Файл: Конкуренция и конкурентоспособность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 653

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.4. Стратегии слияний и поглощений
В соответствии с принятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.
В соответствии же с российским законодательством под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица; при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование.
В зарубежной практике под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают самостоятельность и прекращают свое существование. В рос- сийском законодательстве этот случай подпадает под термин «присоединение», подразумевающий, что происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются.
В зависимости от характера интеграции предприятий целесообразно выделять следующие виды слияний:

горизонтальные слияния – объединение предприятий одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;

вертикальные слияния – объединение предприятий разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т. е. расширение предприятием-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя (например, слияние горнодобы- вающих, металлургических и машиностроительных компаний);

родовые слияния – объединение предприятий, выпускающих взаимо- связанные товары. Например, предприятие, производящее фотоаппараты, объединяется с предприятием, производящим фотопленку или химические реактивы для фотографирования;

конгломератные слияния – объединение предприятий различных отрас- лей без наличия производственной общности (в этом случае сложно определить профилирующее производство).
159

Поглощение можно определить как взятие одним предприятием другого под свой контроль, управление им с приобретением абсолютного или частичного права собственности на него.
Существуют различные мотивы, по которым предприятия осуществляют стратегии слияний или поглощений:
1. Мотивы уменьшения оттока ресурсов (имеются в виду прежде всего денежные ресурсы, являющиеся издержками предприятия).
2. Мотивы увеличения/стабилизации притока ресурсов.
3. Нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы.
К первой группе мотивов, нацеленных прежде всего на уменьшение издержек, можно отнести следующие:
1) Экономия за счет масштабов. Экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства продукции.
Одним из источников такой экономии является распределение постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции.
Основная идея экономии за счет масштабов состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т. д.
Данный мотив особенно характерен для стратегии горизонтальных слияний.
2) Повышение эффективности работы с поставщиками. Объединяясь, предприятия приобретают дополнительный рычаг снижения закупочных цен.
Это может быть достигнуто как путем увеличения совокупного объема закупок и приобретения тем самым возможности пользоваться дополнительными скидками, так и путем прямой угрозы смены поставщика.
3) Ликвидация дублирующих функций. Данный мотив тесно связан с мотивом экономии на масштабах. Смысл заключается прежде всего в сокра- щении управляющего и обслуживающего персонала и расширении функций за счет устранения дублирования функций различных работников и центра- лизации ряда услуг.
Многие предприятия добиваются значительной экономии в краткосроч- ной перспективе за счет централизации маркетинга и сбыта, возможности предлагать дистрибьюторам более широкий ассортимент продуктов, исполь- зовать общие рекламные материалы.
Получение экономии путем ликвидации дублирования особенно характерно для стратегии горизонтальных слияний.
160


4) Кооперация в области НИОКР. Выгоды от слияния могут быть получены в связи с экономией на дорогостоящих программах разработки новых технологий и создания новых видов продукции. С помощью слияний/погло- щений могут быть соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации.
5) Уменьшение налогов, таможенных платежей и иных сборов.
Одной из веских причин применения стратегии слияний/поглощений является сокращение налоговых платежей. Например, высокоприбыльное предприятие, несущее высокую налоговую нагрузку, может приобрести предприятие с большими налоговыми льготами, которые будут использованы созданной интегрированной структурой.
6) Получение преимуществ на рынке капитала. Крупные предприятия добиваются более выгодных условий кредитования. Размер предприятия нередко сам по себе является гарантом стабильности и позволяет получать более высокий кредитный рейтинг, что, как правило, открывает доступ к более дешевым кредитам.
7) Устранение неэффективного управления. Распространение качест- венного менеджмента на поглощаемое предприятие и привнесение более совершенных технологий управления способны стать важным фактором успехов объединенной структуры.
Ко второй группе мотивов, нацеленных на стратегию увеличе- ния/стабилизации ресурсных поступлений, можно отнести следующие:
1) Формирование взаимодополняющих ресурсов. Слияние может ока- заться целесообразным, если два или несколько предприятий располагают взаимодополняющими ресурсами. Эти предприятия после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждое приобретает то, чего ему не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы, если бы пришлось их создавать самосто- ятельно.
2) Приобретение крупных контрактов. У нового предприятия появляется достаточно мощностей, чтобы конкурировать за крупные, в том числе государственные, контракты – возможность, которой не обладало ранее ни одно из объединившихся предприятий.
3) Получение преимуществ на рынке капитала. Размер предприятия, будучи гарантом стабильности, позволяет получать необходимые кредитные средства, от которых зависит дальнейшее развитие предприятия. Кроме того, у предприятия появляется больше возможностей оптимального использования капитала внутри него самого.
161


4) Достижение монопольного положения. При слиянии прежде всего горизонтального типа решающую роль нередко играет стремление достичь или усилить монопольное положение. Крупная организация обладает большим рыночным влиянием (market power), что исключительно важно в современных условиях, когда господствуют различные модели несовершенной конкуренции вплоть до монополии (особенно на относительно замкнутых региональных рынках).
5) Диверсификация производства, возможность использования избы- точных ресурсов. Увеличение диверсификации (как в отношении предлагаемых товаров и услуг, так и географической) снижает общую рискованность операций и гарантирует средний объем поступлений.
6) Обеспечение доступа к информации (ноу-хау). Информация как ресурс играет все большую роль в деятельности предприятий. Приобретая предприятие, вместе с видимыми активами интегрированная структура получает в свое распоряжение дополнительные знания о продуктах и рынке, а также наработанную сеть клиентов.
К третьей группе мотивов, нейтральных по отношению к движению ресурсов, относятся:
1) Использование разницы в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании-мишени значительно меньше стоимости замены ее активов.
2) Использование разницы между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа «вразброс»). Иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность «дешево купить и дорого продать». Нередко ликвидационная стоимость предприятия выше его текущей рыночной стоимости.
3) Личные мотивы менеджеров, стремление увеличить политический вес руководства предприятия. Большинство деловых решений относительно слияния / поглощения основываются на экономической целесообразности.
Однако в ряде случаев подобные решения базируются скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Это связано с тем, что руководители компаний любят власть и претендуют на высокую оплату труда, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами предприятия.
4) Защита от поглощения. Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для некоторых, в том числе российских, компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных
162

конкурентов. В качестве последней попытки защититься от поглощения некоторые предприятия прибегают к объединению с предприятием, которое обычно называют «белым рыцарем». Нередко в качестве метода защиты производится покупка активов, которые не понравятся захватчику или создадут антимонопольные проблемы.
5) Защита от банкротства. Размеры корпорации сами по себе являются гарантией ее надежности (так называемый эффект «too big to fail» – «слишком велик, чтобы обанкротиться»). Поскольку государство в силу целого ряда социально-экономических причин вынуждено «опекать» наиболее крупные предприятия, они получают дополнительные преимущества в конкуренции с более мелкими.
Большинство слияний и поглощений направлены на достижение так называемого синергетического эффекта, в результате которого взаимодополнение различных ресурсов двух или нескольких предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно предприятий. Целое при этом либо превосходит сумму частей, либо приобретает новое качество, не присущее ни одной из его составляющих.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте систему управления конкурентоспособностью предприятия и ее структуру.
2. Назовите основные этапы управления конкурентоспособностью пред- приятия и поясните их содержание.
3. Сформулируйте понятие «конкурентное преимущество предприятия» и раскройте его содержание.
4. Перечислите типы конкурентных стратегий, базирующихся на дости- жении конкурентных преимуществ предприятия.
5. При каких условиях эффективна стратегия лидерства в издержках?
6. В чем особенность стратегии, ориентированной на дифференциацию продукции?
7. Опишите основные характеристики стратегии фокусирования.
8. В чем заключается стратегическое позиционирование предприятия на товарном рынке?
9. Как учитывается роль слияний и поглощений в конкурентной стратегии предприятия?
10. Охарактеризуйте особенности конкурентной стратегии при различных типах рынка.
11. На чем базируется стратегия инновационного развития предприятия?
163

12. Что понимают под конкурентным статусом предприятия?
13. Дайте характеристику основных типов предприятий, соответствую- щих разному конкурентному статусу.
14. С какими основными рисками связано использование каждого типа базовых конкурентных стратегий предприятия?
164

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Глава 8. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
8.1. Государственное регулирование
конкурентных отношений
Необходимым условием обеспечения конкурентоспособности предпри- ятий являются осуществление государством специальной политики поддержки конкуренции и регулирование деятельности монополий.
Микроэкономическая теория доказывает, что монополия приводит к поте- рям общественного благосостояния. Равновесная цена, превышающая предельные издержки, искажает относительные ценовые пропорции и не позволяет достичь эффективного размещения ресурсов между видами деятельности.
Рис. 8.1. Потери общества от монополии
Традиционно выделяется три типа потерь благосостояния от монополии
67F
1
:
1. Потери аллокационной эффективности. На рисунке показано, как потери аллокационной эффективности возникают благодаря тому, что цена монопо- листа превышает предельные издержки. Повышая цену, монополист не в состо- янии полностью присвоить выигрыш потребителя, и вследствие сокращения выпуска возникают «мертвые потери» (при уровне предельных издержек МС
2
величина потерь аллокационной эффективности отражается на рисунке площадью треугольника, образованного треугольником А и трапецией С).
1
Авдашева С. Б., Шаститко А. Е., Калмычкова Е. Н. Экономические основы антимо- нопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экон. журн. ВШЭ.
2007. Т. 11, № 1. С. 89–123.
165

2. Потери производственной эффективности (Х-неэффективность). Произ- водственная неэффективность возникает из-за того, что монополист обладает меньшими стимулами снижения издержек, чем действующий на конкурентном рынке продавец. Если бы монополист прилагал усилия к повышению эффективности, то предельные издержки понизились бы до некоторого уровня – например, MC
1
. В этом случае дополнительные выигрыши получили бы как покупатели (трапеция С), так и продавцы (прямоугольник D). Правда, одно- временно повысились бы и «мертвые потери» (площадь треугольника А плюс трапеции В).
3. Потери динамической эффективности. Динамическая неэффективность возникает из-за того, что монополист по сравнению с конкурентным рынком обладает меньшими стимулами к обновлению технологии и ассортимента (т. е. инновациям процесса и продукта соответственно). Меньшие стимулы к инно- вациям связаны с тем, что, по сравнению с компанией, взаимодействующей с конкурентами, монополист всегда получает от применения одной и той же инновации меньшую сумму дополнительной прибыли (поскольку из прибыли после инноваций монополист вычитает прибыль, полученную до инноваций).
Трактовка экономического содержания конкурентной политики может быть узкой и широкой. При самом узком подходе конкурентная политика отождествляется с антимонопольным регулированием. Однако и само антимонопольное регулирование может распространяться на более или менее широкий круг проблем.
Антимонопольная политика в узком смысле слова – борьба с картелями, предотвращение ограничения конкуренции со стороны крупных компаний, предварительный контроль сделок экономической концентрации – исходит из того, что, независимо от причины появления на рынке крупных продавцов, при определенных условиях они обладают стимулами и возможностями ограничения конкуренции и перераспределения выигрыша потребителей в свою пользу. Центральный метод борьбы с такой практикой – признание ее нелегальной и введение санкций за нарушение антимонопольных норм.
Санкции за ограничения конкуренции вводятся после установления факта нелегальной практики. В этом контексте антимонопольная политика в узком смысле слова относится к пассивным, а не к активным типам экономической политики.
Политика внедрения конкуренции в отрасли естественных монополий несколько по-иному интерпретирует охарактеризованные выше потери. В отрас- лях естественных монополий исходно существует противоречие между
166