Файл: 1. Организация розничной продажи в аптечной организации.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 539
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Улучшение бизнес-процессов;
- Влияние на поведение потребителей.
Постановка целей – отправная точка для определения объема и видов работ, обеспечивающих их достижение.
Выкладка товара в аптеке
Макет – расположение, оформление, а также отображение товара специальными методами. Он предназначен для показа, презентации товара, его простого поиска и выбора клиентами.
Существует несколько способов выкладки товара:
Горизонтальный – однородный продукт занимает всю полки. Вкладка может осуществляться:
по видам товаров; по марке.
С горизонтальным показом выигрышные места («золотые») находятся в центре полки и справа. Места слева и сбоку от «горячих зон» считаются слабыми.
Таким образом, в центре представлены товары, которые приносят наибольшую прибыль. Справа от них – те, что дороже, а в «слабых» зонах – более дешевые.
Вертикальный – однородный продукт представлен вертикально сверху вниз. Обеспечивает оптимальную видимость товара, быструю ориентацию потребителя и ускорение реализации товара. «Горячие зоны» выкладки на уровне глаз и рук. Слабые – на нижних полках и в выше 1,7 метра.
Блочная выкладка – торговые марки образуют блоки, расположенные или по горизонтали, или по вертикали. В аптеке это может быть место на витрине (часто согласованное с производителями) или целая витрина.
Правила и принципы мерчандайзинга торгового зала аптеки
Основные принципы мерчандайзинга в аптеке следующие:
- Соблюдение цветовой гаммы;
- Расположение товара слева направо: от светлых до темных оттенков;
- Все упаковки должны быть выставлены «лицевой» стороной;
- На упаковке должен присутствовать русскоязычный текст и крупное название;
- Чередование дорогостоящих лекарственных препаратов с доступными;
- Соблюдение чистоты и целостности упаковки;
- Все выложенные позиции важно обеспечить запасом от трех дней;
- Одна позиция должна быть представлена в нескольких единицах;
- Указание цены на каждой упаковке с левой стороны (при традиционном движении посетителей слева направо);
При выкладке группы товаров одной компании, самые продаваемые препараты выкладывают по краям в виде стен замка; за счет этого сильный бренд «поделиться» популярностью со слабым.
-
Организация выкладки товаров на витрину и порядок оформления ценников.
Среди всех возможных видов выкладки товара, следует отметить наиболее подходящие варианты для аптек:
«Горизонтальная» — товары представлены по всей длине полки. Разделение по видам происходит по уровню полок. Например, на одной полке представлен ассортимент косметических товаров по уходу за волосами, на второй — по уходу за лицом, на третьей — косметика для тела и так далее. Также разделения полок можно делать по брендам.
«Вертикальная» — способ выкладки, при котором однородный товар расположен в несколько рядов по вертикали сверху вниз.
«Блочная» — это когда товары выкладываются группой, сформированной в единый «блок». Например, по производителю, бренду или терапевтической группе. В первую очередь такой тип будет актуален для аптек с открытой выкладкой, поскольку оформленные в одном стиле упаковки создают контрастное пятно, которое привлекает внимание покупателей.
Стоит помнить, что при выкладке на витрине лекарственных препаратов их можно объединять только по фармакологическим группам и способам введения. Потому что витрина может расцениваться как место хранения, а значит нужно соблюдать требования Правил надлежащей практики хранения. Более подробно об этом мы расскажем далее.
Правила оформления витрин в аптеке
Вне зависимости от выбранного типа выкладки, следует помнить об общих правилах грамотного представления товаров аптечного ассортимента. Например, распределение товара по высоте. Традиционно выделяется несколько уровней, на которых расположены товары:
Уровень ног, расстояние от пола примерно 0,2–0,6 метра. Это объёмные товары, надписи на упаковках которых хорошо видны и которые легко найти. Например, это могут быть подгузники для детей.
Нижний уровень рук, расстояние от пола 0,6–0,9 метра. Здесь стоит располагать перевязочные средства и парафармацевтику.
Верхний уровень рук, расстояние от пола 0,9–1,1 метра. На этом уровне целесообразно размещать сезонные товары (например, противопростудные ЛС или средства от аллергии), а также те, на которые действует какая‑либо рекламная акция.
Уровень глаз, расстояние 1,1–1,7 метра. Также известная как «золотая полка», поскольку она считается самой прибыльной. На ней лучше всего представить товары, которые могут стать импульсивной покупкой. Например, новинки или товары, на которые сейчас большая скидка. Выгоднее всего размещать там актуальные аптечные товары для женщин.
Хороший пример такой продукции — средства для депиляции.
Уровень «шляпы», расстояние выше 1,7 метра. На такой высоте следует опять же размещать товары с большой упаковкой, которые заметны издалека. Например, это могут быть медицинские изделия в объёмных картонных коробках. Также на верхней полке можно продублировать товары с нижнего уровня для лучшей заметности.
При выкладке в аптеке следует соблюдать основной принцип — товары необходимо располагать в порядке возрастания цены слева направо. Поскольку именно так движется внимание посетителя аптеки. Не выкладывайте на витрины ЛС из самой низкой ценовой категории. Во-первых, место на витринах не безгранично, а во‑вторых такие препараты всё равно найдут своего покупателя.
Кроме этого, следует помнить о том, что более дорогие товары следует размещать ближе к покупателю, а дешёвые — дальше. Чем ближе к человеку будет расположен нужный ему товар, тем быстрее он его заметит.
Всегда следите за актуальностью POS-материалов на витрине и рядом с ней. Воблеры, наклейки, промо-стойки и другие рекламные материалы помогают привлечь внимание и повысить продажи. Однако, если на них или рядом с ними выложены другие бренды или группы товаров, то это может сформировать у покупателя впечатление малого ассортимента в аптеке.
Также очень важным правилом грамотной выкладки товара в аптеке является актуальность. Следите за движением спроса в вашей аптеке и своевременно убирайте с полок наименее продаваемые товары, заменяя их более популярными.
Ценник, оформленный в соответствии с правилами, позволяет покупателю получить всю требуемую информацию о свойствах того или иного товара и его стоимости. В аптеках, как и любых других розничных торговых предприятиях, руководствуются требованиями ФЗ 2300-1 (защищающем потребителя), а также 55-м постановлением правительства.
Содержащиеся в последнем документе Правила торговли определенными товарами, (19-й пункт) указывают, что торговец обязан снабдить выставленную продукцию единообразными, оформленными разборчиво ценниками, содержащими:
- Название товара;
- Его сортность (если это допустимо);
- Стоимость за штуку, упаковку или единицу веса (объема).
Новые правила разрешают оформлять ценники как на традиционном бумажном носителе, так и на:
- Электронных и цифровых табло;
- Стендах;
- Плакатах;
- Грифельных досках.
-
Организация отпуска лекарственных препаратов по рецепту.
Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - субъекты розничной торговли), без рецепта и по рецепту на лекарственный препарат, оформленному2 медицинскими работниками (далее - рецепт), а также по требованию медицинской организации3 для аптечной организации.
Отпуск лекарственных препаратов без рецептов осуществляется:
1) Аптеками, осуществляющими розничную торговлю (отпуск) лекарственных препаратов населению, и аптеками как структурными подразделениями медицинской организации (далее - аптеки);
2) Аптечными пунктами, в том числе как структурными подразделениями медицинской организации (далее - аптечные пункты);
3) Аптечными киосками;
4) Индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее - индивидуальный предприниматель);
5) Медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (далее - лекарственные препараты, включенные в перечень ПКУ).
Указанные лекарственные препараты, предназначенные для граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, отпускаются при предъявлении рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы N 148-1/у-88, и рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л).
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на
бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой.
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в пункте 4 настоящих Правил, и за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Медицинские организации и обособленные подразделения медицинских организаций также могут отпускать:
1) лекарственные препараты, включенные в перечень ПКУ, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88;
2) лекарственные препараты, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л).
В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание):
1) Рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
2) Рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;
3) Рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи8, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;