Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методы правового воспитания — это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового вос­питания — убеждение, поощрение, позитивный пример, принужде­ние и наказание.

Под правовой информатизацией понимается информатизация правовой сферы – правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности, правового образования и воспитания на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Правовая информатизация общества основана на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы – с одной стороны, и обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации – с другой.

Информационные системы сегодня стали неотъемлемой составной частью правовой системы. В этом смысле под правовой информатизацией понимается прежде всего внедрение новых информационных технологий во все направления правовой деятельности. Они вошли также в полном объеме и в правовую сферу, в правоприменительную, правотворческую, правоохранительную деятельность, правовое образование и воспитание.

43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность.

Законность в юридической литературе рассматривается в трех ракурсах: как метод, как принцип и как режим. Законность как ме­тод связывается с изданием законов и проведением в жизнь их предписаний. Законность как принцип состоит в строгом и неуклон­ном соблюдении и исполнении требований законов всеми субъекта­ми права. Законность как режим выражается в обоюдном соблюде­нии и исполнении законов как государственной властью и ее пред­ставителями с одной стороны, так и гражданами и всеми другими субъектами с другой.

Законность — это соблюдение и исполнение любого закона. Как представляется именно в правовом государстве, законность приобретает качество правозаконности.

Законность выражается в системе требований, среди которых выде­ляют верховенство закона, равенство всех перед законом, единство понимания и применения законов, соблюдение и исполнение зако­нов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и сво­бод граждан, последовательная борьба с правонарушениями, недо­пустимость произвола в деятельности должностных лиц.


В структуре законности выделяют ее нормативный компонент, который определяется действующим законодательством; идеологи­ческий компонент, который составляют правовые идеи, принципы, взгляды.

Существование законности определено системой основополагаю­щих начал (принципов), тех характеристик, которые выражают ее природу и назначение. Чаще всего среди принципов законности на­зывают: 1) принцип верховенства закона, заключающийся в том, что все иные законодательные акты должны издаваться на основании и в соответствии с законом; 2) принцип равенства всех перед зако­ном, состоящий в том, что никто не может уклониться от предписа­ний закона; 3) принцип единства, выражающийся в том, что дости­гается единообразное понимание и применение законов на всей территории государства; 4) принцип ненарушаемости закона, не допускающий уклонений от исполнения законов ни по каким осно­ваниям.

В современной юриспруденции особое значение придается такой разновидности законности как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система требований и юридических средств, обеспечивающих неукоснительное действие всех субъектов права в соответствии с Конституцией. Для конституционной законности характерны такие признаки: правовой характер Конституции, верховенство Конституции, прямое действие конституционных норм, действие Конституции на всей территории государства Режим конституционной законности обеспечиваемого с помощью специфического института конституционного контроля (в Украине — Конституционного Суда).


44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка.

Результатом действия права является установление правопорядка. Правопорядок рассматривается как правовое состояние общественных отношений. Не случайно правопорядок зачастую характе­ризуется как сложившаяся система правоотношений, в которой субъекты действуют правомерно. По сути правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремится государственная власть, все государственные органы, должностные лица и все дру­гие субъекты права.

В структуре правопорядка выделяются такие основные элементы:

-субъектная — закрепленная нормами права правовая структу­ра общества, включающая многообразие субъектов права, с опреде­лением их компетенции, статуса, функций и т.п. Все звенья право­порядка взаимодействуют в едином механизме, имеющем правовое оформление. ;

-отношенческая — система правовых отношений, их возникно­вение, изменение и прекращение, где переплетаются взаимодействия участников по вертикали и горизонтали, происходит переход от од­них правоотношений к другим;

-процедурная — атрибутивные элементы правопорядка прояв­ляются в упорядочении элементов структуры с помощью различно­го рода процессов и процедур.

Таким образом, в правопорядке наблюдаются различные уровни упорядоченности субъектная, отношенческая и процедурная, — с помощью которых достигается целостность правопорядка.

Проблема обеспечения законности и правопорядка связана с выделением категории гарантий, в качестве которых рассматривается совокупность объективных и субъективных условий и средств, направленных на обеспечение режима законности и стабильного правопорядка. Гарантии законности и правопорядка разделяются на общие и специальные

Общие гарантии, в свою очередь, подразделяются на экономичес­кие, политические, социальные и идеологические

Специальные гарантии иначе именуются юридическими гарантия­ми законности и правопорядка. Среди юридических гарантий можно выделить нормативные (Конституция, кодексы, законы и др норма­тивно-правовые акты), процессуальные (использование процесса и правовых процедур), организационные (деятельность суда, прокура­туры, правоохранительных органов), принудительные (пресечение правонарушений и юридическая ответственность).
45. Источники права. Источники права Украины.


Под источником права понимаются способы выражения и зак­репления правовых нормативов, придания им общеобязательного юридического значения Источник права является текстуальным ис­точником, а потому он никогда не сводится к правовым нормам Тексты источников права могут иметь не только правовое значение, но и эстетическое, научное, нравственное, религиозное, идеологическое, политическое значение.

Таким образом, правовые нормативы могут существовать с помощью разных правовых текстов. Отсюда разграничения источников права на виды по их наиболее известным текстуальным источникам права (А В Поляков) на мифы, правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, священные книги. Мифы (мифология) — это представления о мире, свойственные архаичному человеку и передаваемые в устной форме, идеология, изъясняющаяся на языке символов, ритуалов и соответствующих им запретов и дозволений. Правовой обычай — древнейший текстуальный источник права. Для того, чтобы быть правовым, обычай должен иметь правовое содержание, т е выступать как правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения, каких-либо фактических отношений. Правовой обычай как источник права используется в современ­ном праве в первую очередь в виде обычая делового оборота, а также в международном праве. Юридический (судебный и административный) прецедент — реше­ние по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается как обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Своеобразным вариантом юридического прецедента в странах романо-германского права является судебная практика, которая служит средством интерпретации закона и дополнительным источником права. Нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий правила поведения общего характера (правовые нор­мы). В правовой системе Украины нормативно-правовой акт (законы и подзаконные акты) выступает в качестве основного источника права. Нормативный договор — выступает как правовой текст, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, интерпретация которого образует правовую норму. Юридическая доктрина — представляет собой концептуально закрепленные идеи, правовые принципы и нормативы, содержащиеся в трудах ученых — юристов, которым придается общезначимое и общеобязательное значение, и из которых выводятся правила поведения представительно-общеобязывающего характера.
Священные книги — разнообразные письменные сакральные тексты, содержащие религиозные нормативы, признаваемые в каче­стве общеобязательных правовых нормативов (Веды, Библия, Коран).

В правовой системе Украины определяющим источником права остается нормативно-правовой акт. При этом заметно стремление законодателя использовать источником права исключительно закон, используя принцип прямого действия закона и отказываясь от под­законных актов при конкретизации положений законов. Среди до­полнительных источников права Украины можно выделить норма­тивный договор, правовой обычай и судебный прецедент. Обратим внимание на то, что создание в Украине Конституционного Суда и признание нашим государством юрисдикции Европейского Суда по правам человека повлекло за собой утверждение судебного преце­дента в правовой системе Украины.

46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество).

В юриспруденции вопрос о формировании права, в результате которого в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие социальный процесс формирования права и правотворчество.

Само обособление социального процесса формирования права (правообразования), в первую очередь, связано с выделением раз личного рода объективных и субъективных факторов, сказывающихся на правовом развитии. Вся совокупность факторов, обеспечивающих оптимальное и эффективное правотворчество разграничивается по следующим разновидностям: 1) экономические факторы, т е материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпринимательство и т п , 2) политические факторы, выраженные в соотношении гражданского общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т п , 3) социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр , 4) историко-культурные факторы — связанные со сложившимися обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработанными в пределах данной цивилизации и культуры, 5) геополитические факторы — выраженные в особенностях распо­ложения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями, 6)