Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
важнейшим является принятие местного бюджета, который складывается из собственных доходов (налоги и сборы с населения) и дотаций из государственного бюджета. Объем полномочий органов местного самоуправления зависит от того, какую административно-территориальную единицу представляет местное самоуправление. Чем она крупнее, тем больше компетенция органа местного самоуправления и тем шире объем его управленческих функций.
Основой работы представительных органов местного самоуправления являются сессии, которые созываются от одного раза в неделю, до одного раза в месяц. При этом продолжительность их работы ограничивается одним днем. Функции оперативного управления местными делами выполняют органы местной администрации. В одних случаях руководитель местной администрации избирается из членов выборной ассамблеи, в других непосредственно избирается населением. Порой функции местной администрации возлагаются на представителя правительства.
82. Государство в политической системе общества
Политическая система выступает как сложное образование, которое обеспечивает существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Выделяются четыре компонента политической системы: политическая структура; политические и правовые нормы, политические отношения, политическое сознание и политическая культура Среди институтов, составляющих политическую структуру, наряду с партиями, профсоюзами, общественными организациями, важнейшим институтом является государство. Именно государство создает условия для обеспечения верховенства политической системы по отношению к экономической и духовной системам При этом если для экономической системы главное состоит в производстве товаров и услуг, а для духовной системы — в адаптации индивидов на основе установления образцов и норм поведения, то главное, что характеризует политическую систему — это политическая власть. Не случайно основными функциями политической системы являются 1) определение целей и задач общества, 2) мобилизация ресурсов, 3) интеграция элементов общества
, 4) распределение ценностей в обществе Характерные черты политической системы выражаются через такие категории как устойчивость, адаптивность, продуктивность и эффективность. Устойчивость политической системы определяется продолжительностью ее существования во времени. Адаптивность полита ческой системы связана с приспособляемостью к изменениям, про исходящим в обществе и в системе международных отношений. Продуктивность политической системы фиксируется способностью решать возникающие в обществе проблемы (чем больше проблем решается, тем политическая система продуктивнее). Эффективность политической системы связывается с поддержкой системы народом и именуется легитимностью власти
В институциональном аспекте для политической системы важнейшими вопросами являются четкое разграничение государственной организации общества и негосударственной организации общества, создание надежной и доступной системы контроля за институтами власти, правовая гарантированность деятельности средств массовой информации, создание условий для функционирования в системе политических институтов представителей всех партии. В системе политических отношений вызывают сложности отношения конфронтации, характеризующиеся борьбой и изоляцией. Поэтому должны вестись поиски сотрудничества, построенного на балансе разнообразных интересов. При этом в систему политических отношений включены субъекты социального уровня (классы, этносы, группы, индивиды, электорат, мафия), институциональные субьекты (государство, партия, профсоюз, парламент), функциональные субъекты (армия, церковь, оппозиция, лобби)
Политическая система — всегда формализованная система. Важнейшими требованиями для ее организации и деятельности являются законность и легитимность, которые состоят в обеспечении соответствия реальной политической жизни конституционным нормам и интересам народа. В деле становления и функционирования политической системы немалую роль играет политическое сознание, выступающее как субъективный образ политической системы Знания, ориентация, ценности и установки в своей целостности составляют политический менталитет, формирующийся в массовом политическом сознании и усваиваемый индивидами. Политический менталитет или ментальность означает наличие у людей, принадлежащих к одной культуре, определенной психологической оснастки
, которая позволяет специфично воспринимать и формировать политическую систему и самих себя в этой системе
83. Конституционное государство
Развитие государственной деятельности в рамках конституционных норм на основе демократических выборов, использование принципа разделения властей, признание определяющей ценностью прав человека сформировало нормативную модель конституционного государства. Она предполагает упорядочение политических процессов и институтов власти на основе конституции Для исключения произвола, обеспечения гарантий прав и свобод личности используется жесткое ограничение государственной власти конституционными нормами и процедурами Созданы условия для реального влияния народа на ход развития политической жизни, государственной деятельности Не только закреплен в конституциях, но и практически реализуется принцип разделения властей, включающий следующие основные элементы 1) концептуальное различие "легислативы" (законодательной власти), "экзекутивы" (исполнительной власти) и "магистратуры" (судебной власти), 2) обособленность и независимость одной власти от действий или вмешательства другой, 3) правовая несовместимость должностных лиц во взаимоотношениях властей, 4) сдерживание или уравновешивание одной власти действиями другой, 5) согласованность положения властей между собой и отсутствие ответственности одной из них за действия другой Следует отметить, что юридическое содержание принципа разделения властей со временем получает все новые характеристики
В практике конституционных государств получила распространение доктрина "конституционной защиты", которую составляют законодательные меры, принимаемые парламентом в ходе текущего законодательства (запрет партий или организаций), судебные меры, принимаемые по просьбе органов исполнительной власти (судебные решения о запрете партий, запреты на профессии и т д), административные меры, когда лица устраняются с занимаемых должностей частных или государственных служб путем административных распоряжений, финансовые репрессивные меры (особенно штраф)
Для конституционных государств характерна также доктрина "состояние необходимости" Под состоянием необходимости понимаются исключительные и непредвиденные обстоятельства, которые делают неизбежным концентрацию власти в одних руках в целях сохранения государства Отображение этой доктрины на законодательном уровне выражено в специальной системе норм чрезвычайного законодательства Сегодня общепризнанно, что чрезвычайное законодательство — это цивилизованная форма преодоления кризисных ситуации, с которыми может столкнуться государственная власть
84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
Социальное государство обеспечивает всех членов общества полнотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики. Становление социального государства во многих странах связано с экономическим ростом, возможностями перераспределения доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппаратов. В различных государствах структура социального государства весьма существенным образом различается. Так, если в Великобритании краеугольном камнем государственного здания является здравоохранение, то в других государствах это система образования и забота о престарелых. Одни социальные государства используют систему частного страхования, в других само государство выступает гарантом прав
Цель социального государства гарантировать всем гражданам минимальный уровень цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий принцип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В соответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Особое внимание уделяется профессиональному обучению, переквалификации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этом используются как методы прямого перераспределения, так и возвратная ссуда Централизованная система социального обеспечения заменяется сетью мелких групп социальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьма трудно заполняет пространство, оставленное государством. Здесь препятствием выступают не только объемы требуемой социальной помощи, но и то обстоятельство, что людей нелегко увлечь идеей создания богоугодных заведений и фондов милосердия с целью простой подмены государственных учреждений
Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы установить строгие границы финансовых обязательств со стороны общества и определить их пределы. К примеру, отмечается значительный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с помощью которых можно было бы выполнить обещания, данные социальным государством
Основой работы представительных органов местного самоуправления являются сессии, которые созываются от одного раза в неделю, до одного раза в месяц. При этом продолжительность их работы ограничивается одним днем. Функции оперативного управления местными делами выполняют органы местной администрации. В одних случаях руководитель местной администрации избирается из членов выборной ассамблеи, в других непосредственно избирается населением. Порой функции местной администрации возлагаются на представителя правительства.
82. Государство в политической системе общества
Политическая система выступает как сложное образование, которое обеспечивает существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Выделяются четыре компонента политической системы: политическая структура; политические и правовые нормы, политические отношения, политическое сознание и политическая культура Среди институтов, составляющих политическую структуру, наряду с партиями, профсоюзами, общественными организациями, важнейшим институтом является государство. Именно государство создает условия для обеспечения верховенства политической системы по отношению к экономической и духовной системам При этом если для экономической системы главное состоит в производстве товаров и услуг, а для духовной системы — в адаптации индивидов на основе установления образцов и норм поведения, то главное, что характеризует политическую систему — это политическая власть. Не случайно основными функциями политической системы являются 1) определение целей и задач общества, 2) мобилизация ресурсов, 3) интеграция элементов общества
, 4) распределение ценностей в обществе Характерные черты политической системы выражаются через такие категории как устойчивость, адаптивность, продуктивность и эффективность. Устойчивость политической системы определяется продолжительностью ее существования во времени. Адаптивность полита ческой системы связана с приспособляемостью к изменениям, про исходящим в обществе и в системе международных отношений. Продуктивность политической системы фиксируется способностью решать возникающие в обществе проблемы (чем больше проблем решается, тем политическая система продуктивнее). Эффективность политической системы связывается с поддержкой системы народом и именуется легитимностью власти
В институциональном аспекте для политической системы важнейшими вопросами являются четкое разграничение государственной организации общества и негосударственной организации общества, создание надежной и доступной системы контроля за институтами власти, правовая гарантированность деятельности средств массовой информации, создание условий для функционирования в системе политических институтов представителей всех партии. В системе политических отношений вызывают сложности отношения конфронтации, характеризующиеся борьбой и изоляцией. Поэтому должны вестись поиски сотрудничества, построенного на балансе разнообразных интересов. При этом в систему политических отношений включены субъекты социального уровня (классы, этносы, группы, индивиды, электорат, мафия), институциональные субьекты (государство, партия, профсоюз, парламент), функциональные субъекты (армия, церковь, оппозиция, лобби)
Политическая система — всегда формализованная система. Важнейшими требованиями для ее организации и деятельности являются законность и легитимность, которые состоят в обеспечении соответствия реальной политической жизни конституционным нормам и интересам народа. В деле становления и функционирования политической системы немалую роль играет политическое сознание, выступающее как субъективный образ политической системы Знания, ориентация, ценности и установки в своей целостности составляют политический менталитет, формирующийся в массовом политическом сознании и усваиваемый индивидами. Политический менталитет или ментальность означает наличие у людей, принадлежащих к одной культуре, определенной психологической оснастки
, которая позволяет специфично воспринимать и формировать политическую систему и самих себя в этой системе
83. Конституционное государство
Развитие государственной деятельности в рамках конституционных норм на основе демократических выборов, использование принципа разделения властей, признание определяющей ценностью прав человека сформировало нормативную модель конституционного государства. Она предполагает упорядочение политических процессов и институтов власти на основе конституции Для исключения произвола, обеспечения гарантий прав и свобод личности используется жесткое ограничение государственной власти конституционными нормами и процедурами Созданы условия для реального влияния народа на ход развития политической жизни, государственной деятельности Не только закреплен в конституциях, но и практически реализуется принцип разделения властей, включающий следующие основные элементы 1) концептуальное различие "легислативы" (законодательной власти), "экзекутивы" (исполнительной власти) и "магистратуры" (судебной власти), 2) обособленность и независимость одной власти от действий или вмешательства другой, 3) правовая несовместимость должностных лиц во взаимоотношениях властей, 4) сдерживание или уравновешивание одной власти действиями другой, 5) согласованность положения властей между собой и отсутствие ответственности одной из них за действия другой Следует отметить, что юридическое содержание принципа разделения властей со временем получает все новые характеристики
В практике конституционных государств получила распространение доктрина "конституционной защиты", которую составляют законодательные меры, принимаемые парламентом в ходе текущего законодательства (запрет партий или организаций), судебные меры, принимаемые по просьбе органов исполнительной власти (судебные решения о запрете партий, запреты на профессии и т д), административные меры, когда лица устраняются с занимаемых должностей частных или государственных служб путем административных распоряжений, финансовые репрессивные меры (особенно штраф)
Для конституционных государств характерна также доктрина "состояние необходимости" Под состоянием необходимости понимаются исключительные и непредвиденные обстоятельства, которые делают неизбежным концентрацию власти в одних руках в целях сохранения государства Отображение этой доктрины на законодательном уровне выражено в специальной системе норм чрезвычайного законодательства Сегодня общепризнанно, что чрезвычайное законодательство — это цивилизованная форма преодоления кризисных ситуации, с которыми может столкнуться государственная власть
84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
Социальное государство обеспечивает всех членов общества полнотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики. Становление социального государства во многих странах связано с экономическим ростом, возможностями перераспределения доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппаратов. В различных государствах структура социального государства весьма существенным образом различается. Так, если в Великобритании краеугольном камнем государственного здания является здравоохранение, то в других государствах это система образования и забота о престарелых. Одни социальные государства используют систему частного страхования, в других само государство выступает гарантом прав
Цель социального государства гарантировать всем гражданам минимальный уровень цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий принцип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В соответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Особое внимание уделяется профессиональному обучению, переквалификации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этом используются как методы прямого перераспределения, так и возвратная ссуда Централизованная система социального обеспечения заменяется сетью мелких групп социальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьма трудно заполняет пространство, оставленное государством. Здесь препятствием выступают не только объемы требуемой социальной помощи, но и то обстоятельство, что людей нелегко увлечь идеей создания богоугодных заведений и фондов милосердия с целью простой подмены государственных учреждений
Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы установить строгие границы финансовых обязательств со стороны общества и определить их пределы. К примеру, отмечается значительный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с помощью которых можно было бы выполнить обещания, данные социальным государством