Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 516
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интеллектуальная недостаточность не является обязательным симптомом РДА. У детей могут быть хорошие интеллектуальные данные и даже одаренность в отдельных областях: абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, считать, играть в шахматы. Однако интеллектуальная деятельность характеризуется нарушением целенаправленности, быстрой пресыщаемостью, неумением концентрировать внимание. Отмечается определенная вычурность мышления, склонность к символизации. Следует отметить, что деятельность аутичного ребенка, в частности, игры, интересы, интеллектуальная деятельность, далеки от реальной ситуации.
Аутизм своеобразно проявляется в речи детей. Аутич-ные дети не пользуются речью, избегают речевого общения. Нарушения речевого общения проявляются по-разному: от полного мутизма до аутичной речи (эгоцентрическая речь, эхолалии при ответах на вопросы). Ребенок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Обращает на себя внимание неестественность модуляций голоса, их вычурность.
Таким образом, у детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи.
Во многих случаях нарушения речи носят иной характер и связаны с двигательными расстройствами. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи.
Глава II. Дифференциальная диагностика нарушений развития
В ряде случаев у детей с РДАотмечаются нарушения речи аналитического характера, в частности, нарушение понимания значения слов, неусвоение грамматических правил. Б. Хермелин и М. О. Коннор рассматривают нарушения речи у детей, страдающих аутизмом, как одно из проявлений интеллектуальной недостаточности, связывая их с трудностями использования знаков и символов.
Нарушения речевого развития у детей с РДА могут проявляться в четырех вариантах (К. С. Лебединская, О. С. Никольская и др.):
Первый вариант. Появление гуления, лепета, первых слов соответствует норме или наблюдается даже раньше, чем в норме. Первые слова ребенка, однако, не обусловлены его потребностями: не слова типа да, на, мама, папа, баба, а слова, сложные по звукослоговой структуре (листок, трава), которые произносятся ребенком утрированно четко. Употребляя слова, ребенок не соотносит их с определенными предметами.
Появление и развитие фразовой речи соответствует нормеи осуществляется довольно быстро. Однако обращает на себя внимание неконкретный характер речи, в отличие от речи здоровых детей.
В период 2-2,5 лет происходит регресс речи. Внешней причиной является либо соматическое заболевание, либо психическая травма. Иногда регресс происходит без видимых причин. В ряде случаев ребенок полностью утрачивает речь. Регресс речи сочетается с увеличением моторных трудностей.
Второй вариант речевого развития детей с РДА характеризуется задержкой развития речи. Так, гуление наблюдается в 3-5 мес, лепет — в 5-11 мес, первые слова — от 1 г. 2 мес. до 3 лет. Как правило, первые слова представляют собой штампы.
В речи детей имеются стойкие нарушения з в у к о -п.роизношения, перестановки звуков в словах и другие искажения структуры слова. Темп речи чаще всего
замедленный. Из-за отсутствия побуждения к речи словарный запас обогащается очень медленно. Развитие фразовой речи нарушено, наблюдаются аграмма-т и з м ы, нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций, в согласовании существительного и прилагательного, существительного и глагола и др.
Ребенок не использует местоимение «я», заменяет его местоимениями второго и третьего лица. Фразовая речь часто является воспроизведением штампов, лишенных конкретного содержания, она не соотносится с определенной ситуацией.
Диалогическая речь у этих детей не сформирована, дети не отвечают на вопросы и сами не задают их.
У детей наблюдается м о т о р н а я не л овкостьнетоль-ко в общей, но и в пальцевой, и в артикуляторной моторике.
Третий вариант. Начальные этапы становления речи соответствуют нормеи даже протекают быстрее, чем в норме. Словарный запас очень быстро обогащается, рано появляются сложные грамматические фразы. Ребенок усваивает стереотипно речь взрослых и как бы отражает ее в собственной речи.
В речи детей появляются длинные монологи, но дети неспособны к гибкому диалогу, к учету собеседника в процессе диалога.
У этих детей обнаруживается повышенный интерес к звуковой структуре слова, они любят «играть со словом», заменяя отдельные звуки, слоги, переставляя их. Им свойственна любовь к словотворчеству.
Фонетическая сторона речи характеризуется напряженностью голоса, повышением его высоты в конце фразы, более быстрым темпом, недоговариванием слов, пропуском и
заменой звуков. Иногда в речи наблюдается смазанное произношение, в других случаях речь скандированная.
Четвертый вариант. Раннее речевое развитие соответствует норме. Однако, как и при первом варианте, в период 2-2,5 лет наблюдается регресс речи. Этому предшествует соматическое заболевание или психическая травма. Но регресс речи не заканчивается полным мутизмом. Развитие речи как бы останавливается на период до 5-6 лет. Фразовая речь исчезает. В речи ребенка преобладают эхолалии. В дальнейшем развитие фразовой речи характеризуется аграмматизмами.
Импрессивная же речь ребенка значительно более сохранна. Ребенок обладает богатым пассивным словарем, соответствующим нормальному речевому развитию. У него нет нарушений звукослоговой структуры слова. Такие дети в большей мере интересуются смыслом речи. У них отсутствует склонность к употреблению речевых штампов.
Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме роль эхолалии; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
В. В. Лебединский и другие авторы считают, что основные факторы, нарушающие психическое развитие ребенка с РДА, это:
-
дефект психической активности; -
нарушения аффективного характера; -
нарушения сенсорной сферы; -
моторные нарушения; -
нарушения речи.
При раннем детском аутизме психическое развитие характеризуется асинхрониеи формирования отдельных функций и систем: так, развитие речи часто опережает развитие моторики, «абстрактное» мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Все это усложняет картину искаженного психического развития аутич-ного ребенка.
Дисгармоничное психическое развитие
К этому виду нарушений психического развития относятся психопатии и патологическое развитие л и ч н о с т и. В основе этих аномалий психического развития лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Как правило, психопатии и патологическое развитие личности у детей не сопровождаются нарушениями речевого развития, а в связи с этим отпадает необходимость подробно рассматривать этот вид нарушений психического развития. Следует отметить, однако, что дисгармоническое развитие личности является благоприятной основой для возникновения заикания.
Глава II. Дифференциальная диагностика нарушений развития
ВЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
У детей с задержкой психического развития отмечается большая распространенность нарушений речи (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, Е. В. Мальцева, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, Н. Ю. Борякова и др.).
Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей с ЗПР полиморфны, однако прежде всего они связаны с особенностями психомоторного развития этих детей.
■ Клиническая характеристика детей с ЗПР
Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и, преимущественно, с органической недостаточностью ЦНС резидуального или генетического характера (Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, В. В. Лебединский).
Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.
В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.
Классификация ЗПР К. С. Лебединской
С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:
-
конституционального происхождения; -
соматогенного происхождения; -
психогенного происхождения; -
церебрально-органического генеза.
К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Этот вариант ЗПР характеризуется следующими особенностями. При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей более младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности.
Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.
При ЗПР психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально-волевая сфера. Так, при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.