Файл: Особенности функционирования предприятия, организованных в форме франчайзинга мировой опыт и российская практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Виды франчайзинга


Для представления полного представления о сущности франчайзинга необходимо понимать деловую природу франчайзинга, его виды, структуру, преимущества и возможные риски при его осуществлении. Для этого нужно понимать, что такое франчайзинг.

Фирменный франчайзинг предполагает продажу товаров, произведенных франчайзером, под зарегистрированной торговой маркой. Франчайзи продает их в основном как маркетинговую услугу. В ряде случаев этот вид франчайзинга называют «продуктовой (торговой) франшизой», коммерческой франшизой на продажу готовой продукции. В товарной франшизе франчайзер обычно является производителем, который продает готовую или незавершенную продукцию франчайзи, который является дистрибьютором. Франчайзи обеспечивает предпродажное и послепродажное обслуживание потребителей продуктов и услуг франчайзера и воздерживается от продажи конкурирующих продуктов. Этот принцип считается важной частью партнерства. Ресторанные франшизы не распространены. Такой тип отношений представляет в основном экономический интерес для франчайзера, так как гарантирует продвижение бренда, расширение каналов сбыта и постоянную коммуникацию с покупателями через систему продаж. В этих отношениях франчайзи является элементом, находящимся под контролем франчайзера. Это зависит от того, сможет ли предприниматель продавать продукцию определенной компании и адаптировать свой имидж к имиджу франчайзера, чтобы он не стал серой массой на рынке аналогичных товаров. Примером успеха в этом отношении является General Motors, которая в настоящее время является лидером автомобильной промышленности.

Производственный франчайзинг представляет собой последовательную форму производства определенного продукта. Компания, производящая секретное сырье и запатентовавшая технологию конечного продукта, предоставляет сырье конечному производителю и предоставляет право на использование этой технологии. В этом случае небольшая компания присоединяется к спектру хозяйственной деятельности крупной компании, включая процессы, качество, обучение персонала, выполнение планов продаж, оперативную отчетность и т.д. имеет дело с особыми требованиями, такими как и делает то же самое, что и крупная компания. Эта модель франшизы требует тесной связи между франчайзером и франчайзи, детальных правил работы и определенного уровня подотчетности, что важно для малого бизнеса.


Наиболее ярким примером компании, использующей систему производственной франшизы, является Coca-Cola. Централизованное производство алкогольной продукции невыгодно, так как многие потребители находятся далеко от производителя, а такое производство требует неоправданно больших затрат. Поэтому в 1995 году компания вышла на российский рынок, подписав договоры франчайзинга. Он не строит напрямую фабрики для производства продукции; объектом торговли считается рецепт изготовления продукта и хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка5.

Цели производственного франчайзинга являются одинаковыми для франчайзера и франчайзи и заключаются они в следующем:

  • разделение труда и специализация производства

  • повышение объема изготавливаемой и расширения производственной базы, обеспечение экономичности производства

  • увеличение гибкости производства и реализации в соответствии с условиями рынка

  • развитие производства нового продукта в связи с переменами условий на рынке

Производственная франшиза имеет несколько общих черт с лицензионным соглашением, но не ограничивается ими. Франчайзинг нельзя назвать обычным договором, по сути это система долгосрочных отношений, детализированная базовым договором и специальным руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных франчайзинговой системой.

Сервисная франшиза включает в себя «золотую середину» вышеперечисленных видов, сферой деятельности которых является сервисное обслуживание. Ограничение заключается в том, что франчайзи имеет право осуществлять специальные действия с использованием товарного знака франчайзера. У франчайзера есть имущественные права, которые переходят к франчайзи по договору. Наряду со знаменитой франчайзинговой системой McDonald's, торговой маркой, технологией приготовления бургеров, ее принципами внутреннего и внешнего устройства, корпоративным этикетом во всех элементах приготовления и обслуживания клиентов6. Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной бизнес-технологией. Основной целью сервисного франчайзинга является обеспечение высокого уровня обслуживания клиентов. Благодаря политике, проводимой франчайзером и франчайзи, заказчик быстро информируется о количестве и качестве услуг, которые могут быть гарантированы на предприятиях определенного бренда в течение определенного периода времени. Осведомленность экономит время потребителя,

затрачиваемое на поиск и удовлетворение клиентов, а ожидаемое качество обслуживания, в свою очередь, оказывает положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Пользователь определяет правообладателя и пользователя товарного знака, что дает дополнительный импульс развитию франчайзинговой системы.

Франчайзинг можно использовать во всех сферах сферы услуг. Иностранные сервисные фирмы быстрее выходят на российский рынок с предложением покупки франшизы. Франшиза — это набор прав, технологий, оборудования, услуг и т. д., которые франчайзер предлагает к продаже. На российском рынке стремительно развивается сервисный франчайзинг в туристическом бизнесе, недвижимости, трудоустройстве, образовательной деятельности.

Деловой франчайзинг является наиболее комплексным. В дополнение ко всем полномочиям, упомянутым выше, франчайзер предоставляет франчайзи технологию, которую они создали для создания и ведения бизнеса7. Франчайзи полностью синхронизируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзером в такой франшизе может быть компания, непосредственно предоставляющая услуги и товары, либо обладатель права передачи франчайзи по договору с конкретными пунктами. При этом необходимо обратить внимание на то, что все организации, осуществляющие свою деятельность в этой системе, должны следовать единым правилам общей методологии, в едином стиле и следить за своими внутренними интересами. система. Бизнес-франчайзинг создает условия, при которых не только развитие бизнеса внутри отрасли и смежных секторов рынка, этот вид франчайзинга позволяет сделать совершенно разные сферы бизнеса частью этой системы. Используя методологию делового франчайзинга, безупречный имидж компании в отрасли создает отличные перспективы для прямого расширения за счет материнской компании и фирм, которые будут использовать эту репутацию для создания и развития собственного бизнеса. Реальность такова, что франчайзинг может быть полезен по-разному, и его также можно использовать для развития малого бизнеса в сфере услуг. В работах авторов последних лет можно увидеть, как они обращают внимание на бизнес-формат франчайзинга.

В то же время в научной литературе есть вероятность встретить широкое и упрощенное понимание этого института. При первом типе перевода франчайзер предоставляет франчайзи не только торговую марку и производимый им продукт, но и производственную стратегию, включая рыночную стратегию, бизнес-руководства, услуги по управлению качеством и т. д. виды поддержки, что необходимо для бизнеса.


За последнее десятилетие ученые сосредоточились на полной значимости франчайзинга как формата бизнеса, который позволяет бизнесу расширяться не только в рамках отрасли и смежных отраслей, но и в различные направления бизнеса. Текущий пользователь, ожидая окончания услуги, должен часто звонить, мыть руки, обедать, что-то покупать и, возможно, отдыхать. Исходя из этого, необходимо построить несколько самостоятельных предприятий. Во избежание нестыковок в исполнении фирменный стиль и методология их деятельности должны совпадать.

Таким образом, в заключение можно сказать, что каждый вид франшизы имеет свои особенности, наиболее продвинутым на сегодняшний день является производственный вид франчайзинга, но необходимо обратить внимание на то, что предприниматели чаще всего обращаются к услугам и товарам. франчайзинг сейчас не самый популярный8.

1.3 Формы франчайзинга


Формы франчайзинга вытекают из условий франшизы и во многом зависят от разделения функций между франчайзером и франчайзи. В международной практике выделяют пять основных форм9:

  1. Прямой франчайзинг

  2. Последовательный франчайзинг

  3. Разработка территории

  4. Субфранчайзинг

  5. Мастер-франчайзинг

Прямой франчайзинг — это предоставление права развития компании конкретному лицу на ограниченной географической территории. Таким образом, франшизу продает только материнская компания конкретного холдинга. Другие этого права не имеют и не имеют. Недостатком этой формы франчайзинга может быть медленный рост рынка. Серийный франчайзинг — это процесс продажи материнской компанией ряда франшиз более мелким компаниям. Процесс передачи франшизы идет медленно и скорее медленно, чем быстро. Другие франшизы передаются только тогда, когда франчайзер удовлетворен тем, что деятельность операционной компании хорошо налажена. Постоянный франчайзинг более эффективен, чем прямой франчайзинг.

Формы франчайзинга, такие как разработка веб-сайтов, включают право заключать соглашения с одним или несколькими франчайзи от имени франчайзера. В этом случае нет необходимости ждать, пока действующая компания наладит собственную деятельность. Особенность этой формы франчайзинга в том, что в договоре определяется, сколько франчайзи будет работать на определенной территории. При субфранчайзинге франчайзер предоставляет субфранчайзи определенные права на определенной территории, например, право открывать компанию или продавать франшизы. Субфранчайзер выступает в качестве агента материнской компании на закрепленной за ним территории и помимо своих полномочий получает мнения, консультации и другие услуги, указанные в договоре, перед которыми материнская компания обязана. В этом случае бизнес основан на модели, в которой материнская компания управляет субфранчайзи, а субфранчайзи контролируют операции соответствующих франчайзи. Единственная прямая связь между материнской компанией и суб-франчайзи возникает, когда возникают условия, предусмотренные в договоре. В таких случаях роялти и другие выгоды делятся между материнской компанией и суб-франчайзи пропорционально их доле в прибыли материнской компании.