Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы правового воспитания — это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового воспитания — убеждение, поощрение, позитивный пример, принуждение и наказание.
Под правовой информатизацией понимается информатизация правовой сферы – правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности, правового образования и воспитания на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.
Правовая информатизация общества основана на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы – с одной стороны, и обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации – с другой.
Информационные системы сегодня стали неотъемлемой составной частью правовой системы. В этом смысле под правовой информатизацией понимается прежде всего внедрение новых информационных технологий во все направления правовой деятельности. Они вошли также в полном объеме и в правовую сферу, в правоприменительную, правотворческую, правоохранительную деятельность, правовое образование и воспитание.
43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность.
Законность в юридической литературе рассматривается в трех ракурсах: как метод, как принцип и как режим. Законность как метод связывается с изданием законов и проведением в жизнь их предписаний. Законность как принцип состоит в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении требований законов всеми субъектами права. Законность как режим выражается в обоюдном соблюдении и исполнении законов как государственной властью и ее представителями с одной стороны, так и гражданами и всеми другими субъектами с другой.
Законность — это соблюдение и исполнение любого закона. Как представляется именно в правовом государстве, законность приобретает качество правозаконности.
Законность выражается в системе требований, среди которых выделяют верховенство закона, равенство всех перед законом, единство понимания и применения законов, соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и свобод граждан, последовательная борьба с правонарушениями, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.
В структуре законности выделяют ее нормативный компонент, который определяется действующим законодательством; идеологический компонент, который составляют правовые идеи, принципы, взгляды.
Существование законности определено системой основополагающих начал (принципов), тех характеристик, которые выражают ее природу и назначение. Чаще всего среди принципов законности называют: 1) принцип верховенства закона, заключающийся в том, что все иные законодательные акты должны издаваться на основании и в соответствии с законом; 2) принцип равенства всех перед законом, состоящий в том, что никто не может уклониться от предписаний закона; 3) принцип единства, выражающийся в том, что достигается единообразное понимание и применение законов на всей территории государства; 4) принцип ненарушаемости закона, не допускающий уклонений от исполнения законов ни по каким основаниям.
В современной юриспруденции особое значение придается такой разновидности законности как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система требований и юридических средств, обеспечивающих неукоснительное действие всех субъектов права в соответствии с Конституцией. Для конституционной законности характерны такие признаки: правовой характер Конституции, верховенство Конституции, прямое действие конституционных норм, действие Конституции на всей территории государства Режим конституционной законности обеспечиваемого с помощью специфического института конституционного контроля (в Украине — Конституционного Суда).
44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка.
Результатом действия права является установление правопорядка. Правопорядок рассматривается как правовое состояние общественных отношений. Не случайно правопорядок зачастую характеризуется как сложившаяся система правоотношений, в которой субъекты действуют правомерно. По сути правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремится государственная власть, все государственные органы, должностные лица и все другие субъекты права.
В структуре правопорядка выделяются такие основные элементы:
-субъектная — закрепленная нормами права правовая структура общества, включающая многообразие субъектов права, с определением их компетенции, статуса, функций и т.п. Все звенья правопорядка взаимодействуют в едином механизме, имеющем правовое оформление. ;
-отношенческая — система правовых отношений, их возникновение, изменение и прекращение, где переплетаются взаимодействия участников по вертикали и горизонтали, происходит переход от одних правоотношений к другим;
-процедурная — атрибутивные элементы правопорядка проявляются в упорядочении элементов структуры с помощью различного рода процессов и процедур.
Таким образом, в правопорядке наблюдаются различные уровни упорядоченности субъектная, отношенческая и процедурная, — с помощью которых достигается целостность правопорядка.
Проблема обеспечения законности и правопорядка связана с выделением категории гарантий, в качестве которых рассматривается совокупность объективных и субъективных условий и средств, направленных на обеспечение режима законности и стабильного правопорядка. Гарантии законности и правопорядка разделяются на общие и специальные
Общие гарантии, в свою очередь, подразделяются на экономические, политические, социальные и идеологические
Специальные гарантии иначе именуются юридическими гарантиями законности и правопорядка. Среди юридических гарантий можно выделить нормативные (Конституция, кодексы, законы и др нормативно-правовые акты), процессуальные (использование процесса и правовых процедур), организационные (деятельность суда, прокуратуры, правоохранительных органов), принудительные (пресечение правонарушений и юридическая ответственность).
45. Источники права. Источники права Украины.
Под источником права понимаются способы выражения и закрепления правовых нормативов, придания им общеобязательного юридического значения Источник права является текстуальным источником, а потому он никогда не сводится к правовым нормам Тексты источников права могут иметь не только правовое значение, но и эстетическое, научное, нравственное, религиозное, идеологическое, политическое значение.
Таким образом, правовые нормативы могут существовать с помощью разных правовых текстов. Отсюда разграничения источников права на виды по их наиболее известным текстуальным источникам права (А В Поляков) на мифы, правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, священные книги. Мифы (мифология) — это представления о мире, свойственные архаичному человеку и передаваемые в устной форме, идеология, изъясняющаяся на языке символов, ритуалов и соответствующих им запретов и дозволений. Правовой обычай — древнейший текстуальный источник права. Для того, чтобы быть правовым, обычай должен иметь правовое содержание, т е выступать как правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения, каких-либо фактических отношений. Правовой обычай как источник права используется в современном праве в первую очередь в виде обычая делового оборота, а также в международном праве. Юридический (судебный и административный) прецедент — решение по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается как обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Своеобразным вариантом юридического прецедента в странах романо-германского права является судебная практика, которая служит средством интерпретации закона и дополнительным источником права. Нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий правила поведения общего характера (правовые нормы). В правовой системе Украины нормативно-правовой акт (законы и подзаконные акты) выступает в качестве основного источника права. Нормативный договор — выступает как правовой текст, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, интерпретация которого образует правовую норму. Юридическая доктрина — представляет собой концептуально закрепленные идеи, правовые принципы и нормативы, содержащиеся в трудах ученых — юристов, которым придается общезначимое и общеобязательное значение, и из которых выводятся правила поведения представительно-общеобязывающего характера.
Священные книги — разнообразные письменные сакральные тексты, содержащие религиозные нормативы, признаваемые в качестве общеобязательных правовых нормативов (Веды, Библия, Коран).
В правовой системе Украины определяющим источником права остается нормативно-правовой акт. При этом заметно стремление законодателя использовать источником права исключительно закон, используя принцип прямого действия закона и отказываясь от подзаконных актов при конкретизации положений законов. Среди дополнительных источников права Украины можно выделить нормативный договор, правовой обычай и судебный прецедент. Обратим внимание на то, что создание в Украине Конституционного Суда и признание нашим государством юрисдикции Европейского Суда по правам человека повлекло за собой утверждение судебного прецедента в правовой системе Украины.
46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество).
В юриспруденции вопрос о формировании права, в результате которого в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие социальный процесс формирования права и правотворчество.
Само обособление социального процесса формирования права (правообразования), в первую очередь, связано с выделением раз личного рода объективных и субъективных факторов, сказывающихся на правовом развитии. Вся совокупность факторов, обеспечивающих оптимальное и эффективное правотворчество разграничивается по следующим разновидностям: 1) экономические факторы, т е материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпринимательство и т п , 2) политические факторы, выраженные в соотношении гражданского общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т п , 3) социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр , 4) историко-культурные факторы — связанные со сложившимися обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработанными в пределах данной цивилизации и культуры, 5) геополитические факторы — выраженные в особенностях расположения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями, 6)