Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21. Правовая аксиология. Право и ценности.

Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т.е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, оп­ределяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Идущее от Канта понятие ценности связано с разграничением бытия и блага. При этом ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Проблема ценностей связана проблемой культуры, что находит свое выражение в выделении в качестве опреде­ляющих ценностей: истины, добра, красоты и святости, наряду с ними существуют такие ценности культуры, как: религия, правопорядок искусство и наука, — это ценности, блага культуры. Для правовой ак­сиологии важно обратить внимание на разграничение норм и ценнос­тей. В своем существовании ценность становиться нормой, если с ней сообразуется некоторый субъект. При этом ценности тем выше, чем они долговечнее, чем глубже удовлетворение, которое они дают. Проблему ценностей в праве, отличие правовых ценностей от других видов ценностей, а также обоснование, что идея справедли­вости есть особая правовая ценность разрабатывал выдающийся правовед и философ Н. Н. Алексеев. Рассматривая различие между нравственными обещаниями и юридической его формой, т. е. дого­вором, он пришел к заключению о разных уровнях глубины в пере­живаниях ценностей. При значительной глубине переживания цен­ностей речь идет о нравственной сфере, если же глубина сравни­тельно поверхностна, то мы оказываемся в правовой сфере. Здесь принципиален вывод о том, что право является определенным уров­нем восприятия ценностей. В этой связи важна мысль о праве как интеллектуальном, а не эмоциональном подходе к ценностям. При­чем особенностью чисто правового отношения к ценностям являет­ся признание ценностей. В качестве основной правовой ценности выступает справедливость, которая мыслится как порядок отноше­ний, в котором каждому принадлежит свое место и причитается то, что принадлежит. Идея такого порядка создает определенную целост­ность, органическую связь. Иерархический порядок, в котором стоят по отношению друг к другу ценности, их правильное соотно­шение суть справедливости. Сосуществование реализованных цен­ностей, на почве общего взаимного признания, и есть порядок об­щественной справедливости, служащий основой для идеи права. При этом для действенности правовой системы внешнему статусу справедливости должен соответствовать внутренний статус добро­детели, ошибочно порой именуемой минимумом нравственности.

22. Служебная (инстр-тальная) ценность права. Ценности права. Инстр-я ценн-ть права — одно из проявл-й его обще-соц-й ценности — сост в том, что П. явл-ся регул-ром общ-х отнош-й. Инструм-м для реш-ия разнообр-х задач, в т.ч. для обесп-я функц-я др соц инст-тов (гос-ва, соц управл-я, морали и др) и иных соц благ. Как инстр-т, П. испол-ся разл-ми субъектами соц жизни — гос-вом, церковью, общ-ми объед-ми, комм-ми орг-ми, гр-ми. В цивил-м общ-ве именно П. явл одним из гл-х инструм-в, способных обесп-ть орган-ть и норм-ю жизнедеят-ть, соц мир, согласие, снятие соц напряж-ти. Под ц-тью права поним-ся его способн-ть служить целью и ср-вом удовл-я научно обосн-х, соц справедл-х общечел-х потр-й и интересов гр-н и их объед-й. Ценности в праве надо восприн-ть как шкалу измер-я самого права. Ценн-ть в праве — то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой. Опред-е юр ценностей — предмет юр аксиологии. Ценн-ть — то, что имеет значение должоство-я и свободы (Кант), т.е. положительн-ть для общ-ва: первичная: жизнь чел-ка, его честь, дост-во, законы, П.порядок: вторичная: П. (охрана жизни ч-ка, его прав, собстве-ти) Ценности права раскр-ют его роль для общ-ва и ч-ка. Прво воплощает общ-ю и инд-ю волю, вносит стабильн-ть, возд-ет на поведение людей, при этом оно не должно подавлять инд-е интересы, сообразовывать их с интересами общ-ва.ЦП тем выше, чем больше оно отобр-ет инд-й интерес. П выражает идеи спр-ти — это проявл-ся в равенстве всех гр-н перед законом. По своему предназн-ю П дложно против-ть несправедл-ти.
23. Социальная и личностная ценность права. Правовые ценности

Наряду с инструментальной (служебной) ценностью право обла­дает собственной ценностью. Являясь достижением культуры и ци­вилизации, право противостоит произволу, оно символ свободы, справедливости, формального равенства. Наконец, противоречие между порядком и беспорядком вряд ли можно успешно преодолевать без права. С этой точки зрения право не только олицетворение порядка, но и ценность, которая обеспечивает его развитие, охрану и взаимодействие с беспорядком.Собственная ценность права получает свое выражение по таким линиям как социум (социальная ценность права) и личность (личностная ценность права). При этом в содержании собственной ценности права выделяются специфические ценности, которые в отличие от ценностей права (ценностей обеспечиваемых правом) на­зывают правовыми ценностями (права человека, субъективные права юридические обязанности

, правозаконность и т.п. )Социальная ценность права определяется его способностью ре­шать возникающие в обществе проблемы, использованием право­вых средств в государственной деятельности, объемом необходимо­го правового регулирования, обеспечением стабильности в отноше­ниях, надежностью путей защиты социальной целостности. Личностная ценность права состоит, прежде всего, в том, что право является источником свободы личности, входящей в опреде­ленную социальную общность. С помощью права удается разре­шить противоречие между личной свободой и общим благом. Среди правовых ценностей — справедливость, естественное право, конституция, закон, суд и т.д. Всеобщее признание получили такие правовые ценности как право­вое государство, разделение властей, права человека. В юридической литературе признается необходимость рассмотре­ния конституции (в частности Конституции Украины) как обладаю­щей особой социальной ценностью в правовой системе общества. Поскольку значимость права для человека и общества заключа­ется, прежде всего, в разграничении сфер свободы и произвола, нужно заметить, что правомерное и неправомерное, также как доб­ро и зло для морали, служат праву в качестве определяющих пра­вовых ценностей. При этом правомерное — основная правовая цен­ность, а неправомерное — основная правовая антиценность.Из существования таких правовых ценностей как правомерное и неправомерное вытекает существование той правовой ценности, с помощью которой дается оценка правомерности действий участни­ков общественных отношений — это законность (правозаконность). Законность, по сути, (Л С. Явич) наиболее прямое выражение этической категории спра­ведливости.


24. Предмет и метод правового регулирования

В юридической литературе обычно в качестве предмета правового регулирования рассматриваются общественные отношения. Вместе с тем последнее время отмечается (В. Н. Протасов), что это неоправданное ограничение предмета, поскольку любая специальная сфера, которая становится сферой, регулируемой правом, включает: а) людей, без которых невозможно существование социальных связей, б) социальные связи, зависимости и разграничения, в) поведение людей. Поэтому, если не сводить предмет правового регулирования общественным отношениям, то он включает: нормативно установ­ленный круг участников правоотношений (субъектов права), с оп­ределением их признаков; указание на обстоятельства, с которыми связывается действие правовых норм, определение вариантов воз­можного или требуемого поведения; требования к объектам право­вой деятельности и перечень объектов интереса.Каждая из социальных сфер, регулируемых правом, требует для себя различных комбинаций юридических приемов воздействия, це­лостное сочетание которых именуется методом правового регулиро­вания. В целом метод правового регулирования пред­ставляет собой единство всех составляющих его элементов. Однако применительно к каждой социальной сфере складывается свое особое их сочетание, которое дает существующее разнообразие мето­дов правового регулирования.Методы правового регулирования разделяются на императивные и диспозитивные, методы координации и методы субординации, методы ограничения и методы стимулирования. Императивный метод или метод властных предписаний содержит, как правило, нормы-запреты. Он характерен, прежде всего, для уголовного и административного права. Диспозитивный метод дает возможность субъектам самим оп­ределять правила своей деятельности в пределах закона. Он присущ гражданскому и коммерческому праву. Метод координации предпола­гает одинаковое (равное) положение участников. Он используется в гражданском праве, процессуальном праве и др. Метод субордина­ции связан с подчиненностью участников правового отношения друг к другу. Он характерен для административного права. Метод ограни­чений связан с установлением запретов и наказаний, что свойствен­но уголовному и административному праву. Метод стимулирования связан с использованием поощрений, стимулов и льгот. Он широко используется для материальной заинтересованности работников в сфере трудового права.

25. Правовой режим: понятие и виды

Одним из примеров форми­рования новых правовых понятий выступает становление понятия "правовой режим».

Понятие правового режима, получив признание в общетеорети­ческом правоведении, в новом своем качестве начало утверждаться на отраслевом уровне. Рассмотрение различных правовых режимов позволяет констатировать тот факт, что очень часто в конструировании режимов используются нормы различных отраслей права.

Особенности правовой регламентации и действия права в сферах частного права и публичного права связаны с существованием здесь специфических правовых режимов. В то же время в зависимости от состояния объекта отраслевого регулирования правовые режимы могут разграничиваться в пределах отрасли на общий ре­жим и специальные режимы.

Понятие правовой режим выходит на характеристику отдельных институтов права. Так, вопросы понятия, сущности и содержания права собственности, форм собственности, условий и порядка при­обретения права собственности, бремя содержания и риск случай­ной гибели собственности, проблема ответственности и защита пра­ва собственности — все это выражено в особенностях правового режима собственности.

Более общая проблема, связанная с существованием правовых режимов, обозначается разделением существующих правовых режи­мов на обычные и чрезвычайные. Прежде всего чрезвычайный пра­вовой режим связан с использованием специфических правовых средств и выходит за пределы одной отрасли права. Так, чрезвы­чайный правовой режим по введению военного положения, чрезвы­чайного положения и особенного положения не охватывается таки­ми отраслями как конституционное и административное, а выходит на всю систему правового регулирования..

Возникновение противоречий, ослабляющих правопорядок требу­ет не только использования специфичных процедур, но и введения таких правовых режимов, которые способны реагировать на подоб­ные противоречия. В качестве примера такого "подвижного" право­вого режима (Ю. А. Тихомиров) выделяется правовой режим пред­отвращения и устранения юридических коллизий. Этот правовой режим также является межотраслевым и складывается из нормативного массива, со своими методами воздействия на коллизионные процессы и ситуации. Для правового режима предотвращения и ус­транения юридических коллизий характерно использование комплекса юридических средств в диапазоне "от мягкого к жесткому", где присутствует взаимное информирование сторон по спорам и вопросам, уведомление, ведение переговоров, достижение догово­ренностей, взаимные компромиссы,