Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 515
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дефицитарное психическое развитие
Этот вид психического дизонтогенеза связан с п е р в и ч -ной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Первичный анализаторный дефект обусловливает, во-первых, недоразвитие тех функций, которые связаны с ним наиболее тесно; во-вторых, он приводит к замедлению развития ряда других функций, связанных с деятельностью пострадавшего анализатора опосредованно. Нарушения отдельных психических функций искажают психическое развитие в целом. Таким образом, в этом случае происходит нарушение развития «снизу вверх».
Для этого вида психического дизонтогенеза характерна асинхрония, проявляющаяся в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других.
Особенности психического развития при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата связаны с глубиной поражения функции, а также с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.
Особенности психического развития у детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата достаточно глубоко изучены в отечественной дефектологии (Р. М. Бос-кис, Ф. Ф. Pay, Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, Н. Г. Морозова, А. П. Гозова^ Т. В. Розанова, М. С. Певзнер, М. И. Земцова, К. Г. Коровин, Л. И. Солнцева, А. Г. Литвак и др.)
Большое значение для возникновения нарушений психического развития имеют такие факторы, как время появления, а также степень выраженности сенсорного дефекта.
Особенно значимым фактором является степень выраженности сенсорного дефекта.
Так, незначительный дефект слуха позволяет ребенку самостоятельно овладеть речью, общаться с помощью речи. Однако даже небольшой дефект слуха обусловливает различные отклонения в речи, нарушения просодических компонентов речи, трудности дифференциации фонем, смешения акустически близких звуков, ограниченность словарного запаса, вербальные парафазии, аграмматизмы.
У слабовидящих детей также имеются большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем у слепых детей. И все же нарушения зрительного восприятия при слабовидении характеризуются замедленностью, узостью зрительного поля, недостаточной четкостью восприятия и т. д.
Психическому развитию детей с нарушением сенсорной сферы свойственна неравномерность развития, д и с -гармонияв развитии отдельных систем.
Так, в исследовании Л. И. Солнцевой отмечаются своеобразные отклонения в игровой деятельности слепого ребенка. Игровые действия слепого ребенка носят глобальный характер и несут очень мало информации о предмете. Игровые действия осуществляются в виде примитивных манипуляций, однообразно повторяющихся движений. Однако они сопровождаются более развернутой речью. Таким образом, своеобразие игровой деятельности заключается в сочетании примитивного моторного компонента игры и более сложной речевой деятельности, т. е. имеется разрыв между речью и предметным действием. Это подтверждает асинх-ронию развития, при которой нарушается нормальная последовательность в развитии иерархии психических функций (сначала — низшие, затем — высшие).
У детей с нарушением сенсорной сферы страдает, прежде всего, усвоение информации, адресованной к пораженному анализатору. Однако часто имеется недоразвитие способности к переработке информации, получаемой и сохранными анализаторами (И. М. Соловьев, В. И. Лу-бовский и др.). Так, у глухих детей отмечается замедленность, ограничение объема и зрительно воспринимаемой информации (Ж. И. Шиф, А. П. Гозова, Т. В. Розанова и др.).
Следствием особенностей ряда психических процессов у этих детей является тенденция и к определенному замедлению темпа развития мышления, особенно процессов обобщения и отвлечения.
Общей особенностью развития детей при сенсорных на1 рушениях является недоразвитие речи, а также недостаточность словесного опосредования.
Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей с ЗПР особенно важно уточнить особенности нарушений речи у слабослышащих (Р. М. Боскис, Л. И. Тигранова, Л. Г. Парамонова) и слабовидящих детей (С. Л. Жильцова, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Н. А. Крылова, Л. И. Солнцева, Л. С. Волкова).
Р. М. Боскис выделяет следующие основные факторы, влияющие на уровень развития речи: степень снижения слуха, время поражения слуха, индивидуальные особенности детей, условия раннего воспитания и обучения детей.
По уровню развития речи слабослышащие дети делятся на две группы:
-
слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (недостатки произношения отдельных звуков, частичные нарушения словоизменения и словообразования, ошибки в письме); -
слабослышащие дети, имеющие глубокое недоразвитие речи (тяжелое нарушение звукопроизношения, не-сформированность грамматического строя, грубые расстройства чтения и письма).
Неточность, недифференцированность речеслухового восприятия обусловливает своеобразие речевых нарушений у слабослышащих детей. Среди дефектов звукопроизношения наиболее характерными являются замены акустически близких звуков (ц-с, ч-ть, щ-сь). Реже наблюдаются искажения произношения звуков, которые также бывают связаны с нечеткостью слуховой дифференциации звуков.
Нарушения слухового восприятия приводят и к своеобразным искажениям звукослоговой структуры слова (молоток — лоток, стакан — такан).
Трудности различения на слух окончаний приводят к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в устной речи (к стола, на столом и т. д.).
Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т. е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями.
Сходство звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря (гребень — ребенок, бочка — почка, сутки — шутки).
По данным Л. И. Солнцевой, Л. С. Волковой, значимую роль в недоразвитии речи у слепых и слабовидящих детей играют ограниченные возможности общения ребенка, трудности формирования предметной деятельности.
У детей с глубокими нарушениями зрения часто выявляются системные нарушения речи, разнообразные по своей структуре. При нарушениях зрения отмечается недостаточное понимание смысловой стороны слова из-за трудностей соотношения слова со зрительным образом предмета, верба-лизм, эхолалии, трудности употребления некоторых сложных логико-грамматических конструкций, связанных с анализом зрительных впечатлений.
Л. С. Волкова выявила 4 уровня сформированнос-тиречи у детей с глубокими дефектами зрения:
Первый уровень — хорошо сформированная экспрессивная речь. У детей наблюдаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.
Второй уровень — удовлетворительно сформированная экспрессивная речь. У детей отмечаются выраженные нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематического анализа, лексико-грамматическая сторона речи характеризуется лишь единичными затруднениями.
Третий уровень — неудовлетворительно сформированная экспрессивная речь. Кроме нарушений фонетико-фонематической стороны речи, у детей имеются и проявления недоразвития лексико-грамматического строя речи. Словарный состав беден, особенно страдают обобщающие понятия. Связная речь характеризуется обилием аграмма-тизмов, отсутствием развернутых рассказов.
Четвертый уровень — глубоко нарушенная речь. У детей отмечаются тяжелые нарушения звукопроизношения, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, грубые нарушения лексико-грамматичес-кой стороны речи. Связные высказывания отсутствуют.
У детей с нарушением двигательной сферы (при детских церебральных параличах), кроме тяжелых нарушений общей, ручной и речевой моторики, имеется и недоразвитие ряда психических функций, связанных с дефектностью двигательной сферы (М. В. Эйдинова, Е. И. Кириченко, К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова и др.)
В связи с дефектностью двигательного компонента у детей с ДЦП имеются нарушения зрительного восприятия, недостаточность зрительно-пространственого гнозиса, трудности восприятия формы, величины, соотношения элементов в пространстве. Отмечается недоразвитие схемы тела, запаздывание формирования доминантности, пальцевая агнозия.
Из-за дефектности моторики у детей нарушается формирование ориентировочных реакций, практических действий, игровой деятельности.
Для детей с ДЦП характерна психическая исто-щаемость, неравномерность психического развития, задержка интеллектуального развития.
Исследования выявляют у этих детей особенности эмоциональной сферы. Им свойственны невротические и не-врозоподобные расстройства. У детей с ДЦП отмечается задержка эмоционального развития. «Органический инфантилизм» проявляется в недостаточной дифференцирован -ности эмоций, отсутствии самостоятельности.
Следствием двигательной недостаточности является ограничение общения, ограниченность социальных контактов, что обусловливает аутизацию, пассивность, особенности формирования личности.
Отрицательную роль играют и явления депривации и гиперопеки. Эти явления приводят к пассивности, к госпита-лизму, к нарушению мотивации деятельности.
При двигательных расстройствах тяжело страдает и фу нк -ция речи.В большинстве случаев расстройства речи обусловлены моторными нарушениями и проявляются в дизар-триях. Тяжелые нарушения фонетической стороны речи приводят к задержке формирования лексики, грамматического строя речи, к недоразвитию языковых обобщений, к нарушениям в овладении письменной речью.
Тяжелые нарушения двигательной сферы, недоразвитие некоторых высших психических функций (зрительных, зрительно-пространственных), явления психической истощаемости, нарушения речи обусловливают и задержку интеллектуального развития у детей с ДЦП.
искаженное психическое развитие
Искаженное психическое развитие характеризует ранний детский аутизм.
Из всех нарушений психического развития ранний детский аутизм характеризуется наибольшей сложностью и дисгармоничностью структуры психических нарушений.
Большинство отечественных исследователей (Г. Е. Сухарева, В. М. Башина и др.) рассматривает ранний детский аутизм как начальный период детской шизофрении или как форму шизоидной психопатии.
Ранний детский аутизм проявляется, в основном, в нежелании контактировать с окружающими, «уходе в себя». Аутичный ребенок, как правило, находясь среди окружающих его людей, ведет себя так, как будто он один: не обращает внимания на других, не отзывается на свое имя, смотрит мимо, чаще всего молчит. Его действия, в том числе и игровые, бедны, стереотипны.
У аутичного ребенка часто отсутствует эмоциональная реакция на ситуацию, наблюдается эмоциональная холодность к близким. В то же время аутичного ребенка характеризует повышенная ранимость, пугливость.
При раннем детском аутизме у ребенка наблюдается повышенная чувствительность к обычным сенсорным раздражителям: свету, звуку и др. Поэтому раздражения от окружающей среды, которые являются для здорового ребенка нормальными, вызывают у аутичного ребенка отрицательные эмоции, дискомфорт. Сверхсильным раздражителем для него является и человеческое лицо. Поэтому ребенок с аутизмом избегает зрительных контактов, прямого взгляда.
В симптоматике раннего детского аутизма большое место занимают страхи. Часто даже обычные предметы и явления вызывают у такого ребенка чувство страха (некоторые игрушки, бытовые предметы, шум воды, свист ветра). Чувство страха вызывает и все новое.
При РДА наблюдаются особенности моторики, проявляющиеся в слабости движений, в неловкости произвольных движений, трудностях овладения навыками самообслуживания. Особенности моторики носят характер как подкорковых, так и корковых нарушений. Обращает на себя внимание толчкообразность, отсутствие плавности движений, их неловкость. В тяжелых случаях нарушается программа движений, их временно-пространственная организация.