Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



(чем?)... (косой)»; «Олялюбуется (чем?)... (морем)»; «Воду несут (чем?) ... (ведром)»; «Хлебрежут (чем?)... (ножом)»; «Сын гордится (кем?) ... (мамой)».

б) Игра «Кто чем работает».

Дидактический материал — картинки с изображением профессий людей и предметные картинки.

Ребенка просят подобрать пары картинок, отвечая на воп­рос: «Кто чем работает?» Например, плотник топором; дворник метлой; садовник лопатой; художник ка­рандашом и т. д.

Подбор существительных к глаголу. Логопед задает воп­рос: «Чем можно писать, пилить, рисовать и т. д.?» Ребенок отвечает на вопрос и приносит соответствующий предмет. Например: писать можно ручкой, карандашом; пилить пилой; рисовать краской, карандашом; копать лопа­той, совком; умываться мылом и т. д.

Образование предложно-падежных конструкций единственного числа Логопедическая работа над предложно-падежными кон­струкциями проходит с учетом последовательности их появ­ления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются пред­логи в, на, под, имеющие конкретные значения (I этап); затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под (II этап).

При проведении логопедической работы учиты­вается, что с предлогами употребляются следу­ющие падежные формы:

  1. винительный падеж с предлогами в, на, за, под со зна­чением направления действия, например: кладет на стол, кладет в стол, кладет под стол, кладет за стол;

  2. предложный падеж с предлогами в, на со значением местонахождения, например: стоит на столе, лежит в столе;

  3. дательный падеж с предлогом по (значение местонахож­дения), с предлогом к (значение направления действия), например: идет по дороге, подходит к дому;




  1. родительный падеж с предлогом у (значение местона­хождения), с предлогами с, из (значение направления действия), например: взял с коробки, взял из стола;

  2. творительный падеж с предлогами за, над, под, перед (значение местонахождения предмета), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за кубиком, перед кубиком), а также с предлогом с со значением совместности, например: си­дит с чашкой.

Один и тот же предлог, который употребляется с разны­ми предложно-падежными конструкциями, может иметь различные значения: значения направления действия, мес­тонахождения предмета, место действия, часть простран­ства, в пределах которого совершается действие; предлог на с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение
(кладет на стол, лежит на столе).

В процессе обучения первоначально осуществляется ра­бота над отдельным предлогом, затем проводится диффе­ренциация предлогов. Работа ведется в 3 этапа: выделение пространственных отношений на основе анализа нерече­вой ситуации (I этап); уточнение предлога в импрессивной речи (II этап); употребление предлога в экспрессивной речи (III этап).

На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим на­правлениям:

  1. уточнение значений одного и того же предлога: а) с су­ществительными одного склонения; б) с существитель­ными других склонений;

  2. дифференциация различных значений одного и того же предлога;

  3. дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением (местонахож­дения или направления);



4) закрепление связи между приставочным глаголом и пред-ложно-падежной конструкцией, так как значение пред­лога и падежная форма существительного зависят от ха­рактера глагола.

Для уточнения значения предлогов вкоррек-ционной работе используются графические схемы.

Рассмотрим примерный план работы по закрепле­нию значений предлога в.

  1. Понимание и употребление предлога в со значением местонахождения предмета (предложный падеж): а) суще­ствительные 1 склонения, 2 склонения (в больнице, в доме); б) существительные 3 склонения (в тетради, в печи).

  2. Понимание и употребление предлога в со значением направления действия (винительный падеж): а) существи­тельные 2 склонения, затем существительные 3 склонения (в стол, в шкаф, в тетрадь, в печь); б) существительные 1 склонения (кладет в книгу, в машину).

  3. Дифференциация понимания и употребления предло­га в со значением местонахождения предмета и значением направления действия (кладет в стол, лежит в столе).

  4. Дифференциация предлога в с другими предлогами: а) значение направления действия (в и из; в и за; в и под; в и на); б) значение местонахождения предмета (в и на; в и у; в и за; в и над; в и под; в и перед).

  5. Работа с приставочными глаголами и предложно — падежной конструкцией, включающей предлог в (значение направления действия) (влетела в клетку, входит в дом).

Для уточнения понимания предлогов в им-прессивной речи можно предложить следующие за­дания:



  1. ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов. Напри­мер, логопед задает вопрос: «Покажи, где мяч на короб­ке? Где мяч в коробке?» Ребенок показывает соответ­ствующую картинку;

  2. выполнение действия с предметами в соответствии с за­даниями логопеда, например: Положи мяч на стол (под стол; в стол); положи ручку на альбом; (в альбом; под альбом и т. д.).

Для закрепления правильного употребления предлогов в экспрессивной речи ребенку предлагают:

  1. сказать, где расположен предмет на картинке {птичка в клетке, мяч на столе, книга ё шкафу, мяч под дива­ном, мяч за диваном, собака за будкой, кошка у кресла и т. д.);

  2. назвать действия с предметами, выполняемые логопедом;

  3. придумать предложение с опорой на выполненное дей­ствие или по сюжетной картинке;

  4. составить предложение из слов в начальной форме, на­пример: бабушка, собирать, яблоки, в, корзина.

Примерные виды заданий и игровых упражнений

а)Лото «Закрой картинку».

Материал — схемы предлогов, картинки, например: птич­ка в клетке, птичка, на клетке, книга в столе, карандаш под книгой и т. д.

Логопед называет картинки. Ребенок закрывает картин­ку схемой предлога.

б) Игра «Закрой, не ошибись».

Материал — карточки с написанными на них предлога­ми; картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под креслом, ложка в чашке и т. д.

Логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточку с предлогом соответствующей картинкой.

в) Добавление предлога и падежной флек­
сии существительного в словосочетания с глаголами, на­
пример: влетела ... (клетка); вылетела ... (клетка); под­
летела ... (клетка); пролетела ... (клетка)
и т. д.

г) Дополнение предложения словосочета­
нием с предлогом.

Материал — картинки. Логопед читает начало предло­жения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом. Например: Папа кла­дет молоток... (в ящик). Бабушка ставит вазу... (на стол). Мама убирает ботинки ... (под шкаф). Петя поливает цве­ты ... (из лейки). Оля вдевает нитку ... (в иголку). Собака сидит ... (за деревом) и т. д.

д)Игра «Исправь ошибку».

Логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка чи­тал книжку:
«Дед в печи, дрова на печи». «Это правиль­но?»; «На столе сапоги, под столом пироги». «А как ска­зать правильно?»; «Корова в реке, щука на траве». «Исправь, пожалуйста».

е) Выполнение действий по инструкции.

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать ин­струкцию, а затем выполнить ее (например, положи руки в карман; положи руки под колено; положи руки на голову; достань книгу из ящика; достань мяч из-под дивана и т. д.).

Образование форм существительных множественного числа

Образование форм существительных множественного чис­ла проводится в следующем порядке: а) образование беспредложных конструкций существительных множествен­ного числа; б) образование предложно-падежных конструк­ций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного чис­ла осуществляется в следующей последовательнос­ти: дательный падеж, творительный падеж, родительный падеж, предложный падеж (предложные конструкции).

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдель­ных форм в онтогенезе. При этом учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет.

Можно выделить следующие этапы образования форм множественного числа существительных:
I этап — продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

II этап — менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

III этап — дифференциация грамматических форм.

Особое внимание на всех этапах работы уделялось нали­чию чередования звуков, изменению ударения и звуковой структуры основы слова в процессе формообразования.

Закрепление падежных срорм существительных множественного числа


Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа


Грамматические формы

Речевой материал

Дательный падеж

Окончания -ам/-ям

Ударное окончание -ам/-ям при сохране­нии звуковой структу­ры основы начальной формы слова

Безударное окончание -ам/-ям при сохране­нии звуковой струк­туры основы началь­ной формы слова

Существительные всех склонений :руки (ру­кам), ноги (ногам), воробьи (воробьям), жуки (жукам), глаза (глазам), рукава (ру­кавам), дома (домам), носы (носам), гвоз­ди (гвоздям), дубы (дубам), муравьи (мура­вьям), скворцы (скворцам), львы (львам), облака (облакам), врачи (врачам), зеркала (зеркалам), огурцы (огурцам)

Существительные всех склонений: вороны (воронам), коровы (коровам), березы (бе­резам), девочки (девочкам),розы (розам), бабочки (бабочкам), кошка (кошкам), ку­рицы (курицам), куклы (куклам), медве­ди (медведям), автобусы (автобусам), котята (котятам), зайцы (зайцам), мальчики (мальчикам), кресла (крес­лам), деревья (деревьям), ведра (ведрам), кольца (кольцам), окна (окнам), поло­тенце (полотенцам), стулья (стульям), собаки (собакам), братья (братьям)


Творительный падеж

Окончания -ами/-ями

Ударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуко­вой структуры основы началь­ной формы слова

Безударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуко­вой структуры основы на­чальной формы слова

Существительные всех склонений: столы (столами), ежи (ежами), львы (львами), пни (пнями), овощи (овощами), кусты (кустами), ноги (ногами),руки (руками), дома (до­мами), мячи (мячами), жуки (жу­ками), леса (лесами), врачи (врача­ми), ковры (коврами), карандаши (карандашами)

Существительные всех склонений: куклы (куклами), ведра (ведрами), полотенца (полотенцами), кресла (креслами), платья (платьями), стулья (стульями), березы (береза­ми), коляски (колясками), дятлы, (дятлами), белки (белками), тет­ради (тетрадями)