Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В правовой культуре выделяется внешняя правовая культура, т.е. правовые позиции и ценности населения, и внутренняя правовая культура, главное содержание которой составляет профессиональная юридическая деятельность и ее результаты.
34. Правосознание и правовая культура личности
Правосознание личности (индивидуальное правосознание) - совокупность правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств и эмоций, присущих определенному человеку. Правосознание личности уникально и неповторимо, поскольку на нем лежит отпечаток всего его индивидуального бытия и особенностей как человека
Формы проявления правосознания личности весьма многообразны: от признания справедливости действующего законодательства и его неукоснительной реализации до протеста против существующих правовых установлений и невыполнения их положений. Специфической формой проявления правосознания личности является создание произведений литературы и искусства на правовую тематику, научные статьи, монографии и диссертационные исследования.
По глубине отражения правовой реальности правосознание личности разграничивают на обыденное, компетентное, профессиональное и научное. Личность, обладающая обыденным правосознанием, имеет самые общие познания в правовой сфере. Для личности, обладающей компетентным правосознанием, определяющим фактором для ее становления выступает та совокупность субъективных прав и юридических обязанностей (компетенция) которую этот человек должен реализовывать в системе социальных отношений. Компетентное правосознание от обыденного отличается правовой информированностью в конкретной сфере и умением применять эти знания при осуществлении своей компетенции.Профессиональное правосознание личности выражено в обладании системой знаний о праве и государстве, правовыми понятиями и правовыми ценностями, убеждениями, традициями и стереотипами, связанными с профессиональным видением права.
Научное (теоретическое) правосознание личности, в отличие от профессионального правосознания, жестко не определено существующими правовыми нормами и их осуществлением. К тому же оно представляет собой систематизированное правовое знание различного рода идей, концепций, доктрин по поводу существующей правовой реальности и государственной жизни. Субъектами научного правосознания являются ученые-юристы, работающие в системе научно-исследовательских учреждений юридического профиля, а также в системе профессионального юридического образования.
Понятия правосознание личности и правовая культура личности близки по своему содержанию, однако далеко не тождественны. В отличие от правосознания правовая культура предстает, во-первых, как положительное отношение к правовой реальности, и, во-вторых, как внешнее проявление правосознания в юридически значимой деятельности. В этой связи не случайно в правовой культуре личности выделяются такие компоненты как познавательный (гносеологический), ценностно-ориентационный и деятельностный (поведенческий). Познавательный блок правовой культуры личности составляют те составляющие ее правосознания, на основе которых формируется позитивное отношение к праву. Ценностно-ориентационный блок правовой культуры личности выражен в совокупности правовых ценностей, ценностных ориентации, правовых установок, характерных для данного человека. Деятельностный блок правовой культуры личности находит свое выражение в ее правомерном поведении, реальном отношении к правовым явлениям, осуществлении субъективных прав и юридических обязанностей.
35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы
Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве
,к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.Виды принципов права:Общеправовые (общие) - выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.К числу эти принципов, в частности, относятся следующие:- верховенства права- законности- равенства всех перед законом (равноправия)- взаимной ответственности личности и государства- ответственности при наличии вины/Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков.
36. Правовые аксиомы, правовые презумции, правовые функцииПонятие "правовая презумпция" используется в узком и широком смысле. В узком смысле правовая презумпция является суждением о факте, а в широком — не только о фактических обстоятельствах, но и о нормативных основаниях возникновения правовых последствий. Правовая презумпция всегда прямо или косвенно закрепляется в нормах права. Традиционно использовалось понятие правовой презумпции в узком смысле слова как суждение о неизвестном презюмируемом факте при наличии известного факта (основание презумпции). Однако в настоящее время существуют многочисленные примеры нестандартного использования понятия презумпция (например, презумпция конституционности законов и других нормативно-правовых актов). Наиболее известные правовые презумпции: презумпция собственности фактического владельца вещи; презумпция знания закона; презумпция добропорядочности; презумпция невиновности; презумпция истинности судебного решения; презумпция отцовства ребенка, родившегося в зарегистрированном браке.Правовая аксиома, в отличие от правовой презумпции, не может быть опровергнута ни при каких обстоятельствах. Правовые аксиомы получают закрепление в нормах права и приобретают регулятивное значение, придают смысл и наполнение принципам права. Среди правовых аксиом такие конституционные положения как подчинение государства праву (верховенство права), о жизни и здоровье человека как высшей правовой ценности, о народе как источнике власти. Кроме того, это такие правовые аксиомы: нельзя быть судьей в своем собственном деле; нельзя
дважды отвечать за одно и то же правонарушение; если закон установлен — он должен соблюдаться.Под правовой фикцией понимается технико-юридический прием, которым несуществующее положение (отношение) объявляется существующим и приобретает обязательность в силу закрепления в правовой норме. Наиболее известная правовая фикция — "юридическое лицо" как искусственно созданный законодателем субъект права. Другой пример: днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда.Правовые принципы, аксиомы, презумпции, правовые фикции создавались на протяжении веков, переходя из одной эпохи в другую, проникая в различные правовые культуры. Таким примером может служить правовая аксиома "закон обратной силы не имеет", первое упоминание о которой связано с одной из речей Цицерона в I веке до н. э. В качестве правовой нормы это положение было закреплено в уголовном законе в период поздней Римской империи. На этой основе по имени императора Феодосия II (440) была сформулирована "феодосийская норма", устанавливающая действие закона лишь на будущее время, если законодатель прямо не придал ему обратной силы. Данное положение выражено в кодексе Юстиниана и, просуществовав почти полтора тысячелетия, воплощено в законодательстве современных государств.
37. Юридическая концепция прав человека
Во второй половине XX столетия развитие права и существование государства было определено правами человека. Идея защиты автономной личности, ее суверенитета пришла во след идее суверенитета государства, стала достоянием человеческой культуры, очерченная в важнейших международных правовых актах нового времени, конституциях и законах, помыслах политиков, политологов и юристов. Рубежным документом, воплотившим идею прав человека и определившим развитие правовой культуры во многих странах, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Произошли кардинальные изменения образа права. Изначально характер воздействия Всеобщей декларации прав человека на национальные правовые системы признавался как чуждый жесткому навязыванию норм и стереотипов. Не случайно, это воздействие представлялось как просвещение и образование, проведения прогрессивных мероприятий для признания и осуществления прав и свобод человека. Используемая таким образом правовая аккультурация не должна была деформировать национальные правовые культуры. На этом фоне некоторые национальные правовые культуры буквально разрушают правовые ценности других культур, деформируют национальное законодательство, юридическую практику, отрицательно сказываются на правовом менталитете народа. Движение к правовой гармонии не достижимо на пути непродуманного заимствования законодательства, правовой идеологии, организационных форм существования права. Национальная правовая культура, правовой менталитет сохраняют уникальные черты каждого народа на фоне продвижения к все более полному воплощению прав и свобод человека.
Выдвижение прав человека во главу современного правового развития позволило существенно продвинуться в реализации принципа верховенства права, обеспечило повышение авторитета юридической профессии, открыло широкие возможности для влияния юридической элиты на все компоненты правовой культуры. Казавшаяся неразрешимой проблема буквы и духа закона, преломившись в призме профессиональной правовой культуры юристов, в первую очередь судей, открыла новые возможности для эффективного действия права.