Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В правовой культуре выделяется внешняя правовая культура, т.е. правовые позиции и ценности населения, и внутренняя право­вая культура, главное содержание которой составляет профессио­нальная юридическая деятельность и ее результаты.
34. Правосознание и правовая культура личности

Правосознание личности (индивидуальное правосознание) - совокупность правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств и эмоций, присущих определенному человеку. Правосознание личности уникально и не­повторимо, поскольку на нем лежит отпечаток всего его индивиду­ального бытия и особенностей как человека

Формы проявления правосозна­ния личности весьма многообразны: от признания справедливости действующего законодательства и его неукоснительной реализации до протеста против существующих правовых установлений и невы­полнения их положений. Специфической формой проявления право­сознания личности является создание произведений литературы и искусства на правовую тематику, научные статьи, монографии и диссертационные исследования.

По глубине отражения правовой реальности правосознание личности разграничивают на обыденное, компетентное, профессиональное и научное. Личность, обладающая обыденным правосознанием, имеет самые общие познания в правовой сфере. Для личности, обладающей компетентным правосознанием, определяющим фактором для ее становления выступает та совокупность субъективных прав и юридических обязанностей (компетенция) которую этот человек должен реализовывать в системе социальных отношений. Компетентное правосознание от обыденного отличается правовой информированностью в конк­ретной сфере и умением применять эти знания при осуществлении своей компетенции.Профессиональное правосознание личности выражено в облада­нии системой знаний о праве и государстве, правовыми понятиями и правовыми ценностями, убеждениями, традициями и стереотипа­ми, связанными с профессиональным видением права.

Научное (теоретическое) правосознание личности, в отличие от профессионального правосознания, жестко не определено существую­щими правовыми нормами и их осуществлением. К тому же оно представляет собой систематизированное правовое знание различно­го рода идей, концепций, доктрин по поводу существующей правовой реальности и государственной жизни. Субъектами научного право­сознания являются ученые-юристы, работающие в системе научно-исследовательских учреждений юридического профиля, а также в системе профессионального юридического образования.


Понятия правосознание личности и правовая культура личности близки по своему содержанию, однако далеко не тождественны. В отличие от правосознания правовая культура предстает, во-первых, как положительное отношение к правовой реальности, и, во-вторых, как внешнее проявление правосознания в юридически значимой деятельности. В этой связи не случайно в правовой культуре личности выделяются такие компоненты как познавательный (гносеологический), ценностно-ориентационный и деятельностный (поведенческий). Познавательный блок правовой культуры личности составляют те составляющие ее правосознания, на основе которых формируется позитивное отношение к праву. Ценностно-ориентационный блок правовой культуры личности выражен в совокупности правовых ценностей, ценностных ориентации, правовых установок, характерных для данного человека. Деятельностный блок правовой культуры личности находит свое выражение в ее правомерном поведении, реальном отношении к правовым явлениям, осуществлении субъективных прав и юриди­ческих обязанностей.

35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы

Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве

,к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.Виды принципов права:Общеправовые (общие) - выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.К числу эти принципов, в частности, относятся следующие:- верховенства права- законности- равенства всех перед законом (равноправия)- взаимной ответственности личности и государства- ответственности при наличии вины/Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков.

36. Правовые аксиомы, правовые презумции, правовые функцииПонятие "правовая презумпция" используется в узком и широком смысле. В узком смысле правовая презумпция является суждением о факте, а в широком — не только о фактических обстоятельствах, но и о нормативных основаниях возникновения правовых последствий. Правовая презумпция всегда прямо или косвенно зак­репляется в нормах права. Традиционно использовалось понятие правовой презумпции в узком смысле слова как суждение о неизвест­ном презюмируемом факте при наличии известного факта (основание презумпции). Однако в настоящее время существуют много­численные примеры нестандартного использования понятия презумп­ция (например, презумпция конституционности законов и других нормативно-правовых актов). Наиболее известные правовые презумпции: презумпция соб­ственности фактического владельца вещи; презумпция знания зако­на; презумпция добропорядочности; презумпция невиновности; пре­зумпция истинности судебного решения; презумпция отцовства ре­бенка, родившегося в зарегистрированном браке.Правовая аксиома, в отличие от правовой презумпции, не может быть опровергнута ни при каких обстоятельствах. Правовые аксиомы получают закрепление в нормах права и приобретают регуля­тивное значение, придают смысл и наполнение принципам права. Среди правовых аксиом такие конституционные положения как подчинение государства праву (верховенство права), о жизни и здо­ровье человека как высшей правовой ценности, о народе как источ­нике власти. Кроме того, это такие правовые аксиомы: нельзя быть судьей в своем собственном деле; нельзя
дважды отвечать за одно и то же правонарушение; если закон установлен — он должен со­блюдаться.Под правовой фикцией понимается технико-юридический прием, которым несуществующее положение (отношение) объявляется су­ществующим и приобретает обязательность в силу закрепления в правовой норме. Наиболее известная правовая фикция — "юридичес­кое лицо" как искусственно созданный законодателем субъект права. Другой пример: днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда.Правовые принципы, аксиомы, презумпции, правовые фикции со­здавались на протяжении веков, переходя из одной эпохи в другую, проникая в различные правовые культуры. Таким примером может служить правовая аксиома "закон обратной силы не имеет", первое упоминание о которой связано с одной из речей Цицерона в I веке до н. э. В качестве правовой нормы это положение было закреплено в уголовном законе в период поздней Римской империи. На этой основе по имени императора Феодосия II (440) была сформулирована "феодосийская норма", устанавливающая действие закона лишь на будущее время, если законодатель прямо не придал ему обратной силы. Данное положение выражено в кодексе Юстиниана и, просуществовав почти полтора тысячелетия, воплощено в законодательстве современных государств.


37. Юридическая концепция прав человека

Во второй половине XX столетия развитие права и существова­ние государства было определено правами человека. Идея защиты автономной личности, ее суверенитета пришла во след идее сувере­нитета государства, стала достоянием человеческой культуры, очерченная в важнейших международных правовых актах нового времени, конституциях и законах, помыслах политиков, по­литологов и юристов. Рубежным документом, воплотившим идею прав человека и определившим развитие правовой культуры во многих странах, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Произошли кардинальные изменения образа права. Изначально характер воздействия Всеобщей декларации прав человека на национальные правовые системы признавался как чуждый жесткому навязыванию норм и стереотипов. Не случайно, это воздействие представлялось как просвещение и образование, проведения прогрессивных мероприятий для признания и осуществления прав и свобод человека. Используемая таким образом правовая аккультурация не должна была деформировать национальные право­вые культуры. На этом фоне некоторые национальные правовые культуры буквально разрушают правовые ценности других культур, деформируют национальное законодательство, юридическую практи­ку, отрицательно сказываются на правовом менталитете народа. Движение к правовой гармонии не достижимо на пути непродуман­ного заимствования законодательства, правовой идеологии, органи­зационных форм существования права. Национальная правовая культура, правовой менталитет сохраняют уникальные черты каж­дого народа на фоне продвижения к все более полному воплоще­нию прав и свобод человека.

Выдвижение прав человека во главу современного правового раз­вития позволило существенно продвинуться в реализации принципа верховенства права, обеспечило повышение авторитета юридической профессии, открыло широкие возможности для влияния юридической элиты на все компоненты правовой культуры. Казавшаяся неразре­шимой проблема буквы и духа закона, преломившись в призме про­фессиональной правовой культуры юристов, в первую очередь судей, открыла новые возможности для эффективного действия права.