Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
важнейшим является принятие местного бюджета, который складывается из собственных доходов (налоги и сборы с населения) и дотаций из государственного бюджета. Объем полномочий органов местного самоуправления зависит от того, какую административно-территориальную единицу представляет местное самоуправление. Чем она крупнее, тем больше компетенция органа местного самоуправления и тем шире объем его управленческих функций.

Основой работы представительных органов местного самоуправ­ления являются сессии, которые созываются от одного раза в неде­лю, до одного раза в месяц. При этом продолжительность их рабо­ты ограничивается одним днем. Функции оперативного управления местными делами выполняют органы местной администрации. В од­них случаях руководитель местной администрации избирается из членов выборной ассамблеи, в других непосредственно избирается населением. Порой функции местной администрации возлагаются на представителя правительства.

82. Государство в политической системе общества

Политическая система выступает как сложное образование, которое обеспечивает существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Выделяются четыре компонента политической системы: политическая структура; политические и правовые нормы, политические отношения, политическое сознание и политическая культура Среди институтов, составляющих политическую структуру, наряду с партиями, профсоюзами, общественными организациями, важнейшим институтом является государство. Именно государство создает условия для обеспечения верховенства политической системы по отношению к экономической и духовной системам При этом если для экономической системы главное состоит в производстве товаров и услуг, а для духовной системы — в адаптации индивидов на основе установления образцов и норм поведения, то главное, что характеризует политическую систему — это политическая власть. Не случайно основными функциями политической системы являются 1) определение целей и задач общества, 2) мобилизация ресурсов, 3) интеграция элементов общества
, 4) распределение ценностей в обществе Характерные черты политической системы выражаются через такие категории как устойчивость, адаптивность, продуктивность и эффективность. Устойчивость политической системы определяется продолжительностью ее существования во времени. Адаптивность полита ческой системы связана с приспособляемостью к изменениям, про исходящим в обществе и в системе международных отношений. Продуктивность политической системы фиксируется способностью решать возникающие в обществе проблемы (чем больше проблем решается, тем политическая система продуктивнее). Эффективность политической системы связывается с поддержкой системы народом и именуется легитимностью власти

В институциональном аспекте для политической системы важ­нейшими вопросами являются четкое разграничение государственной организации общества и негосударственной организации общества, создание надежной и доступной системы контроля за институтами власти, правовая гарантированность деятельности средств массовой информации, создание условий для функционирования в системе политических институтов представителей всех партии. В системе политических отношений вызывают сложности отношения конфронтации, характеризующиеся борьбой и изоляцией. Поэтому должны вестись поиски сотрудничества, построенного на ба­лансе разнообразных интересов. При этом в систему политических отношений включены субъекты социального уровня (классы, этносы, группы, индивиды, электорат, мафия), институциональные субьекты (государство, партия, профсоюз, парламент), функциональные субъекты (армия, церковь, оппозиция, лобби)

Политическая система — всегда формализованная система. Важ­нейшими требованиями для ее организации и деятельности являют­ся законность и легитимность, которые состоят в обеспечении соот­ветствия реальной политической жизни конституционным нормам и интересам народа. В деле становления и функционирования полити­ческой системы немалую роль играет политическое сознание, выс­тупающее как субъективный образ политической системы Знания, ориентация, ценности и установки в своей целостности составляют политический менталитет, формирующийся в массовом политичес­ком сознании и усваиваемый индивидами. Политический менталитет или ментальность означает наличие у людей, принадлежащих к од­ной культуре, определенной психологической оснастки

, которая по­зволяет специфично воспринимать и формировать политическую систему и самих себя в этой системе

83. Конституционное государство

Развитие государственной деятельности в рамках конституцион­ных норм на основе демократических выборов, использование принципа разделения властей, признание определяющей ценностью прав человека сформировало нормативную модель конституционного государства. Она предполагает упорядочение политических процессов и институтов власти на основе конституции Для исключения произвола, обеспечения гарантий прав и свобод личности используется жесткое ограничение государственной власти конституционными нормами и процедурами Созданы условия для реального влияния народа на ход развития политической жизни, государственной деятельности Не только закреплен в конституциях, но и практически реализуется принцип разделения властей, включающий следующие основные элементы 1) концептуальное различие "легислативы" (законодательной власти), "экзекутивы" (исполнительной власти) и "магистратуры" (судебной власти), 2) обособленность и незави­симость одной власти от действий или вмешательства другой, 3) правовая несовместимость должностных лиц во взаимоотношениях влас­тей, 4) сдерживание или уравновешивание одной власти действиями другой, 5) согласованность положения властей между собой и отсут­ствие ответственности одной из них за действия другой Следует отметить, что юридическое содержание принципа разделения властей со временем получает все новые характеристики

В практике конституционных государств получила распростране­ние доктрина "конституционной защиты", которую составляют законодательные меры, принимаемые парламентом в ходе текущего законодательства (запрет партий или организаций), судебные меры, принимаемые по просьбе органов исполнительной власти (судебные решения о запрете партий, запреты на профессии и т д), админис­тративные меры, когда лица устраняются с занимаемых должностей частных или государственных служб путем административных распоряжений, финансовые репрессивные меры (особенно штраф)

Для конституционных государств характерна также доктрина "состояние необходимости" Под состоянием необходимости пони­маются исключительные и непредвиденные обстоятельства, которые делают неизбежным концентрацию власти в одних руках в целях сохранения государства Отображение этой доктрины на законо­дательном уровне выражено в специальной системе норм чрезвы­чайного законодательства Сегодня общепризнанно, что чрезвычайное законодательство — это цивилизованная форма преодоления кризисных ситуации, с которыми может столкнуться государствен­ная власть



84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство

Социальное государство обеспечивает всех членов общества пол­нотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики. Становление социального государства во многих странах связано с экономическим ростом, возможностями перераспределе­ния доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппаратов. В различных государствах структура социального государства весьма существенным образом различается. Так, если в Ве­ликобритании краеугольном камнем государственного здания является здравоохранение, то в других государствах это система обра­зования и забота о престарелых. Одни социальные государства ис­пользуют систему частного страхования, в других само государство выступает гарантом прав

Цель социального государства гарантировать всем гражданам минимальный уровень цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий прин­цип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В со­ответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Осо­бое внимание уделяется профессиональному обучению, переквали­фикации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этом используются как методы прямого перераспределения, так и возвратная ссуда Централизованная система социального обеспече­ния заменяется сетью мелких групп социальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьма трудно за­полняет пространство, оставленное государством. Здесь препят­ствием выступают не только объемы требуемой социальной помо­щи, но и то обстоятельство, что людей нелегко увлечь идеей созда­ния богоугодных заведений и фондов милосердия с целью простой подмены государственных учреждений

Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы ус­тановить строгие границы финансовых обязательств со стороны об­щества и определить их пределы. К примеру, отмечается значи­тельный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с по­мощью которых можно было бы выполнить обещания, данные соци­альным государством