Файл: 1 семестр Тема1 Задача 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 4321

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

  1. Объясните механизм регуляции выделения окситоцина. Для чего нужен данный гормон в послеродовом периоде?  Почему врач дал роженице такие советы



  1. Окситоцин синтезируется в передних ядра гипоталамуса, а выделяется в кровь из нейрогипофиза

  2. Окситоцин относится к белково-пептидным гормонам

  3. Секреция окситоцина в нейрогипофиза стимулируется рефлекторным путем при раздражении рецепторов растяжения матки . В послеродовом периоде окситоцин назначают с целью профилактики маточных кровотечений.

Тема 1.12

Задача 1.

У ребёнка 7 лет отмечается выраженная физическая и умственная отсталость. Отставание в росте, непропорциональное сложение. Основной обмен и температура снижены.

1.      Назовите гормоны, влияющие на уровень основного обмена веществ.

2.      Недостаточность функции какой железы имеет место у ребенка?

3.      Объясните роль данной железы и ее гормонов в физическом и умственном развитии ребенка ?

4.      Опишите данные гормоны:

- класс гормона по химической структуре

- вещества, необходимые для синтеза гормона

- особенности транспортировки с кровью (в каком виде, связанном или свободном )

- механизм действия на клетку-мишень (вне- или внутриклеточный, тип рецепторов, наличие посредников)

5.      Изобразите схему регуляции уровня данного гормона в крови, укажите тип обратной связи в регуляции.

1.Гормон роста (СТГ), мужские половые гормоны ,гормоны щитовидной железы

2.Гипофункция щитовидной железы –кретинизм. Функция щитовидной железы это обеспечения организма достаточным количеством тиреоидных гормонов. Гормоны щитовидной железы тироксин и трийодтиронин необходимо для нормального функционирования практически всех органов и систем организма. Они имеют чрезвычайно важное значение для закладки и развитие головного мозга плода, формирование интеллекта ребёнка, роста и созревание скелета, половой системы, влияет на половое созревание.

4.Класс - производные аминокислот, вещества –аминокислоты, железо, йод , селен, транспорт в связанном виде, в виде комплексов с белками, механизм- внутриклеточные рецепторы, связанные с ДНК и рецепторы, расположенные в плазматической мембране клеток, присутствует посредники

5.


Задача 2.

Пациентка жалуется на сухость во рту, жажду, повышенный аппетит, слабость. Суточное выделение мочи повышено до 3,5 л. В крови отмечается повышение уровня глюкозы до 12 ммоль\л. Анализ мочи показал наличие в моче глюкозы..

1.      Перечислите гормоны, влияющие на уровень глюкозы в крови – заполните таблицу.

Гормоны, понижающие уровень глюкозы в крови

Гормоны, повышающие уровень глюкозы в крови

Инсулин(гормон поджелудочной железы) 

Гюкагон(гомрон поджелудочной),адреналин,кортизол(гормоны надпочечников),тиреоидные гормоны(гормоны щитовидной железы),соматотропный гормон,адренокортикотропный гормон(гипофиз) 

 

 

 

1.      Недостаточность функции какой железы имеет место у пациентки?

2.      Объясните роль данной железы и ее гормонов в углеводном и белковом обмене веществ ?

3.      Опишите гормоны данной железы:

- класс гормона по химической структуре

- какими клетками железы выделяется

- особенности транспортировки с кровью (в каком виде, связанном или свободном )

- механизм действия на клетку-мишень (вне- или внутриклеточный, тип рецепторов, наличие посредников)

- эффект

4.      Опишите механизм регуляции уровня данных гормона в крови.

2.Поджелудочной железы

3.Инсулин регулирует углеводный обмен, снижает концентрацию сахара в крови, способствует превращению глюкозы в гликоген в печени и мышцах . Глюкагон принимает участие в регуляции углеводного обмена, по действию на углевод обмен является антагонистом инсулина. Расщепляет гликоген в печени до глюкозы. Концентрация глюкозы в крови повышается. Глюкагон расщепляют жиры

4.Класс белково-пептидные гормоны ,Альфа-глюкагон, бета- инсулин , дельта – соматостатин, транспортируются в свободном виде, внеклеточный, тип рецепторов – мембранные, посредников нет

5.

Задача 3.

    Женщина, 39 лет, обратилась для обследования в медицинский центр по поводу частых переломов, связанных с остеопорозом, частых простудных заболеваний. Кожа лица больной сухая и истонченная. Содержание в крови кортизола и АКТГ повышено. Рентгенографическим методом определили аденому гипофиза. В результате комплексного обследования был подтвержден диагноз болезни Иценко-Кушинга. Опишите роль кортизола в организме. При ответе:



1.      изобразите схему регуляции секреции кортизола, перечислите, какие факторы могут приводить к повышению его концентрации в крови;

2.      опишите ткани-мишени гормона, механизм действия на клетку-мишень (тип рецепторов, внутриклеточные эффекты, их длительность);

3.      объясните роль кортизола в углеводном, жировом и белковом обмене. С нарушением какого из них связаны частые переломы, истончение кожи.

4.      почему при избытке кортизола в организме у женщины отмечаются частые простудные заболевания? Перечислите гормоны, подавляющие иммунитет и гормоны, стимулирующие иммунитет.

5.      Заполните таблицу, интегрирующую ваши знания по факторам гуморальной регуляции

Место синтеза гормона

Синтезируемые факторы гуморальной регуляции

Гипоталамус

 Рилизинг-факторы:либерины статины вазопрессин окситоцин

Передняя доля гипофиза

 Стг,пролактин,АКТГ ТТГ ФСГ ЛГ ,липотропин

Промеж.доля гипофиза

 Меланоцитостимулирующий гормон

Эпифиз

 Серотонин мелатонин

Щитовидная железа

 Т3 Т4 кальцитонин

Паращитовидн. железы

 паратгормон

Кора надпочечников

 Минералокортикоиды глюкокортикоиды половые гормоны,катехоламины (адреналин,норадреналин,дофамин)

Мозговое вещество н/п

 катехоламины (адреналин,норадреналин,дофамин)

Семенники

 андрогены

Яичники: -фолликулы

                 - жёлтое тело

 Фолликул-эстрогены

Желтое тело-прогестерон,релаксин


Плацента

 Прогестерон,релаксин ,эстрогены

Тимус

 Тимозин,тимин,т-активин

Поджелудочная железа

 Инсулин,глюкагон,соматостатин

Желудок

 Гистамин,серотонин,соматостатин,бомбезин

12-перстная кишка

 Секретин,панкреозилин,холецистонин,энтерогастрен

Лёгкие

 Ангиотензин 2

Сердце

 Предсердный натрий-уретический гормон

Сосуды

 Вазопрессин,ангиотензин 2,адреналин,норадреналин,альдостерон,тироксин,глюкагон

Селезёнка

 Моноциты и лимфоциты

Почки

 Эритропоэтин,ренин,кальцитриол

Печень

 соматомедины


1.

2.Клетки-мишени: клетки печени, мышцы, жировая и лимфоидная соединительные ткани

3.Кортизол усиливает скорость распада белков и замедляет его синтез, влияет на жировой обмен, ускоряет расщепление жиров, повышает концентрацию холестерина, влияет на углеводный обмен повышая концентрацию глюкозы в крови

4.В низких концентрациях гормон стресса кортизол - стимулирует иммунную систему, но в больших концентрациях, под влиянием стрессов, он снижает иммунную защиту. Гормоны коры надпочечников и половые гормоны подавляют иммунную систему, а гормон роста и инсулин, гормоны щитовидной железы – стимулируют.


Тема13

Задача №1. Экспериментально установлено, что функциональное единство лимбических структур обеспечивается тесными морфологическими связями. Какие закономерности распространения возбуждения были установлены Папецем?

1.                Какие структуры древней и старой коры относятся к лимбической системе?

2.                Какие из подкорковых образований входят в состав лимбической системы?

3.                На чем основано объединение этих структур в единую лимбическую систему?

4.                Что такое большой «круг Папеца», какие структуры он объединяет? Нарисуйте схему функциональных взаимосвязей между ними.

5.                Что такое малый лимбический круг, в чем его функциональное значение? Нарисуйте схему функциональных взаимосвязей его структур.

 1.К лимбической системе относятся такие структуры древней и старой коры :гиппокамп, грушевидная доля коры ( в базальной части височной доли )обонятельная луковица -древняя кора, поясная извилина, орбитальная часть Орбито- фронтальной коры, субикулум (основание гиппокампа)- старая кора

2.В состав лимбической системы из подкорковых образований входит гипоталамус гиппокамп миндалина перегородка передние ядра таламуса РФ среднего мозга , центральное серое вещество среднего мозга

3.Объединение данных структур в единую лимбическую систему основана на общности их филлогенетики ,морфологии выполняемых функциях мотивационно- эмоциональная, память и обучение, регуляция цикла сон- бодрствование, репродуктивная и сенсоральное поведение

4.Большой круг Папеца включает структуры связаные моно- и полисинаптическими и имеющие обратную связь: гиппокамп -сосцевидные тела- передние ядра таламуса- поясная извилина -парагиппокампальная извилина –гиппокамп. Имеет отношение к памяти и обучению

5.Малый лимбический круг Наута :миндалевидное тело- Гипоталамус – мезэнцефальные структуры (центральное серое вещество, РФ)- миндалевидное тело. Регулирует агрессивно –оборонительные, пищевые, сексуальные формы поведения

 

Задача №2. В результате морфофункционального изучения коры больших полушарий, в ней были выделены первичные, вторичные, третичные зоны. Чем они характеризуются?

1.                Какие основные особенности характерны для первичных зон?

2.                Где расположены вторичные зоны коры?

3.                Что обеспечивает мультисенсорность отдельных нейронов вторичной зоны?