Файл: 1 семестр Тема1 Задача 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 4322

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.                Чем характеризуется организация третичных (ассоциативных) зон коры больших полушарий?

5.                Почему третичные зоны максимально развиты у человека, какие функции они выполняют?

 1.Первичная зона -центральный отдел ядер анализаторов в них оканчивается сенсорные проекционные пути

2.Вторичная зона располагается вокруг первичной зоны в ней идут дальнейший анализ сенсорной информации

3.Мультисенсорность нейронов обеспечивает восприятие внешней среды и синтетическую деятельность мозга

4. Третичная Зона - зона взаимного перекрытия анализаторов, переключающие нейроны участвуют в работе условных рефлексов, организации интеллектуальной деятельности

5.Третичная зона наиболее выражена в височной лобной и теменной доле

Задача №3.  В каждом полушарии выделяют 4 доли, каждая из которых имеет определенные особенности организации и функционирования. Какие функциональные особенности лобной доли коры?

1.                Какой по функциональной организации является лобная доля коры, включающая прецентральную область и собственно лобную кору?

2.                 Сигналы от каких структур обеспечивают ее интегративную деятельность?

3.                В каких сложных функциях человека участвует лобная доля?

4.                Что вызывали локальные пороговые раздражения различных участков передней центральной извилины коры больших полушарий?

5.                Какие области человеческого тела максимально представлены в передней и задней центральных извилинах?

1. Передняя Центральная извилина -двигательная зона (Центр произвольных движений) Верхняя лобная извилина-экстрапирамидальная система, средняя лобная - сочетанный поворот головы и глаз в противоположные стороны Нижняя лобная - центр Брока

2.Центр деятельности лобной коры обеспечивает сигналы от ГПТ и ретикулярной формации

3.участвует в организации произвольных движений двигательных механизмов формирования поведения

4.локальные пороговые раздражения вызывает сокращение мышц противоположной стороны

5.В передней и задней Центральной извилине представлены кисти рук ( в большей степени) и лицо

Тема 1.14

Задача №1.  Хозяйка пробует суп на соль. Показалось, что суп недосолен. Она добавила ещё немного соли. Попробовала ещё раз и не ощутила разницы. Удивилась: как же так, ведь добавляла же соли, а суп как был несолёным,

таким и остался.


1. Где находятся рецепторы, воспринимающие солёное? Изобразите эту зону на схеме зон вкусовой чувствительности языка.

2. Каков порог чувствительности этих рецепторов?

3. Какой прирост силы действующего раздражителя способны различить рецепторы?

4. Опишите вкусовую сенсорную систему, перечислив все её звенья.

5. Классифицируйте вкусовые рецепторы по механизму возбуждения. Опишите механизм генерации рецепторного потенциала в них.

1.Зона воспринимающая солёное находится на боковой поверхности языка 2.порог чувствительности для солёного 2-10 моль\л поваренной соли 3.адаптация к сладкому и солёному развивается быстрее чем к горькому 4.чувство вкуса формируется в термо- механо -а также вкусовых (вторично чувствующих) рецепторах. Состоит из: проводникового отдела:барабанная струна(7 пара),языкоглоточный(9),веточка блуждающего (10),верхнегортанный нерв

Это биполярные клетки от: 1 чувствительный Нейрон -Одиночный тракт -ядро одиночного тракта -2 чувствительный Нейрон -медиальная петля -дугообразное Ядро таламуса- 3 чувствительный Нейрон -кора больших полушарий

И рецепторного отдела:первично-чувствительный рецептор,дендриты булавовидных нервных клеток.

5.Вторично- чувствительные рецепторы отвечают на возбуждение возникновением рецепторного потенциала. Вкусовые хеморецепторы генерирует выработку медиатора

Задача №2.  У больного на нижней конечности длительно существующая рана с признаками воспаления. Он жалуется на ноющую боль не только в месте поражения, но и в соседних участках. Объясните состояние

больного.

1. Как называется такая боль (эпикритическая или протопатическая)? Опишите, с каких рецепторов и в результате действия каких факторов она возникает.

2. Какой механизм проведения данного вида боли, тип волокон, медиаторы, структуры, участвующие в ее переключении?

3. Какая теория может объяснить механизм возникновения этой боли? Какие теории вам известны?

4. Опишите механизм формирования комплексной реакции организма на данный вид боли?

5. Почему повышается болевая чувствительность на соседних с раной участках здоровых тканей?

1.Протопатическая боль-тупая,тянущая боль.

2.Проводится по безмиелиновые волокнам,С- волокна , исходит от хеморецепторов

3.Теория центрального происхождения боли объясняет как может боль возникать само по себе без действия болевого раздражителя при повреждении Анти-болевой системы мозга



4.Спиноталамический спинно- ретикулярный бульботаламический- задние ядра таламуса -кора больших полушарий с возбуждением лимбических вегетативных реакций

5.в зоне здоровых окружающих рану тканей возникает нет сенситизация ноцицерецепторов в результате воздействия ….

Задача №3.  Врач-рефлексотерапевт при помощи иглоукалывания и массажа купировал тянущие болевые ощущения у пациентки с ущемлением задних корешков спинного мозга?

1. С каких рецепторов возникает чувство боли при уколах кожи?

2. По каким волокнам поступают болевые сигналы в мозг? Какие структуры и пути мозга принимают участие в проведении и обработке болевой информации?

3. На каких этапах этих путей возможно торможение прохождения болевого сигнала?

4. Какой механизм торможения боли использовал врач при массаже и иглоукалывании? Изобразите графически схему взаимодействия нервных волокон и структур при торможении протопатической боли на

уровне спинного мозга.

5. Приведите классификацию биологически-активных веществ (медиаторов и гормонов) антиноцицептивной системы

1.Неинкапсулированные, механорецепторы, ноцицерецепторы механорецепторы кожи

2.Боль проходит по волокнам типа А по неоспиноталамического пути- иррадирует только на мотонейроны- быстрые защитные соматические и вегетативные рефлексы- релейные ядра таламуса вентробазальный комплекс -локализация болевого раздражителя -кора больших полушарий.

3.Перерезка спиноталамического пути, Блокада чувствительных путей фармакологическими веществами, блокировка рецепторов –анестезия

4.Протопатическая боль-афферентное торможение в воротах Мелзака

5.Нейрональная опиатная,медиаторы:лей- мет- энкефалины

Нейрональная неопиатная медиаторы:норадреналин,серотонин,дофамин

Гормональная опиатная гормоны:в-эндорфин,динорфин

Тема15

Задача №1.  В 1967 году Нобелевская премия была вручена за открытие пигмента родопсина и описание его превращений под действием света, а в 1994 году – за выделение G‑белка и определение его роли в передаче сигналов в клетках. Повторите основные положения этих открытий.

1. Из каких двух частей состоит молекула родопсина? В чём функция каждой из частей? В каком месте фоторецептора находится родопсин?

2. Как родопсин связан с G‑белком? Изобразите схематично.

3. Опишите последовательность превращений в фоторецепторе при попадании на него фотона и ионный механизм формирования рецепторного потенциала.


4. Изобразите графически МПП фоторецептора и рецепторный потенциал, возникающий в ответ на действие 1 и 40 фотон света

4. Какие зрительные пигменты, кроме родопсина, вы знаете? В чём их схожесть и отличия от родопсина? На какой длине волны находится максимум поглощения для каждой из этих молекул?

5. Какие превращения происходят с родопсином и другими зрительными пигментами на свету и в темноте. Опишите механизм темновой и световой адаптации рецепторов?

 1.Молекула родопсина состоит из ретиналя(альдегид витамина А) и белка оксина. Ретиналь поглощает фотон, в результате чего превращается из цис-формы в транс-форму, изменяя конфигурацию оксина. Оксин изменяет конфигурацию при превращениях ретиналя, тем самым активируя G-белок. Родопсин находится в мембране наружного сегмента фоторецепторов.

2. G-белок белок связан с обращенным внутрь клетки С-концом родопсина (N-конец родопсина обращен во внеклеточную среду)

3.Фотон поглощается ретиналем - ретиналь из цис-формы превращается в транс-форму – изменяется конфигурация оксина – активируется G-белок ( от него отщепляется ГДФ и присоединяется ГТФ) – от G-белка отсоединяется альфа-субъединица – альфа- субъединица активирует фосфодиэстеразу – фосфодиэстераза инициирует распад цГМФ( в состоянии покоя цГМФ держит натриевые каналы наружного сегмента фоторецепторов открытыми ) – закрытие натриевых каналов – прекращение натриевого тока внутрь клетки – гиперполяризация мембраны ( рецепторный потенциал фоторецепторов) – уменьшение высвобождения медиаторов ( глутамат или ГАМК).

4.Эритролаб, хлоролаб, йодопсин – колбочковые пигменты, состоят из ретиналя и фотопсина. Имеют 41% гомологии аминокислотного состава с родопсином. Эритролаб наиболее чувствителен к длине волн- 723-647(красный), хлоролаб -572-492(зеленый), йодопсин- 492-450(синий).

5.На свету ретиналь зрительных пигментов поглощает фотон света и превращается из цис-формы в транс-изомер. Это приводит к изменению белковой конфигурации и активации G-белка. В темноте происходит ресинтез родопсина.

Задача №2.  Для получения водительских прав мужчина обследовался у окулиста. Какие исследования целесообразно провести?

1. Какой метод можно использовать для определения периферического зрения? В чём его суть?

2. Как зависят значения параметров, которые регистрируются этим методом, от характеристик раздражителя?

3. Изобразите на схеме поля зрения для каждого цвета.

4. Расставьте цифровые значения для черного цвета по верхнему, нижнему, внутреннему и наружному краю


5. Какой метод можно использовать для определения цветового зрения? В чём его суть?

 1.Самый простой из методов определения- контрольный. Сущность данного метода: сравнение периферического зрения медика(которое должно быть нормальным) с периферическим зрением пациента. Врач и пациент садятся друг напротив друга на расстоянии одного метра, каждый закрывает один глаз(закрываются разные глаза), а открытые глаза выступают точкой фиксации. Врач начинает медленно перемещать кисть своей руки, которая находится сбоку вне поля зрения, и постепенно и постепенно приближает ее к центру поля зрения. Пациент должен указать момент, когда увидит ее, есть и более сложные методы. Которые дают глубокие результаты, например, кампиметрия и периметрия.

2???????????????????/

3.

4.Ахроматические (черно-белые) поля зрения больше чем хроматические нормальные показатели : кверху-500; кнаружи-900; кверху кнаружи-700; кверху кнутри -600; книзу кнаружи-900; книзу-600; книзу кнутри-500; кнутри-500.

5.Исследование цветного зрения проводится врачом – офтальмологом с помощью специальных таблиц или приборов. Наиболее распространены таблицы для проверки цветового зрения Рабнина. При прохождении исследования цветового зрения могут быть выявлены основные виды цветоаномалий: цветослабость, дихромация, цветовая слепота.

Задача №3.  На экспериментальном животном изучали механизм слуховой рецепции. Опишите полученные результаты, ответив на следующие вопросы.

1. Опишите последовательность процессов, приводящих к возбуждению слуховых рецепторов.

2. Укажите значение перилимфы, эндолимфы и разницу их состава, базальной мембраны, покровной пластины, специальных выростов слуховых клеток – киноцилий, стереоцилий. 

3. Опишите механизм возбуждения слуховых рецепторов по такому алгоритму:

а) в результате чего и как изменяется ионная проницаемость мембраны рецепторов;

б) изобразите графически изменение заряда мембраны рецептора; в) назовите термин, которым обозначается это изменение заряда;

в) чем заканчивается (к чему приводит) возбуждение рецептора?

4. Как классифицируются слуховые рецепторы по механизму возбуждения, аргументируйте свой ответ?

5. Укажите особенности рецепции звуков разной частоты.

1.До того, как попасть во внутреннее ухо, где находятся слуховые рецепторы, звуковая волна проходит через проход наружного уха,