Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 553

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что для нормального овладения чтени­ем и письмом особенно важным является овладение слож­ными формами фонематического анализа (умение определять последовательность, количество, место звуков в структуре слова).

У первоклассников с ЗПР простые формы анализа ока­зываются относительно сформированными. Нарушения вы­являются лишь при выполнении заданий, требующих сфор­мированное™ сложных форм фонематического анализа.

Исследование Р. Д. Тригер уровней сформированности фонематического анализа у первоклассников с ЗПР показа­ло следующее.

Относительно сохранным у детей с ЗПР является умение выделять начальный ударный гласный. Выделение же первого согласного звука вызывает затруднения. Дети с ЗПР часто выделяют не первый звук, а первый слог (кошка — первый звук ко).

Аналогичные трудности отмечаются при выделении конеч­ного гласного звука. Вместо конечного гласного дети называ­ют последний слог. Так, в слове мышка вместо последнего гласного а дети называют слог ка. По данным Р. Д. Тригер, правильное выделение конечного гласного звука наблюда­ется лишь у 45,2% первоклассников (и у 87,5 % учеников массовой школы).

Особенно большое отставание от нормально развиваю­щихся сверстников обнаруживается в выполнении зада­ний на определение последовательности звуков в слове. Так, лишь у 28,5% детей с ЗПР наблюдалось правильное выполнение заданий. В то же время эти задания оказа­лись доступными преобладающему большинству учеников массовой школы (87,6%). При последовательном анализе дети часто пропускают гласные в середине слова (дом д, м), объединяют согласный и гласный в один звук (волк во, л, к).

Наибольшую трудность вызывает у детей с ЗПР анализ слога со стечением согласных. При этом самым сложным оказывается определение последовательности звуков, ког­да слог со стечением согласных находится в начале слова (стол, стул). Выделение звуков слога со стечением соглас­ных в конце слова является более доступным. Наиболее спе­цифической ошибкой при этом является пропуск одной из согласных стечения (утка у, к, а; стол с, о, л).

Наблюдаются особенности и в способе анализа звуковой структуры слова. Если дети с нормальным психическим раз­витием в случае затруднений активно и целенаправленно используют проговаривание, то дети с ЗПР оказываются беспомощными при выполнении заданий на сложные фор­мы звукового анализа. Часто они только повторяют задан­ный звук, не используют целенаправленное по­вторение слова с целью определения места звука.


Значительно большие затруднения, чем у учеников мас­совой школы, вызывают у детей с ЗПР усложнения рече­вого материала. Так, даже простые формы звукового ана­лиза (например, выделение первого звука) многосложных слов, слов со стечением согласных сопровождаются ошиб­ками.

Таким образом, у детей с ЗПР недостаточно сформирова­на направленность на звуковую сторону речи, замедлен темп еимультанно-сукцессивного восприятия структуры слова, нарушена точность фонематического восприятия. Наруше­ния фонематического анализа у детей с ЗПР усу­губляются недостаточной сформированностью слуховой произносительной дифференциации звуков речи. У этих детей обнаруживается неточность слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, вхо­дящих в их состав.

Описанные выше факторы и обусловливают большую рас­пространенность фонематической дислексии у детей с ЗПР.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР


Психофизиологическая структура процес­са письма

Письмо представляет собой сложную форму речевой дея­тельности, сложный психофизиологический, многоуровне­вый процесс. В процессе письма происходит перевод слы­шимого, произносимого слова, т. е. слова устной речи, в сло­во видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.

Процесс письма взрослого человека является а в -томатизированным процессом и во многом отлича­ется от характера письма ребенка, овладевающего грамо­той. Письмо взрослого человека является целенаправленной деятельностью. Основная цель письма взрослого человека — это передача, фиксация смысла, содержания. Все другие процессы, такие как звуковой состав слова, осо­бенности письменного знака, их форма, движения руки, не осознаются пишущим, становятся фоновой деятельностью, отступают на второй план. Таким образом, пишущий сосре­дотачивает внимание на смысле того, что он пишет, а не на графических обозначениях слов, не на способе письма.

Процесс письма взрослого человека является целостным, синтетическим процессом. В процессе письма взрослый пи­шущий не разбивает слово на составляющие его буквы, а воспроизводит это слово как один целостный элемент фра­зы. Пишущий воспроизводит слово как единое целое, не отрывая ручки или карандаша от бумаги.



Таким образом, объединение движений при письме сло­ва характеризует целостность процесса письма и его связ­ность.

Письмо взрослого человека является автоматизирован­ным действием, навыком. В процессе письма осуществ­ляется огромное количество движений, в которых принима-

ют участие самые разнообразные мышцы. Движения мышц осуществляются согласованно и с большой скоростью. Та­кая скорость оказывается возможной именно благодаря ав-томатизированности движений руки при письме.

Являясь автоматизированным процессом, письмо все же осуществляется под двойным контролем. Прежде все­го, в процессе письма имеет место кинестетический контроль. Роль кинестетического контроля подтверж­дается следующим. Если предложить пишущему воспро­извести фразу с закрытыми глазами, то оказывается, что кинестетических ощущений вполне достаточно для четко­го написания слов. Однако при этом нарушаются линия строки и размер букв, а наклон букв становится нерав­номерным.

Кроме кинестетического контроля, в процессе письма имеет место и зрительный контроль. В процессе письма пишущий зрительно воспринимает написанное и таким об­разом контролирует правильность изображения слов. При несоответствии зрительным образам слов, полученных на письме результатов, пишущий вносит поправки.


Операции процесса письма

Автоматизированные движения руки являются конеч­ным этапом процесса перевода устной речи в письменную. Этому этапу предшествует сложная мыслительная, языковая деятельность, подготавливающая этот ко­нечный этап. Процесс письма представляет собой речевую деятельность, которая имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого чело­века эти операции носят сокращенный, свернутый харак­тер. В процессе овладения письмом эти операции предста­ют в развернутом виде.

А. Р. Лурия в своей работе «Очерки психофизиологии письма» выделяет следующие операции процесса письма.

Письмо всегда начинается с какого-либо побуждения или мотива. Пишущий всегда знает, с какой целью он пишет: либо он хочет зафиксировать, сохранить на время

информацию, либо сообщить информацию другому лицу, либо побудить к действия и т. д.

Если речь идет о связном письменном высказывании, то прежде чем приступить к письму, пишущий программиру­ет содержание, логику этого высказывания, т. е. осуществ­ляется смысловое программирование.

Выделив начальную мысль, пишущий оформляет ее в виде законченного предложения. При этом запрограммированное предложение пишущий должен запомнить, так как в процессе письма он должен сохранять определенную после' довательность слов в фразе; должен точно ори­ентироваться, какую часть предложения он пишет, что им уже написано и что еще предстоит написать.

В процессе письма необходимой операцией является ана­лиз предложения на составляющие его сло-в а, так как на письме обозначаются границы каждого слова.

Одной из основных операций, входящих в структуру процесса письма, является фонематический анализ слова.

Написанное слово — это модель слова устной речи: опре­деленная последовательность звуков обозначается той же последовательностью соответствующих букв. Поэтому для правильного написания слова необходимо определить его звуковую структуру, последовательность звуков и место каждого звука в слове. Фонематический анализ является одной из форм языкового анализа, вместе с тем, он осуще­ствляется на основе деятельности речеслухового и речедви-гательного анализаторов.

Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет
проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее). О роли проговарива-ния в процессе письма свидетельствуют многие исследова­ния. Так, Л. К. Назарова провела следующий эксперимент с детьми 1 класса. ВI серии детям давался текст для письма в обычных условиях. Во II серии аналогичный по трудно­сти текст дети воспроизводили на письме в необычных ус­ловиях, при затормаживании артикуляции. Дети закусы­вали кончик языка или открывали рот во время письма, чтобы исключить проговаривание. Оказалось, что при исключении проговаривания дети делали почти в 1,5^2 раза больше ошибок, чем при обычном письме. Основными ошиб­ками при этом были замены букв и искажения звуковой структуры слова.

Таким образом, на начальных этапах овладения навы­ком письма роль проговаривания чрезвычайно велика. Проговаривание уточняет характер звука, помогает отли­чить данный звук от сходных фонетически звуков, способ­ствует более точному определению последовательности зву­ков в слове.

Следующей операцией процесса письма является соот­несение выделенной фонемы со зрительным образом буквы. При этом зрительный образ буквы дол­жен быть отдифференцирован от всех других букв, особен­но сходных графически. Анализ буквы не является про­стой задачей для первоклассника, так как многие буквы сходны по начертанию.

Следующая операция письма — это воспроизведе­ние с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движениями руки осу­ществляется кинестетический контроль. По мере написа­ния букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

Таким образом, процесс письма по своей с тр у к ту ре является очень сложным, он вклю­чает в свой состав различные операции:

  1. мотив;

  2. смысловое программирование письменного высказыва­ния;

  3. языковые операции (выделение предложения, анализ предложения на составляющие слова, дифференциация фонем, фонематический анализ);

  4. соотнесение выделенного звука со зрительным образом буквы;

  5. анализ и сравнение букв;

  6. моторное воспроизведение графического изображения буквы.

У взрослого человека процесс письма представляет со­бой автоматизированное действие, навык; психологическая структура письма представлена в свернутом, сокращенном виде. В процессе овладения навыком письма все операции осуществляются у детей в развернутом виде. При этом каж­дая операция в процессе обучения письму формируется са­мостоятельно. Так, в добукварный и букварный период де­тей учат выделять предложение, осуществлять анализ пред­ложения на слова, выделять звуки из речи, определять количество, последовательность и место звуков в слове. Па­раллельно с этим знакомят детей со зрительным образом буквы, анализируют букву на составляющие ее элементы. И, наконец, формируется умение воспроизводить с помо­щью движений руки сначала элементы букв (точки, палоч­ки, крючки), затем буквы, слова, предложения. Постепен­но в ходе формирования навыка письма отдельные звенья структуры письма автоматизируются, превращаются в опе­рации. Ребенок начинает ставить в процессе письма все бо­лее сложные задачи.