-м и последующих занятиях проводим контроль освоения навыков гигиены путем контролируемой чистки зубов. У ребенка в возрасте
3 лет необходимо сформировать представление, что от сладкого пор- тятся зубы, что после еды и сладкого надо полоскать рот водой. По- дача информации наглядно-действенная в форме игры, просмотра мультипликационного фильма, показа элементов гигиены полости рта медперсоналом. Занятия начинаем с игровых моментов (приход в гости зубной щетки и т.п.). Во время занятия предметы сравниваем по ярким отличительным признакам: щетка маленькая (детская) и большая (для взрослых). Для более точного восприятия информации дополняем ее движениями, например, показываем рукой различные уровни и направления движения щетки (сверху вниз и снизу вверх).
Задача 3
Дети старше 6 лет активны, достаточно дисциплинированны, им свойственна забота о младших, стремление обучать их, поэтому полезно поручать им объяснение правил гигиены полости рта млад- шим. У младших школьников преобладает подражательная реакция на информацию и действия, исходящие от взрослых. Формируем навыки:
• полоскать рот водой после каждого приема пищи;
• производить вертикальные движения (5 раз на каждом участ- ке) щетки слева направо по передней поверхности зубов, затем по задней поверхности зубного ряда (сначала необходимо, чтобы дети

138 освоили движения в области фронтальных зубов, затем в боковых от- делах зубного ряда);
• производить продольную чистку жевательных поверхностей;
• производить подметающие движения при чистке зубов;
• последовательно чистить различные отделы зубных рядов;
• после чистки зубов споласкивать рот;
• объяснять правила чистки зубов младшим детям;
• мыть зубную щетку с мылом после каждой чистки;
• хранить зубную щетку в стакане головкой вверх.
Параллельно с гигиеническим обучением детей необходимо проводить подобную работу с их родителями. Формы работы: беседы с конкретным обучением методам чистки зубов. Важной задачей яв- ляется выработка внимательного отношения родителей к состоянию зубов ребенка.
Задача 4
Индекс гигиены полости рта по Федорову–Володкиной равен отношению суммы баллов к количеству обследованных зубов. В дан- ном клиническом случае он равен 2,6, что соответствует плохому уровню гигиены полости рта. Факторами риска возникновения забо- леваний пародонта являются: плохая гигиена полости рта, скучен- ность фронтальных зубов нижней челюсти, короткая уздечка языка.
Задача 5
Проблемой многих курильщиков является наличие желтого налета на зубах, который очень трудно поддается удалению. Для уда- ления желтого налета применяют отбеливающие зубные пасты, они продаются во многих магазинах и аптеках. Главное – выбрать эффек- тивную зубную пасту. Наиболее эффективными для удаления налета с зубов курильщика являются комбинированные зубные пасты, они способны удалять и микробный и пигментный налет. Примером та- кой пасты является Lacalut White, которая содержит абразивно-


139 полирующие компоненты и пирофосфаты. Зубная паста President
White Plus позволит удалить не только сильный налет, но и твердые зубные бляшки небольших размеров. Стоит применять такой состав с осторожностью, потому что абразивные частицы довольно велики и могут сильно травмировать зубную эмаль. Зубная паста «Rocs PRO –
Деликатное отбеливание» – осветление зубов происходит за счет уда- ления пигментного налета с поверхности зубов. В данной пасте есть фермент бромелаин (расщепляющий пигментный налет) и глицеро- фосфат кальция для укрепления зубов. Зубную щетку рекомендуем средней жесткости.
Задача 6
Рекомендовано при грибковых заболеваниях применять в каче- стве средства гигиены зубную пасту «Бороглицериновая», которая содержит бороглицерин (10 %) и благодаря этому активно влияет на грибковую флору полости рта, способствует проводимой терапии грибковых стоматитов. Несколько похожее влияние оказывает паста
«Ягодка», в рецептуру которой входит 7 % бороглицерина. Исследо- вания показали, что уже 3 % растворы бороглицерина оказывают вы- раженное бактерицидное действие на грибковую флору полости рта.
Введение в пасту 5–10 % бороглицерина обеспечивает активное ан- тисептическое действие не только по отношению к грибкам рода
Candida, но и по отношению к золотистому стафилококку. Поэтому пасты «Бороглицериновая» и «Ягодка» можно рекомендовать в ком- плексе лечебных мероприятий при грибковых стоматитах. Зубную щетку рекомендуем средней жесткости.

140
Рекомендуемая литература
1. Гигиенист стоматологический – специалист по профилактике стоматологических заболеваний у населения : учеб.-метод. пособие /
А.М. Хамадеева, Д.А. Трунин, Ю.А. Шухорова [и др.] ; под ред.
А.М. Хамадеевой. – Самара : ООО «Офорт» : ГОУ ВПО «СамГМУ»,
2012. – 166 с.
2. Заболевания пародонта детского возраста : учеб. пособие /
С.В. Шидловская, Л.Н. Горбатова, Т.В. Ушакова, Л.А. Войтехович. –
Архангельск : Изд-во СВГМУ, 2013. – 136 с. : табл.
3. Кидд Эдвина, А.М. Кариес зубов : рук. / пер. с англ. под ред.
В.С. Иванова, Е.В. Ивановой. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 192 с. : ил.
4. Кузьмина, Э.М. Возможные пути реализации стратегии
«Альянс за будущее без кариеса» в России // Ин-т стоматологии. –
2014. – № 4 – С. 12–15.
5. Кузьмина, Э.М. Гигиенист стоматологический : учеб. – М.,
2012. – 417 с. : ил.
6. Кузьмина, Э.М. Модель областной программы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний
/
Э.М. Кузьмина, О.В. Шевченко // Стоматология дет. возраста и про- филактика. – 2014. – № 3. – С. 8–11.
7. Кузьмина, Э.М. Профилактическая стоматология : учеб. /
Э.М. Кузьмина, О.О. Янушевич. – М. : Профилакт. стоматология,
2017. – 544 с.
8. Лангле, Р.П. Атлас заболеваний полости рта : атлас /
Р.П. Лангле, К.С. Миллер ; пер. с англ. под. ред. Л.А. Дмитриевой. –
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 224 с. : ил.
9. Левинсон, Х. Руководство для среднего медицинского пер- сонала стоматологических клиник / пер. с англ. – М. : МЕДпрессин- форм, 2009. – 320 с. : ил.
10. Муравянникова, Ж.Г. Диагностика и профилактика стома- тологических заболеваний : учеб. пособие / Ж.Г. Муравянникова,


141
О.В. Панаиотова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 507 с. : ил., табл. –
(Среднее медицинское образование. Медицина).
11. Надейкина, О.С. Анализ стоматологической заболеваемости детей Пензенской области и разработка мер профилактики кариеса зубов : дис. … канд. мед. наук : 14.01.14. – Н. Новгород, 2015. – 216 с.
12. Образцов, Ю.Л. Стоматологическое здоровье: сущность, значение для качества жизни, критерии оценки // Стоматология. –
2006. – № 4. – С. 41–43.
13. Попруженко, Т.В. Фториды в коммунальной профилактике кариеса зубов : моногр. в 2 ч. Ч. 2 : Использование системных источ- ников фторида для профилактики кариеса зубов / Т.В. Попруженко,
Т.Н. Терехова. – Минск : БГМУ, 2010. – 262 с.
14. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболе- ваний : учеб.-метод. пособие в схемах, табл., рис. / Л.А. Войтехович
[и др.] ; под ред. Л.Н. Горбатовой. – Архангельск : Изд-во СГМУ,
2015. – 114 с. : табл., рис.
15. Саакян, Э.С. Профилактика в стоматологии – основные ее направления и пути решения / Э.С. Саакян, В.А. Журбенко // Моло- дой ученый. – 2015. – № 10. – С. 450–454.
16. Терехова, Т.Н. Профилактика кариеса в ямках и фиссурах зубов / Т.Н. Терехова, Т.В. Попруженко, М.И. Кленовская. – М. :
МЕДпрессинформ, 2010. – 88 с. : ил.

142
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СКАЗКИ ПО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Сказка про Ванечку и его зубки
Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ва- нечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здо- ровые. Только недолго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Пе- чальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.
– Мы слышали, – сказали передние зубы, – что если хозяин зу- бы не чистит, то они могут обидеться и уйти от него совсем.
– Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я кон- феты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была ста- ренькая и много всего знала.
– Бабуля, – спросил Ванечка, – а правда, что зубки могут оби- деться и уйти?
– Конечно правда, – сказала бабушка. – Зубки всегда обижают- ся, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.
– Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?
– А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.
Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:
– Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!
– Тогда тебе надо с ними помириться.
– Да, – закричали зубки, – давай мириться, давай. Почисти нас, и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы лю- бим мыться утром и вечером.
– Хорошо, – обрадовался Ванечка.
С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.