Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности словообразования существительных у детей с ЗПР

Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных у дошкольни­ков и младших школьников с ЗПР (С. В. Зорина, А. А. Хох­лова) показывает недостаточную сформированность этого процесса.

Дети с ЗПР при словообразовании используют ограни­ченное число уменьшительно-ласкательных суффиксов: -к-, -очкт, -чик-, -ик-. В процессе словообразования уменьши­тельно-ласкательных существительных у детей с ЗПР на­блюдается большое количество неправильных (окказиональ­ных) форм словообразования. Наиболее распространенными ошибками являются замены суффиксов. Можно выделить следующие суффиксы, с помощью которых дети с ЗПР наи­более часто образовывают окказиональные (неправильные) формы (по мере убывания): -еньк-, -оньк- (рдеялонъко, ча-шенька, туфеленъки, одеяленъко), -очк- (машиночка, одея-лочко), -ик- (шкафцк), -енок-, -инк- (шкафенок, платьин-ко), -чик- (столчик, жукчик).

У детей с ЗПР наиболее сформированными являются словообразовательные модели с использованием суффик­сов -очк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -чик-, -к-. Менее сформировано словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ичк-, -ишк-, -ышк-. Самые большие трудности дети с ЗПР испытывают при образовании слов с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-.

Различная степень трудности при образовании уменьши­ тельно-ласкательных существительных коррелирует с по­ следовательностью появления словообразующих аффиксов в онтогенезе речевого развития. Так, по данным А. Н. Гвоз­
дева, словообразование с помощью суффиксов -к-, -ок-, -ик- появляется в период 2 года — 2 года 2 мес, а словоформы с суффиксами -иц-, -ец-, -ц в 5 лет 6 мес.

Исследования показывают, что у детей с ЗПР усво­ение суффиксов со значением уменынительности-лас-кательности осуществляется в более продолжитель­ный период времени. Трудности словообразования уменьшительно-ласкательных существительных проявля­ются даже у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

При словообразовании уменьшительно-лас­кательных существительных у детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возрас­та выявляются следующие группы ошибок:

1) неправильное использование суффиксов одного значе­ния, что обусловлено как синонимичностью суффиксов в русском языке, так и несформированностью у детей с ЗПР словообразовательных моделей
(домочик, домок, платьинко, деревко,' туфеленъки, платьишко). Детям сложно ограничить рамки использования того или ино­го суффикса;


  1. замена словообразования словоизменением (часто — с не­правильной флексией) (дерево деревы, береза бере­зы, чайник чайники, глаз глазы, дом домы);

  2. нарушение дифференциации по признаку одушевлен­ности-неодушевленности (шкафенок, глазенок);

  3. неусвоение грамматического значения рода (банка банчик, яблоко яблокчик);

  4. искажение корневой части производного слова на осно­ве тенденции «выравнивания основы», нарушение че­редования (куклка);

  5. нарушение акцентуации (неправильная постановка уда­рения), использование произвольного ударения (туфель­ки, яблочко, чашечка, березонька);

  6. употребление словосочетания прилагательного малень­кий (маленькая) и исходного существительного (малень­кий стол, маленькая береза, маленькое дерево);

  7. замена уменьшительной формы другими словами (с опо­рой на звуковые или семантические ассоциации) (вмес­то мячик — шарик, вместо деревцо деревенька, вмес­то яблочко яблонька и другие);

  8. окказиональное использование двух суффиксов, нало­жение суффиксов (березнонька, чашеночка, платьиноч-ко, одеяленочко).

Более трудным для данной категории детей является об­разование названий детенышей животных и птиц.

При словообразовании названий детенышей жи­вотных у детей с ЗПР выявляются следующие характерные ошибки:

  1. ошибки, отражающие тенденцию «выравнивания» ос­новы, т. е. воспроизведение основы без изменения кор­ня (свиненок, лошаденок, птиценок, утенок, черепахе-нок, индюкенок, ореленок);

  2. использование уменьшительно-ласкательного суффик­са -очк- (белочка), -к- (лошадка, мышка);

  3. окказиональное словообразование с использованием умень­шительного суффикса -ик- (лошадик, гусик, черепашик);

  1. употребление словосочетания с прилагательным малень­кий (маленькая) с уменьшительно-ласкательным суще­ствительным (маленькая белочка, маленькая уточка, маленькая черепашка) или с существительным без умень­шительно-ласкательного значения (маленькая утка, ма­ленькая белка, маленькая черепаха);

  2. искаженное воспроизведение основы с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса (индючик, ин-дюнчик, утчик);

  3. нарушение чередования при правильном использовании суффикса (медведенок, индюженок, черепахенок);

  4. наложение, т. е. двойное использование суффиксов (гу-сененок, орлененок, утененок);

  5. лексические замены (у свиньи ребенок, у коровы бычок);

  6. воспроизведение начальной формы слова (у лошади лошадь, у черепахи черепаха, у утки утка).


Самые большие трудности у детей с ЗПР вызывает сло­вообразование по аналогии (дождь дождинка, снег — ...), со значением частички целого.

В этих заданиях у детей с ЗПР при словообразо­вании выявляются следующие виды ошибок:

  1. искажение звукослоговой структуры основы производ­ного слова: отсутствие чередования, выпадение звуков основы (снегинка, дожинка, хвотинка, бусынка, вишка);

  2. неправильная постановка ударения, сохранение ударе­ния мотивирующего слова (дождинка, снежинка);

  3. замена суффиксов на основе признака одушевленности (бусенок, бусята, вишненок);

  4. использование ненормативных суффиксов (дождяна, хвостяна);

  5. наложение суффиксов (вишневинка, вишнянка, виног-радининка, градининка); замена словообразования сло­воизменением (дожди, винограды);

  6. использование суффиксов с другим значением (виног­радник, виноградка, хворостик, дождик, виноградик).



Особенности словообразования глаголов у детей с ЗПР

Глагол обладает многочисленными грамматическими ка­тегориями, преобладающая часть которых характерна толь­ко для этой части речи.

В онтогенезе отмечается раннее усвоение видов глагола. Уже в период первых слов (1 год 3 мес. — 1 год 8 мес, по А. Н. Гвоздеву) в речи детей появляются глаголы обоих ви­дов. Сначала ребенок образует совершенный вид с помощью приставок, позднее отмечается образование совершенного вида глаголов с помощью суффиксов -у-, -ану-, -и-. Возврат­ные глаголы начинают появляться в нормальном онтогене­зе около двух лет и в целом усваиваются к трем годам.

В процессе словообразования глаголов префиксы игра­ют большую роль, чем суффиксы.

У детей с ЗПР старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обнаруживаются значительные труд-ностидифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушения словообразования приставочных глаголов и др.

При дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида выявляются следу­ющие ошибки:


  1. неправильное употребление приставок при образовании глаголов совершенного вида (микстуру выпил водой запил; дерево срубил полено разрубил; стену покра­сил пятно закрасил);

  2. замена глаголов совершенного вида с приставками бес­приставочными глаголами несовершенного вида (девочка прочитала девочка читала, мальчик выпил маль­чик пил, девочка поставила девочка ставила);

  3. лексические замены глаголов (ставит держит, мо­ется стоит, красит рисует).


Более сложным процессом для детей с ЗПР является диф­ференциация возвратных глаголов. Овладение возвратными глаголами требует не только сформированности грамматических обобщений, но и обобщений логических, связанных с направленностью действия либо на самого себя, либо на другой объект.

При различении возвратных глаголов дети с ЗПР испы­тывают и трудности поиска глаголов, в связи\ чем выявля­ются разнообразные замены глаголов (катает везет, моет умывается, прячет убирает). В ряде случаев отмечается нарушение дифференциации возвратных и не­возвратных глаголов не только в экспрессивной, но и в им-прессивной речи. Так, на вопрос «Где мальчик прячется?» некоторые дети с ЗПР показывают картинку «Мальчик пря­чет машинку под диван».

Нарушения словообразования глаголов проявляются и в большом количестве ошибок при употреблении при­ставочных глаголов. В основе неправильного упот­ребления глаголов с приставками лежат трудности сравнения приставочных глаголов по их значению и звучанию, выде­ления общего значения в различных глаголах с одинаковой приставкой, выделения приставок из общего образа слова, определения связи значения приставки и ее формального выражения. Указанные трудности обусловлены недоразви­тием у детей с ЗПР мыслительных операций анализа, срав­нения, обобщения.

Можно выделить следующие варианты ошибок в употреблении приставочных глаголов у детей с ЗПР:

  1. замена глаголов с приставками бесприставочными гла­голами диффузного значения (поливает наливает, подходит идет, вылетает летит, залетает летит);

  2. замена одной приставки другой, близкой по значению (вылетает улетает, выливает поливает, перели вает наливает, переходит уходит);

  3. употребление вместо глагола с приставкой основы гла­гола без приставки (поливает ливает).

Таким образом, нарушения восприятия и употребления форм словообразования глагола связаны, прежде всего, с несформированностью познавательных процессов и про­являются более грубо на уровне семантики.

Особенности словообразования прилагательных у детей с ЗПР

На начальном этапе развития ребенка объекты действи­тельности воспринимаются ребенком в неразрывной связи
go свойствами и признаками, присущими объекту. При этом наименование признака осуществляется через называние другого предмета. К 2-3 годам ребенок начинает восприни­мать признаки предметов как существующие самостоятель­но, независимо. На этой стадии когнитивного развития в ре­чи детей появляются прилагательные.

По данным многих исследователей детской речи (А. Н. Гвоз­дев, С. Н. Цейтлин и др.), первыми в речи детей около 2 лет появляются притяжательные прилагательные с суф­фиксом -ин-, характеризующие принадлежность вещей ок­ружающим людям (мамина чашка). Позднее, в 2 года 4 мес, в речи детей появляются качественные прилагательные (сладкая, грязная и др.). Относительные прилагатель­ные появляются гораздо позднее.

Среди относительных прилагательных в детской речи наиболее широко представлены модели с продуктивным суффиксом -ов-. Это обусловлено тем, что с данным суф­фиксом прилагательные образуются от многих слов.

М. И. Стрельцова отмечает также большое количество прилагательных с суффиксом -н- в речи детей после 5 лет. Именно суффиксы -ов- и -н-, по ее мнению, чаще все­го используются детьми для образования окказио­нальных прилагательных в период детского слово­творчества.

В целом, в детских словообразовательных неологизмах прилагательных у детей с нормальным развитием наблюда­ется замена непродуктивных суффиксов продуктивными суффиксами того же значения.

Особенностью словообразовательных неологизмов при нормальном онтогенезе является то, что они построены по законам языка, на основе языковых правил общего ха­рактера. Словообразовательные неологизмы у дошкольни­ков с нормальным развитием отражают процесс генерали­зации наиболее общих языковых правил, их переноса на аналогичные случаи словообразования без учета ограниче­ний (солъница — по аналогии с конфетница, салатница; матросята — по аналогии с ребята).

Анализ словообразования прилагательных у детей с ЗПР свидетельствует о том, что некоторые общие закономерности речевого онтогенеза характерны и для этой категории детей.

Так, среди форм словообразования прилагательных наи­более усвоеннымиу детей с ЗПР являются притяжа­тельные прилагательные, анаименее усвоенными — относительные прилагательные.

Вместе с тем, исследования словообразования прилага­тельных у детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста (С. В. Зорина, Е. С. Слепович, А. А. Хох-