Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности словообразования существительных у детей с ЗПР
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных у дошкольников и младших школьников с ЗПР (С. В. Зорина, А. А. Хохлова) показывает недостаточную сформированность этого процесса.
Дети с ЗПР при словообразовании используют ограниченное число уменьшительно-ласкательных суффиксов: -к-, -очкт, -чик-, -ик-. В процессе словообразования уменьшительно-ласкательных существительных у детей с ЗПР наблюдается большое количество неправильных (окказиональных) форм словообразования. Наиболее распространенными ошибками являются замены суффиксов. Можно выделить следующие суффиксы, с помощью которых дети с ЗПР наиболее часто образовывают окказиональные (неправильные) формы (по мере убывания): -еньк-, -оньк- (рдеялонъко, ча-шенька, туфеленъки, одеяленъко), -очк- (машиночка, одея-лочко), -ик- (шкафцк), -енок-, -инк- (шкафенок, платьин-ко), -чик- (столчик, жукчик).
У детей с ЗПР наиболее сформированными являются словообразовательные модели с использованием суффиксов -очк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -чик-, -к-. Менее сформировано словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ичк-, -ишк-, -ышк-. Самые большие трудности дети с ЗПР испытывают при образовании слов с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-.
Различная степень трудности при образовании уменьши тельно-ласкательных существительных коррелирует с по следовательностью появления словообразующих аффиксов в онтогенезе речевого развития. Так, по данным А. Н. Гвоз
дева, словообразование с помощью суффиксов -к-, -ок-, -ик- появляется в период 2 года — 2 года 2 мес, а словоформы с суффиксами -иц-, -ец-, -ц в 5 лет 6 мес.
Исследования показывают, что у детей с ЗПР усвоение суффиксов со значением уменынительности-лас-кательности осуществляется в более продолжительный период времени. Трудности словообразования уменьшительно-ласкательных существительных проявляются даже у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
При словообразовании уменьшительно-ласкательных существительных у детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста выявляются следующие группы ошибок:
1) неправильное использование суффиксов одного значения, что обусловлено как синонимичностью суффиксов в русском языке, так и несформированностью у детей с ЗПР словообразовательных моделей
(домочик, домок, платьинко, деревко,' туфеленъки, платьишко). Детям сложно ограничить рамки использования того или иного суффикса;
-
замена словообразования словоизменением (часто — с неправильной флексией) (дерево — деревы, береза — березы, чайник — чайники, глаз — глазы, дом — домы); -
нарушение дифференциации по признаку одушевленности-неодушевленности (шкафенок, глазенок); -
неусвоение грамматического значения рода (банка — банчик, яблоко — яблокчик); -
искажение корневой части производного слова на основе тенденции «выравнивания основы», нарушение чередования (куклка); -
нарушение акцентуации (неправильная постановка ударения), использование произвольного ударения (туфельки, яблочко, чашечка, березонька); -
употребление словосочетания прилагательного маленький (маленькая) и исходного существительного (маленький стол, маленькая береза, маленькое дерево); -
замена уменьшительной формы другими словами (с опорой на звуковые или семантические ассоциации) (вместо мячик — шарик, вместо деревцо — деревенька, вместо яблочко — яблонька и другие); -
окказиональное использование двух суффиксов, наложение суффиксов (березнонька, чашеночка, платьиноч-ко, одеяленочко).
Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц.
При словообразовании названий детенышей животных у детей с ЗПР выявляются следующие характерные ошибки:
-
ошибки, отражающие тенденцию «выравнивания» основы, т. е. воспроизведение основы без изменения корня (свиненок, лошаденок, птиценок, утенок, черепахе-нок, индюкенок, ореленок); -
использование уменьшительно-ласкательного суффикса -очк- (белочка), -к- (лошадка, мышка); -
окказиональное словообразование с использованием уменьшительного суффикса -ик- (лошадик, гусик, черепашик);
-
употребление словосочетания с прилагательным маленький (маленькая) с уменьшительно-ласкательным существительным (маленькая белочка, маленькая уточка, маленькая черепашка) или с существительным без уменьшительно-ласкательного значения (маленькая утка, маленькая белка, маленькая черепаха); -
искаженное воспроизведение основы с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса (индючик, ин-дюнчик, утчик); -
нарушение чередования при правильном использовании суффикса (медведенок, индюженок, черепахенок); -
наложение, т. е. двойное использование суффиксов (гу-сененок, орлененок, утененок); -
лексические замены (у свиньи — ребенок, у коровы — бычок); -
воспроизведение начальной формы слова (у лошади — лошадь, у черепахи — черепаха, у утки — утка).
Самые большие трудности у детей с ЗПР вызывает словообразование по аналогии (дождь — дождинка, снег — ...), со значением частички целого.
В этих заданиях у детей с ЗПР при словообразовании выявляются следующие виды ошибок:
-
искажение звукослоговой структуры основы производного слова: отсутствие чередования, выпадение звуков основы (снегинка, дожинка, хвотинка, бусынка, вишка); -
неправильная постановка ударения, сохранение ударения мотивирующего слова (дождинка, снежинка); -
замена суффиксов на основе признака одушевленности (бусенок, бусята, вишненок); -
использование ненормативных суффиксов (дождяна, хвостяна); -
наложение суффиксов (вишневинка, вишнянка, виног-радининка, градининка); замена словообразования словоизменением (дожди, винограды); -
использование суффиксов с другим значением (виноградник, виноградка, хворостик, дождик, виноградик).
Особенности словообразования глаголов у детей с ЗПР
Глагол обладает многочисленными грамматическими категориями, преобладающая часть которых характерна только для этой части речи.
В онтогенезе отмечается раннее усвоение видов глагола. Уже в период первых слов (1 год 3 мес. — 1 год 8 мес, по А. Н. Гвоздеву) в речи детей появляются глаголы обоих видов. Сначала ребенок образует совершенный вид с помощью приставок, позднее отмечается образование совершенного вида глаголов с помощью суффиксов -у-, -ану-, -и-. Возвратные глаголы начинают появляться в нормальном онтогенезе около двух лет и в целом усваиваются к трем годам.
В процессе словообразования глаголов префиксы играют большую роль, чем суффиксы.
У детей с ЗПР старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обнаруживаются значительные труд-ностидифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушения словообразования приставочных глаголов и др.
При дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида выявляются следующие ошибки:
-
неправильное употребление приставок при образовании глаголов совершенного вида (микстуру выпил — водой запил; дерево срубил — полено разрубил; стену покрасил — пятно закрасил); -
замена глаголов совершенного вида с приставками бесприставочными глаголами несовершенного вида (девочка прочитала — девочка читала, мальчик выпил — мальчик пил, девочка поставила — девочка ставила); -
лексические замены глаголов (ставит — держит, моется — стоит, красит — рисует).
Более сложным процессом для детей с ЗПР является дифференциация возвратных глаголов. Овладение возвратными глаголами требует не только сформированности грамматических обобщений, но и обобщений логических, связанных с направленностью действия либо на самого себя, либо на другой объект.
При различении возвратных глаголов дети с ЗПР испытывают и трудности поиска глаголов, в связи\ чем выявляются разнообразные замены глаголов (катает — везет, моет — умывается, прячет — убирает). В ряде случаев отмечается нарушение дифференциации возвратных и невозвратных глаголов не только в экспрессивной, но и в им-прессивной речи. Так, на вопрос «Где мальчик прячется?» некоторые дети с ЗПР показывают картинку «Мальчик прячет машинку под диван».
Нарушения словообразования глаголов проявляются и в большом количестве ошибок при употреблении приставочных глаголов. В основе неправильного употребления глаголов с приставками лежат трудности сравнения приставочных глаголов по их значению и звучанию, выделения общего значения в различных глаголах с одинаковой приставкой, выделения приставок из общего образа слова, определения связи значения приставки и ее формального выражения. Указанные трудности обусловлены недоразвитием у детей с ЗПР мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения.
Можно выделить следующие варианты ошибок в употреблении приставочных глаголов у детей с ЗПР:
-
замена глаголов с приставками бесприставочными глаголами диффузного значения (поливает — наливает, подходит — идет, вылетает — летит, залетает — летит); -
замена одной приставки другой, близкой по значению (вылетает — улетает, выливает — поливает, перели вает — наливает, переходит — уходит); -
употребление вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки (поливает — ливает).
Таким образом, нарушения восприятия и употребления форм словообразования глагола связаны, прежде всего, с несформированностью познавательных процессов и проявляются более грубо на уровне семантики.
Особенности словообразования прилагательных у детей с ЗПР
На начальном этапе развития ребенка объекты действительности воспринимаются ребенком в неразрывной связи
go свойствами и признаками, присущими объекту. При этом наименование признака осуществляется через называние другого предмета. К 2-3 годам ребенок начинает воспринимать признаки предметов как существующие самостоятельно, независимо. На этой стадии когнитивного развития в речи детей появляются прилагательные.
По данным многих исследователей детской речи (А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин и др.), первыми в речи детей около 2 лет появляются притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-, характеризующие принадлежность вещей окружающим людям (мамина чашка). Позднее, в 2 года 4 мес, в речи детей появляются качественные прилагательные (сладкая, грязная и др.). Относительные прилагательные появляются гораздо позднее.
Среди относительных прилагательных в детской речи наиболее широко представлены модели с продуктивным суффиксом -ов-. Это обусловлено тем, что с данным суффиксом прилагательные образуются от многих слов.
М. И. Стрельцова отмечает также большое количество прилагательных с суффиксом -н- в речи детей после 5 лет. Именно суффиксы -ов- и -н-, по ее мнению, чаще всего используются детьми для образования окказиональных прилагательных в период детского словотворчества.
В целом, в детских словообразовательных неологизмах прилагательных у детей с нормальным развитием наблюдается замена непродуктивных суффиксов продуктивными суффиксами того же значения.
Особенностью словообразовательных неологизмов при нормальном онтогенезе является то, что они построены по законам языка, на основе языковых правил общего характера. Словообразовательные неологизмы у дошкольников с нормальным развитием отражают процесс генерализации наиболее общих языковых правил, их переноса на аналогичные случаи словообразования без учета ограничений (солъница — по аналогии с конфетница, салатница; матросята — по аналогии с ребята).
Анализ словообразования прилагательных у детей с ЗПР свидетельствует о том, что некоторые общие закономерности речевого онтогенеза характерны и для этой категории детей.
Так, среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоеннымиу детей с ЗПР являются притяжательные прилагательные, анаименее усвоенными — относительные прилагательные.
Вместе с тем, исследования словообразования прилагательных у детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста (С. В. Зорина, Е. С. Слепович, А. А. Хох-