Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 4326
Скачиваний: 56
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
барабанную перепонку, передается слуховым косточкам ( молоточек, наковальня, стремечко) среднего уха на мембрану овального окна.
2. Перелимфа – вязкая жидкость, заполняющая полость улитки и участвующая в проведении звуковых колебаний в органах слуха. Звуковые волны через систему звуковых косточек вызывают колебания перелимфы и эндолимфы , раздражающих чувствительный волосковые клетки кортиева органа.
Эндолимфа- вязкая жидкость заполняющая полость органов слуха и вестибулярного аппарата, участвует в проведении звука. Колебания перелимфы передаются на эндолимфу перепончатого канала, что воздействует на основную мембрану.
Базальная мембрана состоит из плотных радиальных волокон (струн), идущих от спиральной пластинки улитки к спиральной связке, расположенной на наружной стенке перепончатого лабиринта.
Покровная пластинка(основная)- расположена над кортиевым органом и омывается эндолимфой. Киноцилии и стереоцилии: каждая волосковая клетка имеет 50-70 небольших ресничек, которые называются стереоцилиями, и одну большую ресничку –киноцилию. Киноцилия всегда расположена с одной стороны клетки, а стериоцилии постепенно становятся короче по направлению к другой стороне клетки.
3.А) В результате деформации изменяется проницаемость мембран: усиливается ток калия внутрь рецепторной клетки.
Б)
В) Развивается деполяризация мембраны рецепторов - это рецепторный потенциал.
Г) Из рецепторной клетки происходит выброс медиатора. Медиатор вызывает возбуждение биполярных клеток, контактирующих со слуховыми рецепторами.
2 Семестр
Тема2.1
Задача 1.
Кошка, неоднократно слышавшая звук, издаваемый консервным ножом при открывании банки, знает, что этот звук предшествует появлению пищи. Что лежит в основе этого?
1. Какой рефлекс проявляется у кошки в данной ситуации?
2. Дайте определение этому рефлексу.
3. Перечислите отличия условного рефлекса от безусловного?
4. Какое из условий выработки условного рефлекса упоминается в задаче?
1. В данной ситуации у кошки появляется условный рефлекс.
2.Условный рефлекс это приспособительная реакция организма,которая возникает по принципу временной связи между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом в процесса индивидуальной жизни путем обучения в определенных условиях.
3.Отличия
4.В данном слуае было упомянуто следующие условия:условный раздражитель должен предшествовать безусловному,данное сочетание должно повторяться многократно
Задача 2.
Можно ли индифферентный раздражитель, например звонок, сделать тормозным, сочетая его действия с тормозным условным стимулятором?
1. Что такое условный рефлекс?
2. Какие условия необходимо соблюдать для выработки условного рефлекса?
3. Дайте определение процессу торможения условного рефлекса.
4. Классификация торможения условного рефлекса.
5. Можно ли индифферентный раздражитель сделать тормозным, сочетая его действия с тормозным условным стимулятором?
1. Условный рефлекс – это индивидуально приобретенные в процессе жизни ответные реакции организма на основе образования временной связи в коре между центрами условного и безусловного раздражителей.
2.Условия,необходимые для образования условных рефлексов:состояние бодрствования, нормальное функционирование ЦНС,включая все звенья системы анализаторов, отсутствие посторонних раздражителей ,наличие мотивационного возбуждения,внутреннего побуждения к дейсвтию,наличие двух раздражителей- условного(сигнального) и безусловного(подкрепляющего),правильное их соотношение по времени-первым должен действовать условный раздражитель, а потом безусловный,правильное их соотношение по силе-безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.Условный же сигнал должен быть достаточным по силе,чтобы его можно было заметить.
3.Торможение-это торможение условных рефлексов и поведенческих реакций,торможение играет как координационную роль,так и охранительную.
4.Классификация торможения:внешнее безусловное(простой потсоянный тормоз,простой гаснущий тормоз,запредельное торможение),внутрнее условное(угасательное торможение,дифференцировочное торможение,условный тормоз,запаздывательное торможение)
5.Индифферентный раздражитель можно сделать тормозным,сочетая его действия с тормозным условным стимулом,т.к тормозной условный стимулятор будет тормозить любой рефлекс, действия стимулятора прекратить и индифферентный раздражитель перестанет быть тормозным.
Задача 3.
Между двумя индифферентными раздражителями была образована временная связь. Один из раздражителей затем был превращен в условный сигнал слюноотделения. Приобретает ли второй раздражитель такое же сигнальное значение?
1.Что называют временной связью при выработке условного рефлекса?
2. Между какими отделами мозга образуются временные связи?
3. Какие разновидности временных связей существуют?
4. Приобретает ли второй раздражитель такое же сигнальное значение, как первый?
1. Временная связь-это цепь нейронов и синапсов,по которым циркулирует возбуждение между центрами условного и безусловногораздражителей.
2.Временные связи формируются между корковыми центрами и надкорковыми условных рефлексов и пороговыми и надпороговыми центрами безусловных рефлексов.
3.Временные связи бывают:горизонтальные условно-рефлекторные: кора-кора(легко оюразуются после нескольких подпряжений и являются самыми прочными),горизонтальные:подкорка –подкорка (они с трудом образуются и очень непрочные-легко распадаются),вертикальные:кора-подкорка-кора(занимают среднее положениепо сложности образования и прочности.
4.Второй раздражитель приобретает такое же сигнальное значение как первый,только он будет менее стойким и более слабым по сравнению с первым.
Задача 4.
Можно ли у животного выработать условный рефлекс, где раздражитель будет не абсолютный признак стимула, например свет, а отношение между признаками стимула, например, более яркий или менее яркий свет?
1. Перечислите условия выработки условного рефлекса.
2. Какие стадии выделяют в выработке условного рефлекса.
3. Возможно ли выработать условный рефлекс на отличительный признак стимула?
4. Ответьте на вопрос задачи.
5. Аргументируйте ответ.
1.Условия выработки условногорефлекса:состояние бодрстования,нормальное функционирование ЦНС,наличие мотивационноговозбуждения,наличие двух раздражителей-условного и безусловного,правильное их соотношение по силе-безусловный раздражитель должен быть сильнее условного, а условный же сигнал должен быть достаточно сильным,чтобы его можно было зметить,правильное их соотношение во времени-первым должен действовать условный раздражитель, а потом безусловный.
2.Выработка условного рефлекса проходит в две стадии: 1)генерализации (поялвение УР не только на один УР, но и на все сходные с ним или близкие раздражители,2)специализации (ответ только на один опредленный УР,вычленение его от всех других похожих раздражителей)
3.На отличительный признак стимула возможно выработать условный рефлекс
4.У животного можно выработать такой условный рефлекс.
5.Это связано со второй стадией формирования условного рефлекса –специализацией ,когда ответ формируется толькона один условный рефлекс.Также это связано с дифференцировочным торможением-способность различатьпохожие раздражители.Так со временем животное сможет научиться отличать более яркий свет и менее яркий.
Тема2.2
Задача 1.
Человек, с каким типом ВНД больше подвержен неврозам – слабый или сильный уравновешенный?
1. Какие признаки учитывал И.П.Павлов при делении ВНД животных на типы?
2. Что берут за основу при делении ВНД человека на типы?
3. Сколько типов ВНД выделяют у человека?
4. Человек, с каким типом ВНД больше подвержен неврозам
5. Аргументируйте свой ответ.
1.При делении ВНД животных на типы И.П Павлов учитывал основные свойства нервных процессов:сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток),уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе),подвижность процессов возбуждения и торможения(связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).
2.За основу при делении ВНД человека берут индивидуальные особенности протекания в ЦНС двух непрерывных процессов:возбуждения и торможения
3.Павлов специальновыделил три человеческих типа(частые типы):художественный,мыслительный,средний. А общими для человека и животных являются 4 типа:сильный,неуравновешенный, сильный,уравновешенный подвижный,сильный уравновешенный инертный , слабый
4.Больше подвержен неврозам слабый тип.
5.Слабый тип больше подвержен неврозам,т .к он отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями.Поэтому большое количество жизненных требований и воздействий внешней среды может стать непосильным и вызвать перенапряжение нервных клеток,а следовательно,и патологические состояния-невроз.
Задача 2.
Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее привели в комнату, в разных углах которой находились пища и вода. Какое наиболее вероятное поведение животного?
1. Дайте определение мотивации.
2. Какая мотивация у животного в данной ситуации будет доминирующей?
3. Каково наиболее вероятное поведение животного?
1.Мотивация-эмоционально окрашенное состояние,возникшее в результате опрделенной потребности,которое формирует поведение,направленное на удовлетворение этой потребности.
2.В данной ситуации у животного доминирующей будет являтся биологические мотивации, а именно пищевые и питьевые.
3.Наиболее вероятно в поведении животного будет проявляться усиленная двигательная активность, возрастает тонус симпатической нервной системы, учащается сердцебиение, повышается АД, усиливается дыхание, повышается чувствительность анализаторов, тоесть снижаются пороги раздражения рецепторов, улучшается проведение сигналов по нервным путям, анализ и синтез в коре, происходит избирательная активация памяти, возникают отрицательные эмоциональные переживания
Задача3.
На экзамене студентка-отличница получила неудовлетворительную оценку и расплакалась. Какой процесс развился у студентки?
2. Перечислите основные теории, объясняющие возникновение эмоций
3. Перечислите функции эмоций.
4. Какие объективные показатели эмоционального состояния можно зарегистрировать у человека?
1.Развившееся состояния называется собственно эмоциями - длительное состояние отражающее отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации (печаль, тревога, радость)
2.Основные теории эмоций: эволюционная теория Дарвина, периферическая теория Джимса –Лонге, ассоциативная теория эмоций Вундта, теория кеннона-Барда, психоаналитическая теории эмоций, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория дифференциальных эмоций Изарда, двухфакторная теория Стэнли Шахтера, биологическая теория эмоций Анохина,потребностно-информационная теорияэмоций В. Симонова, мотивационные теории эмоций, теория Леонтьева
2. Перелимфа – вязкая жидкость, заполняющая полость улитки и участвующая в проведении звуковых колебаний в органах слуха. Звуковые волны через систему звуковых косточек вызывают колебания перелимфы и эндолимфы , раздражающих чувствительный волосковые клетки кортиева органа.
Эндолимфа- вязкая жидкость заполняющая полость органов слуха и вестибулярного аппарата, участвует в проведении звука. Колебания перелимфы передаются на эндолимфу перепончатого канала, что воздействует на основную мембрану.
Базальная мембрана состоит из плотных радиальных волокон (струн), идущих от спиральной пластинки улитки к спиральной связке, расположенной на наружной стенке перепончатого лабиринта.
Покровная пластинка(основная)- расположена над кортиевым органом и омывается эндолимфой. Киноцилии и стереоцилии: каждая волосковая клетка имеет 50-70 небольших ресничек, которые называются стереоцилиями, и одну большую ресничку –киноцилию. Киноцилия всегда расположена с одной стороны клетки, а стериоцилии постепенно становятся короче по направлению к другой стороне клетки.
3.А) В результате деформации изменяется проницаемость мембран: усиливается ток калия внутрь рецепторной клетки.
Б)
В) Развивается деполяризация мембраны рецепторов - это рецепторный потенциал.
Г) Из рецепторной клетки происходит выброс медиатора. Медиатор вызывает возбуждение биполярных клеток, контактирующих со слуховыми рецепторами.
2 Семестр
Тема2.1
Задача 1.
Кошка, неоднократно слышавшая звук, издаваемый консервным ножом при открывании банки, знает, что этот звук предшествует появлению пищи. Что лежит в основе этого?
1. Какой рефлекс проявляется у кошки в данной ситуации?
2. Дайте определение этому рефлексу.
3. Перечислите отличия условного рефлекса от безусловного?
4. Какое из условий выработки условного рефлекса упоминается в задаче?
1. В данной ситуации у кошки появляется условный рефлекс.
2.Условный рефлекс это приспособительная реакция организма,которая возникает по принципу временной связи между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом в процесса индивидуальной жизни путем обучения в определенных условиях.
3.Отличия
Безусловный | Условный |
Строго соответствует телесной организации | Предопределяются телесной организацией |
Возникли раньше | Возникли позже |
Могут замыкаться без участия головного мозга(коры) | Замыкаются при участии коры головного мозга |
Начинаются с определенного рецепторного поля | Начинаются с любого рецепторного поля |
врожденный | Приобретенный на базе безусловных |
видовые | Индивидуальные |
Не требуют обучения | Требуют обучения |
постоянные | Непостоянные,зависят от условий,могут исчезать |
Раздражители: адекватные,биологически важные,надежные,статические | Раздражители: любые, биологически менее важные,динамические,носят сигнальный характер |
4.В данном слуае было упомянуто следующие условия:условный раздражитель должен предшествовать безусловному,данное сочетание должно повторяться многократно
Задача 2.
Можно ли индифферентный раздражитель, например звонок, сделать тормозным, сочетая его действия с тормозным условным стимулятором?
1. Что такое условный рефлекс?
2. Какие условия необходимо соблюдать для выработки условного рефлекса?
3. Дайте определение процессу торможения условного рефлекса.
4. Классификация торможения условного рефлекса.
5. Можно ли индифферентный раздражитель сделать тормозным, сочетая его действия с тормозным условным стимулятором?
1. Условный рефлекс – это индивидуально приобретенные в процессе жизни ответные реакции организма на основе образования временной связи в коре между центрами условного и безусловного раздражителей.
2.Условия,необходимые для образования условных рефлексов:состояние бодрствования, нормальное функционирование ЦНС,включая все звенья системы анализаторов, отсутствие посторонних раздражителей ,наличие мотивационного возбуждения,внутреннего побуждения к дейсвтию,наличие двух раздражителей- условного(сигнального) и безусловного(подкрепляющего),правильное их соотношение по времени-первым должен действовать условный раздражитель, а потом безусловный,правильное их соотношение по силе-безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.Условный же сигнал должен быть достаточным по силе,чтобы его можно было заметить.
3.Торможение-это торможение условных рефлексов и поведенческих реакций,торможение играет как координационную роль,так и охранительную.
4.Классификация торможения:внешнее безусловное(простой потсоянный тормоз,простой гаснущий тормоз,запредельное торможение),внутрнее условное(угасательное торможение,дифференцировочное торможение,условный тормоз,запаздывательное торможение)
5.Индифферентный раздражитель можно сделать тормозным,сочетая его действия с тормозным условным стимулом,т.к тормозной условный стимулятор будет тормозить любой рефлекс, действия стимулятора прекратить и индифферентный раздражитель перестанет быть тормозным.
Задача 3.
Между двумя индифферентными раздражителями была образована временная связь. Один из раздражителей затем был превращен в условный сигнал слюноотделения. Приобретает ли второй раздражитель такое же сигнальное значение?
1.Что называют временной связью при выработке условного рефлекса?
2. Между какими отделами мозга образуются временные связи?
3. Какие разновидности временных связей существуют?
4. Приобретает ли второй раздражитель такое же сигнальное значение, как первый?
1. Временная связь-это цепь нейронов и синапсов,по которым циркулирует возбуждение между центрами условного и безусловногораздражителей.
2.Временные связи формируются между корковыми центрами и надкорковыми условных рефлексов и пороговыми и надпороговыми центрами безусловных рефлексов.
3.Временные связи бывают:горизонтальные условно-рефлекторные: кора-кора(легко оюразуются после нескольких подпряжений и являются самыми прочными),горизонтальные:подкорка –подкорка (они с трудом образуются и очень непрочные-легко распадаются),вертикальные:кора-подкорка-кора(занимают среднее положениепо сложности образования и прочности.
4.Второй раздражитель приобретает такое же сигнальное значение как первый,только он будет менее стойким и более слабым по сравнению с первым.
Задача 4.
Можно ли у животного выработать условный рефлекс, где раздражитель будет не абсолютный признак стимула, например свет, а отношение между признаками стимула, например, более яркий или менее яркий свет?
1. Перечислите условия выработки условного рефлекса.
2. Какие стадии выделяют в выработке условного рефлекса.
3. Возможно ли выработать условный рефлекс на отличительный признак стимула?
4. Ответьте на вопрос задачи.
5. Аргументируйте ответ.
1.Условия выработки условногорефлекса:состояние бодрстования,нормальное функционирование ЦНС,наличие мотивационноговозбуждения,наличие двух раздражителей-условного и безусловного,правильное их соотношение по силе-безусловный раздражитель должен быть сильнее условного, а условный же сигнал должен быть достаточно сильным,чтобы его можно было зметить,правильное их соотношение во времени-первым должен действовать условный раздражитель, а потом безусловный.
2.Выработка условного рефлекса проходит в две стадии: 1)генерализации (поялвение УР не только на один УР, но и на все сходные с ним или близкие раздражители,2)специализации (ответ только на один опредленный УР,вычленение его от всех других похожих раздражителей)
3.На отличительный признак стимула возможно выработать условный рефлекс
4.У животного можно выработать такой условный рефлекс.
5.Это связано со второй стадией формирования условного рефлекса –специализацией ,когда ответ формируется толькона один условный рефлекс.Также это связано с дифференцировочным торможением-способность различатьпохожие раздражители.Так со временем животное сможет научиться отличать более яркий свет и менее яркий.
Тема2.2
Задача 1.
Человек, с каким типом ВНД больше подвержен неврозам – слабый или сильный уравновешенный?
1. Какие признаки учитывал И.П.Павлов при делении ВНД животных на типы?
2. Что берут за основу при делении ВНД человека на типы?
3. Сколько типов ВНД выделяют у человека?
4. Человек, с каким типом ВНД больше подвержен неврозам
5. Аргументируйте свой ответ.
1.При делении ВНД животных на типы И.П Павлов учитывал основные свойства нервных процессов:сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток),уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе),подвижность процессов возбуждения и торможения(связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).
2.За основу при делении ВНД человека берут индивидуальные особенности протекания в ЦНС двух непрерывных процессов:возбуждения и торможения
3.Павлов специальновыделил три человеческих типа(частые типы):художественный,мыслительный,средний. А общими для человека и животных являются 4 типа:сильный,неуравновешенный, сильный,уравновешенный подвижный,сильный уравновешенный инертный , слабый
4.Больше подвержен неврозам слабый тип.
5.Слабый тип больше подвержен неврозам,т .к он отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями.Поэтому большое количество жизненных требований и воздействий внешней среды может стать непосильным и вызвать перенапряжение нервных клеток,а следовательно,и патологические состояния-невроз.
Задача 2.
Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее привели в комнату, в разных углах которой находились пища и вода. Какое наиболее вероятное поведение животного?
1. Дайте определение мотивации.
2. Какая мотивация у животного в данной ситуации будет доминирующей?
3. Каково наиболее вероятное поведение животного?
1.Мотивация-эмоционально окрашенное состояние,возникшее в результате опрделенной потребности,которое формирует поведение,направленное на удовлетворение этой потребности.
2.В данной ситуации у животного доминирующей будет являтся биологические мотивации, а именно пищевые и питьевые.
3.Наиболее вероятно в поведении животного будет проявляться усиленная двигательная активность, возрастает тонус симпатической нервной системы, учащается сердцебиение, повышается АД, усиливается дыхание, повышается чувствительность анализаторов, тоесть снижаются пороги раздражения рецепторов, улучшается проведение сигналов по нервным путям, анализ и синтез в коре, происходит избирательная активация памяти, возникают отрицательные эмоциональные переживания
Задача3.
На экзамене студентка-отличница получила неудовлетворительную оценку и расплакалась. Какой процесс развился у студентки?
-
Как называется развившееся состояние? Дайте определение этому состоянию.
2. Перечислите основные теории, объясняющие возникновение эмоций
3. Перечислите функции эмоций.
4. Какие объективные показатели эмоционального состояния можно зарегистрировать у человека?
1.Развившееся состояния называется собственно эмоциями - длительное состояние отражающее отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации (печаль, тревога, радость)
2.Основные теории эмоций: эволюционная теория Дарвина, периферическая теория Джимса –Лонге, ассоциативная теория эмоций Вундта, теория кеннона-Барда, психоаналитическая теории эмоций, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория дифференциальных эмоций Изарда, двухфакторная теория Стэнли Шахтера, биологическая теория эмоций Анохина,потребностно-информационная теорияэмоций В. Симонова, мотивационные теории эмоций, теория Леонтьева