Файл: Инструменты моделирования вBlenderВерсия 5 (Blender 93)Автор Артем Слаква.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
Annotations
Показывает/скрывает аннотации.
Objects
Extra
Показать детали объектов, такие как каркасная сетка камеры и прочее.
Relationship Lines
Показывает пунктирные линии отображающие связи между объектами и ограничителями.
Outline Selected
Показывает выделение вокруг выделенных объектов.
Bones
Отображает кости.
Motion Paths
Показывает траекторию движения анимированных объектов.
Origin
Показывает центр активного объекта.
Origin (All)
Показывает центры всех объектов в сцене.
Geometry
Wireframe
Отображает ребра поверх объекта.
Wireframe
Контролирует количество отображаемых ребер. При значении 1.0 весь каркас объекта будет отображен.
Opacity
Контролирует прозрачность отображаемых ребер.
Fade Inactive Geometry
Позволяет приглушить видимость прочих объектов.
Face Orientation
Показывает направление нормалей граней объекта. Все грани,
нормали которых направлены в сторону камеры окрашиваются в синий цвет. Все грани, нормали которых направлены в противоположную сторону от камеры окрашиваются в красный

39
цвет. С помощью данного оверлея очень легко определить направление нормалей граней.
Motion Tracking
Данное меню содержит опции, отвечающие за отображение отслеживающих маркеров в окне 3D-вида. Используется при отслеживании движения на видео и создании визуальных эффектов
(VFX).
Режим редактирования мешей
Следующие опции доступны лишь в режиме редактирования.
Edges
Подсвечивает выделенные и частично выделенные (те, у которых выделена лишь одна вершина) ребра. Затрагивает лишь режимы выделения вершин и граней (так как ребра всегда выделяются в режиме выделения ребер).
Faces
Подсвечивает выделенные грани. Затрагивает все режимы выделения.
Center
Отображает центр грани в режиме отображения Solid.
Затрагивает лишь режим выделения граней.
Creases
Отображает ребра с параметром Crease больше 0, который используется модификатором Subdivision Surface.
Sharp
Отображает ребра с меткой Sharp, которая используется модификатором Edge Split.
Bevel
Отображает веса ребер и вершин, которые используются модификатором Bevel.
Seams
Отображает ребра помеченные как шов для последующей UV- развертки (Seam).
Edge Marks и Face Marks
Метки используемые движком рендеринга Freestyle.

40
Shading
Hidden Wire
Отображает лишь видимую часть каркасной сетки объекта.
Полезно при ретопологии объекта. Эту опцию можно комбинировать с опцией X-Ray.
Vertex Groups Weights
Отображает веса вершин в режиме редактирования.
Zero Weights
Указывает, как отображать вершины без весов:
None: Отображает лишь веса больше 0 в активной группе вершин (все остальное окрашивается в синий цвет).
Active: Отображает вершины без веса (черным цветом) в активной группе вершин.
All: Отображает вершины без веса (черным цветом) во всех группах вершин.
Mesh Analysis
Данное меню доступно лишь в режиме редактирования меша. С
его помощью производится анализ меша, с целью выявления проблемных мест. Чаще всего используется для анализа объекта перед 3D-печатью.
Measurement
Отображает числовые измерения выбранных элементов меша в окне
3D-вида в качестве текстовой информации. Единицы измерения могут быть установлены на вкладке сцены (меню Units).
Edge Length
Отображает длину выделенных ребер.
Edge Angle
Отображает угол между двумя гранями разделяющими выделенное ребро.
Face Area
Отображает площадь выделенной грани.
Face Angle
Отображает углы образованные ребрами выделенных граней.


41
Заметка:
Эти значения изменяются во время трансформаций меша.
К примеру, вы можете включить отображение длин ребер и производить изменение их длины, до достижения желаемого результата.
Заметка:
Эти значения не учитывают масштабирование объекта
(параметр Scale на боковой панели). Примените масштаб (Ctrl + A →
Scale), чтобы быть уверенным, что отображаемые значения длин и углов соответствуют глобальным масштабам сцены.
Normals
Отображает нормали вершин.
Отображает нормали граней в вершинах (пользовательские нормали).
Отображает нормали граней.
Size
Размер отображаемых нормалей.
Developer
Indices
Отображает индексы выделенных вершин, ребер и граней.
Заметка:
Чтобы данная опция стала доступной, активируйте опцию
Developer Extras в настройках Blender (Interface → Display →
Developer Extras).
Freestyle
Edge Marks
Отображает ребра с меткой для движка рендеринга FreeStyle.
Face Marks
Отображает грани с меткой для движка рендеринга FreeStyle.
Режим редактирования кривых
Handles

42
Рис. 3.14: Режимы
отображения объектов в
окне 3D-вида.
None
Не отображает ручки кривых.
Selected
Отображает ручки лишь выделенных кривых.
All
Отображает ручки всех кривых.
Normals
Отображает нормали кривых и регулирует их длину в окне 3D- вида.
Shading (Режимы отображения)
Данное меню позволяет выбрать способ отображения объектов в окне 3D-вида. Для всех режимов за исключением Rendered доступны различные опции в меню Shading (стрелочка справа этого меню),
позволяющие настроить отображение объектов и окружающего их мира.
Wireframe
Отображает структуру меша, при этом грани отображаются с прозрачностью, что позволяет видеть элементы одних объектов позади других.
Solid
Стандартный метод отображения,
при котором грани окрашены в серый цвет (при использовании студийного освещения в меню
Shading) и используется простое освещение, позволяющее оценить геометрию объекта.
Look Dev
Режим, в котором объект отображается с помощью рендера
EEVEE
с учетом всех его настроек (HDR-карты, зонды, лампы...).
Rendered
Точное представление сцены с использованием выбранного рендера и настроек освещения.

43
Рис. 3.15: Отображение объектов в режимах Wireframe и Solid с
различными настройками в меню Shading.
Опция X-Ray слева от режимов отображения делает объекты в сцене прозрачными. Другими словами, она позволяет видеть ребра и вершины которые без ее активации были бы закрыты гранями объектов.
В случае использования для финальной визуализации трассировщика пути (например, Cycles), каждый последующий режим отображения, будет создавать большую нагрузку на ваше железо. Поэтому, при моделировании, как правило, ограничиваются лишь режимами Wireframe и Solid.
Режим отображения изменяет внешний вид всех объектов в сцене,
но вы можете переопределить способ отображения выбранных вами объектов в меню Viewport Display на вкладке объекта.
Заметка:
Быстро переключаться между режимами отображения можно с помощью кругового меню (Z).


44
Меню View
Перед тем как начать рассматривать пункты данного меню по порядку, приведу список горячих клавиш, с помощью которых можно производить навигацию в окне 3D-вида. Все данные функции можно найти в меню View.
Навигация в 3D-пространстве с помощью
цифровой клавиатуры (NumPad)
Ниже рассмотрим все существующие возможности контроля камеры с помощью цифровой клавиатуры.
NumPad0
Вид из камеры
NumPad1
Вид спереди
NumPad2
Вращение вниз на заданное количество градусов
NumPad3
Вид справа
NumPad4
Вращение влево на заданное количество градусов
NumPad5
Перспективный/Ортографический вид
NumPad6
Вращение вправо на заданное количество градусов
NumPad7
Вид сверху

45
NumPad8
Вращение вверх на заданное количество градусов
NumPad9
Вид противоположный текущему.
Ctrl + NumPad1
Вид сзади
Ctrl + NumPad2
Перемещение вниз
Ctrl + NumPad3
Вид слева
Ctrl + NumPad4
Перемещение влево
Ctrl + NumPad6
Перемещение вправо
Ctrl + NumPad7
Вид снизу
Ctrl + NumPad8
Перемещение вверх
Shift + NumPad1
Выравнивает вид выделенной грани относительно плоскости XZ
(вид спереди, ориентация трансформации Normal)
Shift + Ctrl + NumPad1
Выравнивает вид выделенной грани относительно плоскости XZ
(вид сзади, ориентация трансформации Normal)
Shift + NumPad3
Выравнивает вид выделенной грани относительно плоскости YZ
(вид справа, ориентация трансформации Normal)

46
Shift + Ctrl + NumPad3
Выравнивает вид выделенной грани относительно плоскости YZ
(вид слева, ориентация трансформации Normal)
Shift + NumPad4
Вращает против часовой стрелки в плоскости экрана.
Shift + NumPad6
Вращает по часовой стрелке в плоскости экрана.
Shift + NumPad7
Выравнивает вид выделенной грани относительно плоскости XY
(вид сверху, ориентация трансформации Normal)
Shift + Ctrl + NumPad7
Выравнивает вид выделенной грани относительно плоскости XY
(вид снизу, ориентация трансформации Normal)
NumPad. (точка)
Перемещает вид к текущему выделенному объекту.
NumPad/ (слэш)
Переключение между локальным и глобальным видом.
Ctrl + NumPad0
Делает активный объект камерой. Любой объект в Blender может выступать в качестве камеры. Но, во избежание путаницы,
рекомендуется использовать данное сочетание клавиш лишь для камер.
Alt + Ctrl + NumPad0
Перемещает активную камеру к текущему виду.
Совет:
Выравнивание к выделенным граням может быть полезным во многих ситуациях. Вы можете создать что-либо параллельно выделенной грани, или добавить новый объект непосредственно на выделенную грань.
Заметка:
В настройках Blender (Navigation → Orbit & Pan) вы можете задать угол вращения (Rotation Angle) при нажатии клавиш


47
Рис. 4.1: Меню View
NumPad2, NumPad4, NumPad6 и NumPad8. По умолчанию вращение производится с шагом в 15°.
Меню View
В Blender существует множество способов навигации и отображения объектов. Все они собраны в меню View (находится в заголовке окна
3D-вида). Их мы и рассмотрим в данной главе.
Toolbar
Показывает/скрывает панель инструментов.
Sidebar
Показывает/скрывает боковую панель.
Tool Settings
Показывает/скрывает панель активного инструмента над заголовком окна 3D- вида.
Abjust Last Operation
Показывает/скрывает меню последнего оператора в левом нижнем углу окна
3D-вида.
Frame Selected
Перемещает вид к текущему выделенному объекту/элементу.
Frame All
Перемещает вид так, чтобы вы могли увидеть все объекты в сцене.
Perspective/Orthographic
Перспективный/Ортографический вид.
Local View
Меню с опциями локального вида объектов.

48
Toggle Local View
Переключение между локальным и глобальным видами.
Особенно полезно в сценах с большим количеством объектов. В
локальном режиме работает, как и функция Frame Selected, а также скрывает из виду все остальные объекты.
Remove from Loacl View
Удаляет из локального вида выделенные объекты/элементы.
Cameras
Меню с опциями, которые уже рассмотрены в разделе «Навигация в
3D-пространстве с помощью цифровой клавиатуры (NumPad)».
Viewpoint
Меню с опциями, которые уже рассмотрены в разделе «Навигация в
3D-пространстве с помощью цифровой клавиатуры (NumPad)».
Navigation
Меню с опциями, часть которых уже рассмотрена в разделе
«Навигация в 3D-пространстве с помощью цифровой клавиатуры
(NumPad)». Оставшиеся опции рассмотрим в данном разделе:
Zoom In/Out
Позволяет приближать/отдалять вид (равносильно одному шагу колесика мышки).
Zoom Region
Позволяет переместить вид к выделенной области.
Zoom Camera 1:1
Настраивает масштаб камеры в соответствии с настройками финальной визуализации (разрешение). Работает только на виде из камеры.
Fly Navigation
Переводит камеру в режим «полета». В окне статус бара появляются все доступные для данного режима опции.
Walk Navigation
Переводит камеру в режим «прогулки». В окне статус бара появятся все доступные для данного режима опции. Данный режим очень похож на навигацию, доступную в 3D-играх от первого лица. В настройках Blender (Navigation → Fly & Walk)

49
вы можете настроить скорости и чувствительность для данного режима, а также высоту прыжка.
Align View
Меню с опциями, часть которых уже рассмотрена в разделе
«Навигация в 3D-пространстве с помощью цифровой клавиатуры
(NumPad»). Оставшиеся опции рассмотрим в данном разделе:
Align Active Camera to Selected
Перемещает активную камеру к выделенному объекту. При этом на виде из камеры объект будет соприкасаться с границами камеры, тем самым максимально заполняя собой доступную область кадра.
Center Cursor and View All
Смесь двух опций в одной. Перемещает 3D-курсор в центр оси координат и настраивает вид так, чтобы вы могли увидеть все объекты в сцене.
Center View to Cursor
Центрирует вид на 3D-курсоре.
View Lock to Active
Позволяет привязать вид к активному объекту. Особенно полезно при создании анимации. При перемещении активного объекта камера также будет перемещаться.
View Lock Clear
Отменяет привязку вида к объекту.
View Regions
Перемещает вид к текущему выделенному объекту/элементу.
Clipping Border
Позволяет указать область видимости объектов в сцене
(повторный выбор опции отключает данный режим).
Render Region
Позволяет указать область, в которой будет производиться рендеринг. Чем меньше область, тем быстрее рендеринг.
Clear Render Region
Удаляет область, в которой будет производиться рендеринг
(Render Border).


50
Play Animation
Запускает проигрывание анимации.
Viewport Render Image/Animation
Производит рендеринга содержимого окна 3D-вида.
Area
Перемещает вид к текущему выделенному объекту/элементу.
Toggle Quad View
Разделяет окно 3D-вида на 4 части: вид спереди, справа, сверху и вид из камеры. В полноэкранном режиме польза от данного разделения максимальна. После активации данного режима, на боковой панели появляется меню Quad View с его настройками:
Lock
Если опция включена, то вращение камеры на видах сверху, спереди и сбоку запрещено.
Box
Синхронизирует положение камеры на видах сверху,
спереди и сбоку, при ее перемещении на одном из данных видов.
Clip
Отображает лишь ту часть объекта, которая видна и на остальных видах, за исключением вида из камеры.
Horizontal/Vertical Split
Позволяет разделить текущее окно на две части по горизонтали или вертикали.
Duplicate Area into New Window
Позволяет вынести текущий редактор в отдельное окно.
Особенно полезно при использовании многомониторной конфигурации.
Toggle Maximize Area
Открывает окно в полноэкранном режиме, но при этом сохраняется заголовок окна, статус бар и основное меню
Blender, в котором появляется кнопка, позволяющая вернуться к предыдущему виду (Back to Previous).
Toggle Fullscreen Area
Открывает текущее окно в полноэкранном режиме. Вернуться

51
можно как горячим сочетанием клавиш, так и подведя курсор к правому верхнему углу экрана и кликнув по свободному месту.

52
Рис. 5.1: Меню
Select в объектном
режиме
Меню Select
Большое количество инструментов выделения содержит в себе опцию
Extend. Чтобы не рассматривать ее для каждого из них индивидуально,
ознакомимся с ней в начале данной главы. Опция Extend добавляет выделение к уже существующему вместо того, чтобы снимать со всего выделение и затем выделять лишь те объекты/элементы, которые должны быть выделены с помощью выбранной функции.
Меню Select в объектном режиме
All
Выделяет все объекты в сцене.
None
Снимает выделение со всех объектов в сцене.
Invert
Инвертирует выделение.
Box Select
Выделение с помощью прямоугольника.
Выделение производится ЛКМ.
Circle Select
Выделение с помощью кисти.
Выделение производится ЛКМ. Снимать выделение можно
СКМ. Прокручивая колесико мышки, можно контролировать радиус кисти.
Select All by Type
Выделяет все объекты указанного типа.
Select Active Camera
Выделяет активную камеру.
Mirror Selection
Выделяет объекты с суффиксами «.L» и «.R» или префиксами «L.» и
«R.». Например, выделив объект Cube.R и выбрав данную опцию, вы выделите объект Cube.L (конечно, если такой имеется в сцене).