Файл: Конституционноправовой статус Президента Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 должность вновь избранного высшего должностного лица субъекта
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти)
[52]. По такому поводу не заставит себя ждать соответствующий указ
Президента Российской Федерации. Но есть одно четкое условие, сопровождающее весь процесс и позволяющее законно осуществить процедуру отрешения от должности. Конституция, также на примере устава или закон субъекта РФ не должны определять порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта, либо руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пункт 4 статьи 29.1 вышеуказанного закона гласит, что Президент РФ может временно отстранить высшее должностное лицо субъекта, либо руководителя высшего исполнительного органа государственной власти от исполнения им своих обязанностей. Данный порядок регулирует действия Президента РФ посредством уголовно- процессуального права. Мотивированное представление Генерального прокурора РФ действует в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Нельзя не упомянуть стоящее особняком среди правовых актов ежегодное послание Федеральному Собранию, в котором четко сформулированы основные направления деятельности как внутри страны, так и за ее пределами (внутренняя и внешняя политика РФ). Обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, Президент Российской
Федерации наглядно пользуется правом, данным ему пунктом «е» статьи 84
Конституции РФ. Если обратиться к истории, то первый такой документ увидел свет в 94 году прошлого века. В основном в Послании Президента РФ
Федеральному Собранию определяются основные цели общества на ближайшие годы. Но если проанализировать последние послания, то можно дать этому явлению усредненное определение, где постоянно ставятся цели достижения высокого уровня жизни в стране, жизни комфортной, свободной и безопасной, а также рост благосостояния граждан, вкупе с укреплением
31 позиции России в мире. Недалеко от целей, находятся и архиважные задачи, позволяющие в теории достичь поставленных высот. На примере социально- экономической жизни общества это:
− обеспечить граждан доступным жильем;
− модернизировать систему здравоохранения;
− обеспечить развитие отечественного образования;
− укрепление антитеррористических мер.
Приведенные выше универсальные задачи оформляются документально на протяжении последних 15 лет и в целом до сих пор носят обобщенный характер.
Глава государства принимает такие акты, которые включают в себя наиболее важные направления деятельности государственной власти, в том числе и непосредственные указания (руководящие и направляющие) органам исполнительной власти. К таким актам относятся как указы, так и распоряжения. И они, конечно же, носят общеобязательный характер по исполнению на территории Российской Федерации. Важной функцией обладают указы Президента РФ, которые в состоянии восполнять пробелы правового регулирования по вопросам, требующим законодательного решения. Такая функция определяет особенно важное место в правовой системе Российской Федерации. Говоря об актах Президента можно подвести небольшой итог, значительная их часть, связана с положениями, которые определяют важнейшие направления деятельности главы государства и государственной власти в целом, а также указания согласованного функционирования органов исполнительной власти.
С небольшой ремаркой также можно утверждать, что глава государства осуществляет непосредственное руководство Правительством Российской
Федерации. Существует достаточное количество примеров реализации данного утверждения в разных формах. На примере Конституции Российской
Федерации — это можно рассмотреть в пункте «б» статьи 83, где Президент имеет право по собственному усмотрению председательствовать на
32 заседаниях Правительства РФ. Исходя из этого, можно сделать вывод, что глава государства осуществляет прямое непосредственное управление вышеупомянутым органом. Если обратиться к еще одной норме права, то на примере уже Федерального конституционного закона «О Правительстве
Российской Федерации». Так, в статье 32 вышеупомянутого закона зафиксировано положение, где Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительно власти, ведающих различного рода вопросами. А именно «вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателе Правительства Российской Федерации положения о них, назначает также и руководителей [55].
Также основной закон страны обособляет две сферы непосредственного руководства главы государства, которые тесно связаны с исполнительной властью. Таковыми являются обороноспособность и безопасность. Необходимо снова обратиться к Конституции Российской
Федерации, а именно к пункту «з» статьи 83, где Президент наделен правом утверждения военной доктрины РФ. Вышеупомянутый акт, включает в себя официальную структурированную позицию государства по различным вопросам. Это позиции в деле:
− предотвращения войны и военных конфликтов;
− взглядов на военное строительство;
− принятия мер по обеспечению обороноспособности страны;
− использования Вооруженных Сил, а также других войсковых формирований в деле защиты жизненно важных интересов РФ [12].
В соответствии с действующим законодательством, а именно с
Основным законом страны в части 1 статьи 87, где Президент – Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
33
Следовательно, в его юрисдикции находится передача любых приказов министру обороны, а также возможность и право в любой момент взять на себя руководство Вооруженными Силами Российской Федерации. Как уже упоминалось ранее, глава государства также возглавляет и Совет
Безопасности РФ.
Одним из главных прав, предоставленных Президенту Российской
Федерации, по мнению некоторых ученых, является право, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, а именно в части 2 и 3 статьи 87. В ней установлено, что Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение. Его цель довольно прозаична – создание необходимых условий для отражения и дальнейшего предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Как ни странно, но самыми объемными полномочиями, по вопросам обеспечения вышеупомянутого режима, наделен глава государства.
Президент Российской Федерации для обеспечения режима военного положения осуществляет руководство его организацией, а именно:
− определяет меры по обеспечению режима военного положения, которые применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами военного управления на той территории, где само военное положение и введено, включая в себя и сами полномочия указанных органов по дальнейшему применению указанных выше мер;
− определяет задачи военного положения;
− устанавливает порядок привлечения
Вооруженных
Сил
Российской Федерации;
− приостанавливает деятельность политических партий и иных общественных объединений;
− устанавливает запреты;
34
− утверждает положения о подотчетных ему федеральных органах исполнительной власти, непосредственное руководство которыми он осуществляет.
Обращаясь к основному закону страны, нельзя не упомянуть
«необходимое» право Президента Российской Федерации о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения, который вводится Указом Президента РФ.
Сфера внешней политики, которая находится в непосредственном ведении главы государства, также обозначена в основном законе страны.
Пунктом «а» статьей 86 Конституции Российской Федерации. В соответствии с вышеупомянутой статьей Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Также глава государства в тесном сотрудничестве с парламентом разрабатывает и определяет стратегию внешнеполитической деятельности государства, указывает вектор ее развития. Помимо самой разработки, Президент руководит выполнением всего курса, координирует и контролирует органы исполнительной власти, в сфере внешнеполитической деятельности.
Президент Российской Федерации – главный представитель нашей страны в международных отношениях. Путем непосредственного контакта с главами других государств, Президент РФ исполняет свою дипломатическую миссию, а также посещает и иные иностранные организация с различными целями, отвечающими интересам внешнеполитической деятельности нашей страны.
Необходимо несколько обобщить миссию Президента РФ, а именно он:
− ведет переговоры и подписывает международные договоры
Российской Федерации;
− подписывает ратификационные грамоты;
− принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Третья группа полномочий — это полномочия по контролю и надзору за деятельностью исполнительных органов. Такая группа лучше всего
35 раскрывается на примере взаимодействия Президента РФ и Правительства
РФ, так или иначе, в отношении исполнительного органа государственной власти. На примере основного закона страны в части 3 статьи 115, где установлено, что глава государства наделяется правом отмены постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам
Президента РФ [10]. Необходимо обозначить, что неотъемлемая роль в упомянутой выше деятельности также принадлежит Прокуратуре РФ.
В недалеком прошлом ученые-юристы высказывали на этот счет различные мнения, обозначая свою позицию в отношении Президента как использование им надзорных полномочий. Ведь если прийти к определенному выводу, то федеральные законы, а также указы и нормативные решения
Правительства
Российской
Федерации не отвечающими требованиям и не соответствующими Конституции
Российской Федерации, должны быть признаны неконституционными и утратить свою юридическую силу. Тогда глава государства, который наделен правом отмены решений, может выступить в роли надзорной инстанции.
Рациональное зерно заключается в несогласии Правительства Российской
Федерации по вопросам мотивов и аргументов, касающихся отмены своего решения, где Конституционный Суд по также принимает обращение от
Правительства по вопросу нелегитимности определенного указа Президента
Российской Федерации. Также в теории допускается возможность определенной ситуации, где появляется третья сторона, которая также оспаривает указ, затронувший ее интересы. Например, такой стороной вполне может быть субъект Российской Федерации.
Полномочия по надзору Президента Российской Федерации могут быть использованы также и в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Неотъемлемым правом главы государства, которое занимает особое место среди полномочий по надзору, является право приостанавливать действие актов органов
36 исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов
Конституции и федеральным законам, включая международные обязательства РФ.
А также в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом в соответствии с частью 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации.
Упомянутое выше положение получило конкретизацию в части 2 и 3 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации». Норма гласит, что в период действия Указа Президент РФ о приостановлении действия указанных ранее актов высшее должностное лицо субъектов РФ
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) или органа исполнительной власти субъекта не может издать другой акт, имеющий аналогичный предмет регулирования. За исключением акта, отменяющего акт, действия которого приостановлено главой государства, либо вносящего в него необходимые изменения.
В такой ситуации глава субъекта Российской Федерации, а именно его высшее должностное лицо, либо руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, имеет полное неограниченное право для обращения в соответствующий суд. Судебный процесс необходим для дальнейшего решения вопроса соответствия, изданного им или органом исполнительной власти субъекта акту основного закона страны, федеральным законам, а также международным обязательствам Российской
Федерации. Из всего вышесказанного следует, что глава государства не обязан рассматривать вопрос о личном обращении в суд для приостановления действия таких актов.
Широкие полномочия главы государства наталкивают на мысль об определенном авторитаризме в осуществлении его полномочий. Вероятнее всего, перечень полномочий Президента Российской Федерации выглядит
37 довольно обширный при сравнении данного перечня с полномочиями его коллег. А предпосылками для этого послужила действующая Конституция, а также исторически-сложившиеся факторы. Именно негативное влияние на общественное сознание оказало культовое значение поста главы государства в нашей стране. Свой способ создать иную обстановку, а именно смягчить положение предложил Л.А. Окуньков на примере меньшего влияния
Президента на Правительство Российской Федерации [36].
Нынешний президент Российской Федерации – В.В. Путин в 2000 году обозначил свою позицию по вопросу роли и места главы государства в формировании государственной политики в Послании Федеральному
Собранию. Тогда он справедливо заметил: «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение» [37].
В нашей стране существует множество различных мнений и формулировок от известных политологов и заслуженных ученых относительно роли Президента по вышеупомянутому вопросу. Так, одна из самых популярных теорий заключается в следующем: «Значение культа
Президента отрицательно сказывается как на сознание в обществе, так и на правовой оценке института в целом. Ведь в истории российского государства немало примеров, когда правитель (под разными ликами будь то царь, император или партийный вождь) оберегал многонациональный народ от преступлений чиновнического аппарата, иными словами заботился о благополучии своей Отчизны. Все это сыграло большую иллюзионную роль и отразилось в основном законе нашей страны, а конкретно определило статус Президента Российской Федерации».
Резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод, что даже, несмотря на сложившуюся практику в сфере управления, где глава государства занимает фактическое первенство в исполнительной власти,
Президент в соответствии с Конституцией РФ владеет лишь статусом главы
38 государства. Так или иначе, проанализировав конституционные нормы, можно прийти к выводу о том, что: «Президент Российской Федерации, в сущности, глава исполнительной власти, а также высший руководитель
Правительства, ведь глава государства, по большому счету, осуществляет общее стратегическое управление».
Подводя итог, можно сделать заключение о том, что сейчас Президент
Российской Федерации не является главой исполнительной власти и вообще главой какой-либо ветви государственной власти. По совокупности задач и полномочий, которые составляют компетенцию главы государства,
Президент, несомненно, обосновался на ведущем месте в государственной системе. Он направляет свои полномочия на обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также на соблюдение основного закона страны и защиту прав и свобод человека, и гражданина, на охрану государственного суверенитета.
1 2 3 4 5