Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития, когда количественные изменения, накапливаясь и достигая границ меры, переходят в качественные и наоборот.

Качество – это совокупность существенных свойств предмета. Теряя качество, предмет перестает существовать. Количество – это объективная степень различия предметов по однородным свойствам. Мера – интервал значений свойств, в рамках которого существует данное качество. Скачок – это переход от одного качества к другому. Характер скачка зависит от внутренних свойств явления и внешних условий его протекания.

Определенные формы развития представляют эволюция и революция. Эволюция – постепенное изменение качества с сохранением его определенности. Революция – качественное изменение экономического базиса общества, надстройки, науки.

Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития. Отрицание – это переход от одного качества к другому. Простое, метафизическое отрицание – это разрушение чего-либо, смерть организма. Диалектическое отрицание имеет иную природу. Для него характерны такие черты, как самоотрицание, создание предпосылок для дальнейшего развития, преемственность, удержание всего положительного, жизнеспособного, что было в отрицаемом старом.

Гегель выделил следующую триаду развития: тезис – антитезис - синтез. Развитие идет по спирали от одного отрицания – антитезис – к другому отрицанию – синтез. Здесь наблюдается как бы возврат к старому, однако на новой основе: зерно – колос – зерно.

Категории диалектики - наиболее общие понятия (сознание, движение, развитие, материя, бытие). Категории являются отражением материального мира.
Тема 6. Познание
Проблема познаваемости мира. Практика и познание. Проблема истины. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Роль интуиции в познании.
Познание – это процесс приобретения и развития знания. Большинство философов признают познание мира, их называют гностиками или оптимистами. Философское учение, отрицающее познание мира, называется агностицизмом. Некоторые философы сомневаются в познании мира, их называют скептиками.

Социальные корни агностицизма
заключаются в том, что агностицизм выгоден правящим социальным группам. Гносеологические корни агностицизма заключаются в преувеличении недоверия к показаниям органов чувств. Агностики считают, что ощущения не несут нам достоверного знания о мире, они только субъективны. Другим корнем агностицизма является релятивизм, который считает, что все знания относительны, изменчивы и потому недостоверны.

Гносеологические проблемы зародились в античной философии. значительное развитие теории познания сделано европейской философией XVII-XIX вв. (Декарт, Бэкон, Кант, Гегель, Фейербах, Маркс).

Познание возникает на основе практической деятельности человека. Практика – это чувственно-материальная деятельность людей, изменяющая объекты действительности. По своему содержанию практика многообразна. Основным видом практики являются трудовая, производственная деятельность людей, создающая необходимые для жизни человека материальные блага. Другим видом практики служит общественно-политическая деятельность. Также выделяются такие виды практики, как научная и техническая.

Функции практики в процессе познания разнообразны. Практика является источником познания, она обеспечивает познание фактическим материалом, а также оборудованием и техническими средствами. Практика служит основой познания, ибо ставит перед ним определенные проблемы и требует их решения. Практика является также целью познания. Человек познает законы природы и общества, чтобы поставить их себе на службу. Еще одна функция практики в процессе познания – она служит критерием истинности полученных знаний.

Проблема истины – одна из решающих проблем гносеологии. Истина – это адекватное отражение действительности, соответствие знания объектам. Заблуждение – это знание, не соответствующее своему предмету. характерной чертой истины является наличие в ней объективных и субъективных сторон. В самой действительности истин нет, они есть только в человеческом познании, но по содержанию истины не зависят ни от человека, ни от человечества. Объективная истина – это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от субъекта. Все истины объективны, субъективных истин нет.

Относительная истина – это такое знание, которая отражает объект неполно, приблизительно. Абсолютная истина

– это полное, исчерпывающее совпадение образа с объектом. Эта истина не может быть опровергнута последующим развитием науки и практики. Конкретная истина – это такое познание, которое отражает объект в вполне определенных условиях, и вне этих условий неправомерно.

Требование конкретности истины направлено против догматизма и общих положений.

Отделить истину от заблуждения позволяет обоснованный критерий истинности. Представители религии в качестве критерии истины считают верность «священным писаниям». Декарт и Спиноза выдвигали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мысли; махизм – общезначимость; неопозитивизм – принцип верификации; прагматизм – все что выгодно, что ведет к успеху.

Но проверка истинности нашего знания может осуществляться только через связь с действительностью, а это возможно посредством практики. Практика как критерий истины абсолютна и относительна. Все, что доказано практикой, является абсолютной истиной. В то же время практика ограничена уровнем развития науки, техники, познавательными возможностями человека.

Генетически первой познания является чувственное познание. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это отражение в мозгу человека отдельных свойств предметов, воздействующих на его органы чувств. Восприятие – это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений. Представление – это образ предмета, в настоящее время не воздействующего на органы чувств человека.

Сенсуалисты полагали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, они утверждали приоритет чувств над разумом, которому отводили второстепенную роль в познании.

Рациональное познание – это мышление человека, являющееся средством проникновения в сущность вещей. Формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой отражается сущность объекта. Образование понятий происходит с помощью абстрагирования и обобщения.

Суждение есть мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-то.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из имеющегося знания выводится новое знание. Когда процесс умозаключения идет от частного к общему, то говорят об индуктивном умозаключении, когда от общего к частному – о дедуктивном.
Для того чтобы вывод умозаключения был истинным, необходимо соблюдение двух условий: во-первых, требуется, чтобы исходное суждения (посылки) были истинными; во-вторых, нужно соблюдать правила вывода, не допускать нарушения законов логики.

В истории философии наблюдалось и преувеличение роли рационального познания, что вело к рационализму.

Интуиция – непосредственное знание, полученное без обоснования с помощью доказательства. Она играет особенно большое значение в научном творчестве. Творческая интуиция обладает следующими характерными чертами: внезапность и неожиданность интуитивной догадки, необходимость предварительного накопления и анализа информации, непосредственная очевидность результата интуиции и чувство уверенности в его истинности, невозможность последовательного логического вывода результата из имеющихся данных, неосознаваемость того пути, который привел ученого к новому результату.

Тема 7. Научное познание
Определение и функции науки. Сциентизм и антисциентизм. Структура процесса научного познания: эмпирический и теоретический уровни познания. Методы научного познания. Основные формы научного познания.
Наше время – это эпоха научно – технической революции, когда наука оказывает влияние на все стороны жизни общества: экономику, политику, культуру, здоровье человека. Наука – это форма деятельности людей, направленная на получение и применение новых знаний о действительности. Науки подразделяются по предмету и методу познания на естественные, общественные и философские.

Другие аспекты науки – это система постоянно обогащающегося знания о мире, особого рода социальный институт и непосредственная производительная сила.

Функции науки многообразны: культурно-мировоззренческая, познавательная, практическая.

Во взглядах на роль науки в обществе существуют различные точки зрения. Сциентизм, основываясь на успехах науки, утверждает всесилие науки, возможность решения ею всех или большинства проблем, возникающих в обществе. Антисциентизм, наоборот, утверждает, что наука несет человечеству новые беды. Сторонники этого течения ссылаются на то, что достижения науки используются для создания чудовищных средств массового уничтожения людей. Негативные проявления науки научно-технического процесса, они полагают, могут привести к катастрофическим последствиям для судеб человечества. Если сциентизму свойственно слепое преклонение перед наукой, то для анстисциентизма характерен безотчетный страх перед ней.

В структуре научного познания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. Различие этих уровней происходит по следующим основаниям: уровень отражения действительности, характер предмета исследования, применяемые методы изучения, формы познания, языковые средства.

Наука использует определенные способы получения новых знаний – научные методы. Научный метод – это совокупность познавательных операций, соответствующих предмету науки и позволяющих решать ее задачи. Все методы, применяемые в научном познании, делятся на три группы: всеобщие методы – диалектический и метафизический; общие (общенаучные) методы, применяемые в большинстве наук; частные методы, применяемые в конкретной науке.