Файл: Организация хозяйственных связей в торговле (Теоретико-правовые аспекты организации хозяйственных связей в торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
Снабжение Экономическая эффективность
Хозяйственная связь
Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти взаимоотношения обычно характеризуются термином «хозяйственные связи».
Хозяйственные связи по поставкам товаров - это совокупность взаимоотношений по поставкам товаров народного потребления. Они включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок.
Система хозяйственных связей включает, в частности:
· участие торговых организаций в разработке организациями-поставщиками планов производства продукции посредством предоставляемых заявок и заказов;
· хозяйственные договоры;
· контроль над соблюдением договорных обязательств;
· применение экономических санкций;
· участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
· проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;
· установление административно-правовых норм и другие взаимоотношения.
Предметом хозяйственных связей выступает поставка или купля-продажа товаров и услуг.
В качестве субъектов хозяйственных связей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели любых организационно-правовых форм, принявших на себя обязательства обеспечения тех или иных условий осуществления хозяйственных связей.
Хозяйственные связи отдельных организаций торговли и предприятий промышленности выражают связи между производством и потреблением. Это предопределяет их экономическую сущность, которая заключается в организации производства и доведении до потребителей необходимых им товаров в требуемом ассортименте и количестве. Приобретая или отказываясь от покупки предложенных ему изделий по определенной цене, потребитель осуществляет экономическую оценку эффективности совместной деятельности предприятий промышленности и организаций торговли. Эффективно действующая система хозяйственных связей позволяет обеспечить оптимальное использование всех ресурсов экономики при максимально возможном удовлетворении потребительского спроса Важное значение в системе управления хозяйственными связями имеет их классификация. Все многообразие хозяйственных связей организаций торговли и общественного питания можно объединить в следующие группы: в зависимости от участия посредника:
· простые (прямые);
· сложные (опосредованные).
Простая (прямая) структура хозяйственных связей характеризуется установлением прямых (двусторонних) договорных отношений между предприятиями-изготовителями и организациями торговли и общественного питания. Главным условием возможности применения прямых хозяйственных связей является величина потребления сырья, материалов и т.п. в месяц или квартал. Если эта величина равна или больше транзитной нормы, возможно использование прямой структуры связей.
Основными достоинствами прямых хозяйственных связей являются:
· увеличение источников закупки товаров и возможность их выбора;
· сокращение сроков доставки товаров;
· возможность оперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента и повышения качества товаров;
· отсутствие посредников;
· снижение степени коммерческого риска.
Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у производителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров невозможно без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.
Сложные (опосредованные) связи характеризуются тем, что продукция к покупателю поступает через посреднические организации. По тем видам материальных ресурсов, по которым потребность ниже транзитных норм, целесообразно применять сложные хозяйственные связи. Склады посреднических организаций, получив от изготовителей продукцию транзитными партиями, отпускают ее розничным торговым организациям и организациям общественного питания в количествах ниже транзитных норм, т.е. в соответствии с действительной их потребностью.
По сроку действия различают:
1) долгосрочные;
2) среднесрочные;
3) краткосрочные;
4) сезонные;
5) разовые хозяйственные связи.
В зависимости от состава участников:
1) межсистемные (внешние);
2) внутрисистемные (внутренние) хозяйственные связи.
Межсистемные (внешние) хозяйственные связи характеризуются их установлением между различными организациями и предприятиями, а внутрисистемные (внутренние) ? внутри системы, т.е. между ее структурными подразделениями.
По длительности управления можно выделить:
1) стратегические;
2) оперативные.
Стратегическое управление хозяйственными связями - это их установление и регулирование на длительный период, определение стратегии работы с поставщиками, изучение принципов расположения предприятий-поставщиков и складов.
Оперативное управление представляет собой завершающий этап процесса управления. Оно органически связано со стратегическим управлением, являясь его продолжением, осуществляемым в ходе выполнения договорных обязательств в краткосрочном периоде.
Хозяйственные связи по поставкам товаров могут устанавливаться:
1) через систему единых государственных заказов;
2) путем прямых горизонтальных связей между предприятиями промышленности и организациями торговли и общественного питания;
3) с помощью посреднических фирм, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и покупателями на договорной основе;
4) через систему организованных товарных рынков: товарные ярмарки, аукционы, товарные биржи и другие рыночные образования.
Хозяйственные связи оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками хозяйственной связи
Хозяйственный договор соглашение, заключаемое между предприятиями и организациями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств.
В практической деятельности торговых организаций и предприятий автозапчастей используются следующие основные виды хозяйственных договоров:
· договор купли-продажи - это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену);
· договор комиссии - это договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;
· договор консигнации - договор, по которому одна сторона (консигнант) передает свой товар другой стороне (консигнатору) и поручает ей от своего имени осуществлять за вознаграждение дальнейшую реализацию поставленного по договору товара;
· договор поставки товаров для государственных нужд - договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный заказчик - обеспечить оплату поставленных товаров;
· договор поставки - договор, согласно которому поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимый товар или закупаемый им товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять и оплатить его.
К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Российской Федерации, относятся Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о поставках товаров для государственных нужд.
Существуют и некоторые подзаконные нормативные акты, к которым относятся:
· Положение о поставках товаров в РФ;
· Указ Президента РФ «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»;
· Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает порядок заключения, изменения, исполнения, прекращения действия договоров поставки. Также в данном документе закреплено право утверждать Положение о поставках товаров.
Основные правила и экономические принципы формирования, развития, выполнения заказов на поставку товаров для государственных нужд определены в Законе Российской Федерации «О поставках товаров для государственных нужд», согласно которому государственные нужды ? это товары, работы и услуги, необходимые для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и иных задач. Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться в целях:
· выполнения межгосударственных соглашений, заключенных республикой;
· создания и поддержания государственных резервов;
· ликвидации последствий аварии;
· государственной поддержки образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Для стимулирования поставщиков товаров могут использоваться кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение ресурсами и иные льготы.
Предложения о мерах стимулирования поставщиков вносятся одновременно с предложениями об объемах поставок товаров для государственных нужд. Данные предложения должны содержать экономическое обоснование размеров и сроков льгот, а также необходимости их предоставления. Действие предоставленных льгот может быть досрочно прекращено при нарушении поставщиками условий контрактов.
Положение «О поставках товаров в Российской Федерации» является ведущим подзаконным актом, где определяются принципы организации хозяйственных связей, в том числе и при свободной купле-продаже товаров. Данное положение определяет структуру и содержание договора поставки:
· предмет договора поставки (любые товары, за исключением подвижного имущества и единых имущественных комплексов, валюты и ценных бумаг, энергетических и иных ресурсов);
· количество товара (соответствующие единицы измерения, порядок и сроки приемки товаров по количеству, действия сторон при недопоставке товара);
· ассортимент товара (соотношения по ассортиментным признакам, действия сторон в условиях нарушения ассортимента);
· качество товара (соответствие условиям договора и нормативно-технической документации, порядок и сроки приемки товаров по качеству);
· гарантийные сроки на товар (не могут быть меньше сроков, установленных законодательством);
· комплектность и маркировка товара (действия сторон при поставке некомплектного товара);
· ·порядок поставки (момент сдачи товара перевозчику, передача товара на месте нахождения поставщика, действия сторон в случае неполучения товара в установленный срок);
· срок поставки (период и график поставки отдельных партий).
· транспорт (вид транспорта, порядок распределения и возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке-выгрузке и таре, нормы минимальной отгрузки);
· цена и порядок расчетов (определяется соглашением сторон в соответствии с законодательством, срок платежа, действия поставщика при неисполнении покупателем обязательств по оплате);
· тара и упаковка (соответствие требованиям нормативно-технической документации, порядок и сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования);
· страхование (минимальная сумма страхования, действия сторон при неисполнении обязательств по условиям страхования);
· порядок извещения о нарушении условий договора (обязанности и сроки по извещению о нарушении условий);
· ответственность за нарушение условий договора (условия и размеры взыскания неустоек и убытков);
· срок действия договора.
Указом Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» установлено, что торговая посредническая деятельность, которая может осуществляться только при наличии полученного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой и/или розничной торговли (или на торговлю отдельными видами товаров), осуществляется путем заключения договоров купли-продажи.
Указом установлены:
· существенные условия договора;
· перечень документов, которые должны прилагаться к договору;