Файл: Организация хозяйственных связей в торговле (Теоретико-правовые аспекты организации хозяйственных связей в торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
О снижении эффективности использования основных средств свидетельствует, прежде всего, снижение фондоотдачи на 3,62 руб. Данное обстоятельство особенно негативно на фоне увеличения обеспеченности предприятия основными фондами. Также снижение эффективности подтверждает рост коэффициента фондоемкости. Данное обстоятельство, прежде всего, вызвано тем, что темпы роста среднегодовой стоимости основных средств превышают темпы роста товарооборота.
В качестве еще одного негативного момента можно отметить снижение доходности основных фондов: рентабельность основных фондов снизилась в разы, это вызвано тем, что предприятие в отчетном году работало с убытками.
Таким образом, предприятию следует более тщательно контролировать величину основных средств, не допуская нерационального их увеличения.
На следующем этапе проанализируем эффективность использования оборотных средств ООО «Альтернатива». (Таблица 4.)
Таблица 4
Эффективность использования оборотных средств
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп изменения, % |
|||
2004 |
2005 |
|||||
1.Оборотные средства начало года, тыс. руб. |
13144 |
20950 |
7806 |
159,4 |
||
2.Оборотные средства конец года, тыс. руб. |
20950 |
20586 |
-364 |
98,3 |
||
3.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
17047 |
20768 |
3721 |
121,8 |
||
4.Объем товарооборота без НДС в текущих (сопоставимых) ценах, тыс. руб. |
36130 |
29023 |
-7107 |
80,3 |
||
5.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
11078,00 |
-1196,00 |
-12274 |
-10,8 |
||
6.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты |
1,7 |
1,4 |
-0,3 |
82,4 |
||
7.Продолжительность одного оборота, дней |
212 |
257 |
45 |
121,2 |
||
8.Средние товарные запасы тыс. руб. |
3304 |
3525 |
221 |
106,7 |
||
9.Оборачиваемость товарных запасов, число оборотов |
11 |
8 |
-3 |
72,7 |
||
10.Время обращения товаров, дни |
33 |
45 |
12 |
136,4 |
||
11.Прибыль в расчете на 1 оборот, тыс. руб. |
6516 |
-854 |
-7370 |
-13,1 |
||
12.Уровень рентабельности убыточности оборотных средств, % |
65 |
-5,8 |
-70,8 |
-8,9 |
||
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что эффективность использования оборотных средств на предприятии снижается. Так количество оборотов снизилось на 1 оборот, и соответственно, количество дней в одном обороте увеличилось на 3 дня. Данное обстоятельство было вызвано тем, что темпы роста оборотных активов превышают темпы роста товарооборота. Снижение оборачиваемости оборотных активов свидетельствует о дополнительном отвлечении средств из оборота.
Одним из частных показателей оборачиваемости является показатель оборачиваемости товарных запасов. Следует отметить довольно значительное снижение данного показателя по отношению к началу анализируемого периода на 5 оборотов. При этом количество дней в одном периоде увеличилось на 5 дней.
Также к отрицательным моментам можно отнести снижение доходности оборотных средств на 16%.
То есть, на предприятии существует реальная угроза затоваривания, и руководству предприятия следует уделить особое внимание формированию товарных запасов, а также проводить работу по ликвидации залежалых и неходовых товаров.
По поводу эффективности деятельности предприятия в анализируемом периоде можно сделать следующие выводы.
В целом наблюдается рост всех абсолютных показателей характеризующих финансово-хозяйственную деятельность торгового предприятия. Однако можно выделить некоторые тревожные моменты.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по проведенному анализу. Снижение чистой прибыли в основном было обусловлен отрицательным сальдо по внереализационным и операционным доходам и расходам, так как от основной деятельности финансовый результат уменьшился. В связи с тем, что основное негативное влияние здесь оказало увеличение издержек, руководству предприятия необходимо организовать более четкую систему контроля над издержками.
2.2. Характеристика поставщиков и порядок заключения договоров с ними
Источниками поступления потребительских товаров в ООО «Альтернатива» являются:
- -сельскохозяйственные предприятия, местная перерабатывающая промышленность, индивидуальные производства;
- -оптово-посреднические структуры;
- -оптовые и оптово-розничные склады.
Особенностью деятельности рассматриваемого предприятия является, то, что оно расположено в северных районах республики Коми и поэтому круг местных поставщиков достаточно узок, так как в городе Усинск практически отсутствует перерабатывающая промышленность. Основными местными поставщиками продукции для ООО «Альтернатива» являются:
- -ЧП Сазонов г. Усинск (пиво, сигареты, вода).
- -ООО «Ассорти» г. Усинск (пиво, соки, сигареты, консервы).
- -ООО «Алко - С» г. Усинск (пиво, соки, вода).
- -ЧП Поляков г. Усинск (овощи, фрукты).
- -ОАО «Хлебокомбинат» г. Усинск (хлебобулочные изделия).
- -ООО «Усасельторг» г. Усинск (майонез, колбаса, копчености).
Источники товарного обеспечения определяются исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовых возможностей торгового предприятия.
Так как, местный товарный рынок не может обеспечить предприятие всеми, необходимыми для его работы товарами, то основная часть поставок товаров, для обеспечения хозяйственной деятельности ООО «Альтернатива», приходится на иногородних поставщиков.
Выделим наиболее значимых из них:
- -ООО «Торговая фирма Символ - С» г. Сыктывкар (алкогольная продукция).
- -ООО «Ресурс» г. Ухта (алкогольная продукция).
- -ООО «Ресторснаб» г. Москва (мясо и рыба глубокой заморозки).
- -ООО «Ветком - Трейдинг» г. Москва (полуфабрикаты и сыры).
- -ООО «Сухаревка» г. Москва (посуда, оборудование, инвентарь).
- -ЗАО «КМК» г. Киров (молочные продукты».
- -ЗАО «Кировский маргариновый завод» г. Киров (маргарин, жиры, растительное масло, майонез, горчица).
Так как транспортные расходы предприятия велики, то сегодня достаточно отчетливо прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции. При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, по приемлемой цене и у надежного поставщика. Определенное воздействие на рынок закупок оказывает переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и реализации продукции. Приспособление к спросу покупателей в условиях рыночной конкуренции потребовало радикальных перемен в производстве товаров предприятиями-изготовителями. Это также отразилось на повышении качества обслуживания торговой сферы, прежде всего в сокращении времени выполнения заказов и соблюдении согласованных графиков поставки товаров. Фактор времени наряду с качеством и ценой товара становится определяющим в деятельности торгового предприятия.
Рост требований к реализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным условием организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков в ООО «Альтернатива» используются следующие критерии:
- - характер деятельности и возможности поставщика;
- - конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;
- - процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;
- - вероятность обеспечения, необходимых, номенклатуры и объема продукции;
- - условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;
- - адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;
- - условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;
- - предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.
Анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров в торговое предприятие.
ООО «Альтернатива» осуществляет закупку товаров или берет их на комиссию у оптовых продавцов, а также у производителей продукции. Взаимоотношения с ними оформляются договорами поставки, купли-продажи, комиссии. Как правило, торговые отношения ООО «Альтернатива» с контрагентами, расположенными вне территории одного региона (города), носят длительный характер и оформляются договором поставки. (Приложение 4). В договоре оговариваются условия и порядок промежуточных поставок (график поставок).
Приемка товара на складе осуществляется назначенными материально ответственными лицами.
Персоналу, ответственному за приемку товаров, сообщаются условия договора поставки товаров по прямым, длительным хозяйственным связям и передается согласованный график поставок. Если поставки товара осуществляются на основании заявок, то персонал информируется о заказанных товарах и сроках их поставки.
По договорам, оформляющим разовую сделку, персонал ставится в известность о наименовании товаров, которые необходимо принять, их количестве, качестве и комплектности, сроках приемки, виде сопроводительных документов. Собственно перечень этих сведений достато-чен для приемки товара.
Приемка товаров может осуществляться на территории (складе, базе) поставщика, на территории перевозчика (если перевозку осуществляет независимая транспортная организация) или на территории супермаркета.
Приемку товара на складе поставщика осуществляет материально ответственное лицо по доверенности, которая является подтверждением права на получение товаров.
Товары на территории предприятия имеют право принимать: заведующий складом (секцией, отделом) или кладовщик.
2.3. Пути повышения эффективности хозяйственных связей торгового предприятия
Исходя из данных, для ООО «Альтернатива» необходимо постоянно контролировать ассортимент продаваемых товаров с точки зрения их спроса, и формировать повышенный уровень запасов на те товары, которые пользуются наиболее активным спросом, учитывать сезонность спроса на некоторые виды товаров, при необходимости создавать резервные запасы.
Вместе с тем, у ООО «Альтернатива» имеются излишки нереализованных запасов и превышение нормативных. В связи с этим руководству предприятия и товароведу надлежит провести инвентаризацию товарных запасов и проанализировать, за счет чего образовалось превышение.
Кроме этого, весьма эффективным средством оптимизации товарных запасов является автоматизация их учета, которая позволяет своевременно определить недостаток или излишек определенных видов товаров и принять меры по их устранению. Использование в ООО «Альтернатива» специальных компьютерных программ позволит разработать стройную систему управления запасами.
Кроме того, необходимо учитывать равномерность завоза товаров по периодам года. Исследования внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием покупательных фондов населения и особенностей спроса - нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе торгового отдела головного предприятия и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании нужно предусмотреть меры по обеспечению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, т.к. это является основой увеличения товарооборота.