Файл: Программа психологопедагогической диагностики детей младшего школьного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными, поскольку осмысленный учебный материал ребенок понимает и одновременно запоминает.
Память относят к сквозным процессам, таким образом, указывая, что память включается в работу других познавательных процессов.
Поэтому адекватная оценка как памяти в целом, так и развития отдельных процессов памяти важна для успешной учебной деятельности младшего школьника.
При диагностике памяти изначально исследуют доминирующий тип. Так, в методике «Тип памяти» анализируют: слуховой; зрительный; моторно-слуховой; зрительно-слухо-моторный.
I | II | III | IV |
ДИРИЖАБлЬ | САМОЛЕТ | ПАРОХОД | ВОЛК |
ЛАМПА | ЧАЙНИК | СОбАКА | бОЧКА |
Рис. 14. Фрагмент методики «Тип памяти»
Ребенку предъявляется ряд слов, но в зависимости от диагностируемого типа памяти, различаются инструкции:
— слуховое запоминание — ряд слов читается с интервалом
4-5 сек. между словами;
— зрительное запоминание — читает ученик по карточке про себя;
— моторно-слуховое запоминание — педагог читает слова, а ребенок шепотом повторяет их и «записывает» в воздухе пальцем;
— зрительно-слухо-моторное запоминание — педагог читает слова, а испытуемый одновременно следит зрительно по карточке и шепотом повторяет каждое слово.
При диагностике памяти разработано много методик, в основе которых лежит работа с образцом, как правило, при этом диагностируется кратковременная и оперативная память. Примером может служить «Методика определения объема кратковременной и оперативной зрительной памяти»
Рис. 15.
Фрагмент стимульного изображения ломаных линий и трафарета для методики определения объема кратковременной
и оперативной зрительной памяти
Ребенку поочередно предлагают запомнить рисунки. Затем ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.
При работе с образцом важным компонентом диагностики является уровень воспроизведения. В методике «Оценка оперативной зрительной памяти» диагностируется процесс узнавания. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников на рисунке. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.
При исследовании памяти младшего школьника особое внимание уделяется диагностике вербального компонента. Успешность не только запоминания, но и воспроизведения в вербальной форме обеспечивает продуктивность учебной деятельности младшего школьника и всей социальной ситуации, с ней связанной.
Исследованию этого компонента посвящена методика «Диагностика продуктивности вербальной памяти», которая позволяет оценить продуктивность вербальной памяти с помощью метода свободных ассоциаций по заданной теме за промежуток времени.
Ребенку предлагают за ограниченный промежуток времени (5 минут) воспроизвести как можно больше слов, связанных с той или иной темой, которая специально подбирается в зависимости от цели обследования.
Данная методика позволяет выявить информацию:
— каково общее количество воспроизведенных слов;
— какие понятия преобладают при воспроизведении: общие, частные или конкретные;
— имеется ли группирование слов при воспроизведении и на чем оно основано;
— относятся ли прямо воспроизведенные слова к предлагаемой теме или нет;
— при воспроизведении фамилий писателей, поэтов можно ли выявить литературные предпочтения.
В рамках учебной деятельности у детей целенаправленно формируют логическое запоминание, одним из начальных этапов которого является опосредованное запоминание. Успешность его формирования можно диагностировать при помощи методики
«Опосредованное запоминание».
Веселый праздник | | Холодная зима |
Рис. 16. Фрагмент методики «Опосредованное запоминание»
Ребенку называют разные слова и предложения и после этого делаются паузы. Во время этой паузы ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит ему запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые произнес экспериментатор.
Значимой для учебной деятельности является исследование динамики запоминания. Анализ этого процесса позволяет осуществлять работу с ребенком относительно его индивидуальных особенностей памяти.
В методике «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания» ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда. После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.
Полученные данные представляются в виде графика. На основе анализа кривой заучивания определяются следующие два показателя динамики заучивания:
1) динамичность заучивания; 2) продуктивность заучивания.
Как мы отмечали, одним из новообразований младшего школьного возраста является произвольность. Данная особенность важна и для мнемических процессов ребенка. Соотнесенность произвольности/непроизвольности процессов памяти выявляют при сопоставлении данных, в частности, двух следующих методик.
При проведении «Методики диагностики непроизвольного запоминания» ребенку предлагают посмотреть на картинки (задача запомнить не ставится). После демонстрации картинок делается пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти название всех изображенных на картинках предметов.
В «Методике диагностики произвольного запоминания» ребенку в инструкции ставится задача на запоминание показываемых картинок.
Таким образом, диагностика мнемических процессов младшего школьника позволяет объективизировать тип памяти, особенности кратковременной и оперативной памяти ребенка, а также соотнесение между непроизвольным и произвольным запоминанием.
Диагностика развития воображения младшего школьника
Воображение — это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Основное направление в развитии детского воображения — это переход к все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обусловливается накоплением знаний и развитием критичности мышления.
В 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, с возрастом на первое место выступает слово — основа для фантазии.
Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Так, в игре дети изображают виденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в жизни. В дальнейшем появляется творческая переработка представлений. Например, учащиеся III класса, описывая прогулку в лес, создают образ прогулки не только на основе той, которая была недавно, но и на основе многих предыдущих прогулок.
Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Без этого им трудно создать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.
Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ.
В процессе обучения при общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности.
При диагностике воображения чаще всего обращают внимание на характеристики творчества, оригинальности. Это важный компонент учебной деятельности, от продуктивности его развития зависит, как ребенок может продуцировать образы, находить решения в ситуациях неопределенности.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко направлена на