Файл: Дисциплина Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья Практическое занятие 2 Обучающийся Юдина Марина Николаевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Юдина Марина Николаевна

Преподаватель:

Гладнева Светлана Геннадьевна


Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данный текст (необходимо выбрать в скобках из трех терминов один правильный, по Вашему мнению):

К детям с ОВЗ относятся дети снарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также дети с множественными, нарушениями. Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребенком с ограниченными возможностями здоровья, выделяют, прежде всего, дефицит общения, переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и др. К детям с ОВЗ не относят детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Существуют причины появления детей с ОВЗ: эндогенные (или внутренние) и экзогенные (или внешние) причины.

У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Заметное преобладание наглядной над словесной памятью
. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны и т.д.

Задание 2. Составьте анкету из 4-5 вопросов для педагога дополнительного образования с целью выявления специфики, проблем, особенностей и направлений работы с детьми с ОВЗ (семьей ребенка с ОВЗ). При разработке анкеты необходимо сформулировать цель анкеты и представить примерные вопросы.

Анкета для опроса педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Цель: определение уровня готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

1)Укажите свой стаж работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

- до 3 лет;

- от 3 до 10 лет;

- от 10 до 20 лет;

2)Ваш опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

- индивидуальное обучение

- класс в отдельной школе

- общеобразовательный класс

- отдельный класс для детей с ОВЗ

3)Какие знания необходимы педагогу при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

- об особенностях развития детей с различными типами нарушений

- об организации учебного взаимодействия детей в классе

- о способах адаптации содержания программы обучения

- об медико-педагогических условиях, необходимых для обучения

- о способах адаптации учебного материала

4) Каковы особенности детей с ОВЗ, с которыми Вы работаете?

- нарушения опорно-двигательного аппарата

- нарушения зрения

- нарушения слуха

- нарушения речи

- задержка психического развития

- другое (укажите) ______________________________

5)Возникают ли у Вас трудности при работе с детьми с особыми возможностями здоровья?

- да

- нет

6)Испытываете ли Вы потребность в получении помощи при работе с детьми с особыми возможностями здоровья?

- Да, часто

- Иногда, по отдельным вопросам

- Нет
7)Какой вид поддержки своей деятельности Вам необходим в процессе работы с детьми с ОВЗ?

- консультации специалистов

- методическая помощь коллег

- помощь ассистента на уроках

- участие родителей

8)С кем из перечисленных специалистов Вы часто взаимодействуете в своей профессиональной деятельности?

- учителя-предметники

- педагог-психолог

- учитель-логопед

- учитель-дефектолог

- медицинский работник

- социальный педагог
9)Знаете ли Вы специализированные технологии, подходы и методы обучения детей с ОВЗ и готовы ли Вы поделиться своими знаниями с коллегами?



- да;

- нет.
Задание 3. Провести анализ педагогической ситуации. Выделить положительные моменты дистанционного обучения детей с ОВЗ.

Рассмотрим примерпедагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося. Диагноз ребенка: ДЦП, близорукость. Опекуном мальчика является бабушка. Возраст ребенка – 7 лет. Основное внимание уделялось здоровью ребенка, поэтому развитие Сергея значительно отставало от семилетнего возраста, подготовка к обучению в школе отсутствовала. В течение второго полугодия учебного года мальчик находился в реабилитационных центрах, обучение носило несистемный характер, поэтому администрация образовательного учреждения лично познакомились с Сергеем и бабушкой, изучила условия проживания ребенка. Далее ребенок систематически посещает занятия, научился читать, считает в пределах 10, решать задачи на сложение и вычитание, выучил таблицу умножения. Сам радуется своим успехам и очень ждет виртуальных встреч с педагогами. С благодарностью об обучении отзывается и бабушка. Все успехи Сергея отражаются на страницах электронного журнала и в электронном дневнике.

Таким образом, терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья ребенка, помогают достичь Сергею, ученику 1-го класса, значительных успехов в учебе.

Анализируя данную ситуацию можно сделать вывод, что дистанционные технологии активизируют познавательную деятельность   обучения, формируют и развивают навыки  самостоятельной работы, стимулируют самообразование и саморазвитие, а в целом приводят к повышению ключевых компетенций образования. Дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии и реализации возможности общаться в видеочатах, находить новых друзей, а значит, формирует качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть равными в социуме здоровых людей.

Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению вопросов по теме «Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования».

Для этого ответьте на один из следующих вопросов:

1. «Детям с особыми потребностями – новые возможности!»


2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

3. Цель и задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании.

4. Использование технологии дистанционного обучения в практике дополнительного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

Основными точками приложения усилий педагогов и психологов, в зависимости от возраста ребенка, должны стать:

1) составление индивидуальной траектории развития, планирование жизни, развитие целеполагания учащегося с ОВЗ;

2) работа, направленная на обучение учащегося с ОВЗ принимать помощь и оказывать ее другим;

3) обучение навыкам учебной деятельности и саморегуляции

4) работа по расширению сети социальной поддержки учащегося с ОВЗ;

5) работа (групповая и индивидуальная) по фасилитации психологического преодоления травмы, прежде всего, травмы инвалидности и выхода за рамки инвалидной субкультуры;

6) развитие навыков межличностного взаимодействия у учащихся с ОВЗ;

7) регулярный психолого-педагогический мониторинг, и мониторинг сформированности навыков учебной деятельности в течение всего процесса обучения.

Психологическая помощь учащимся с ОВЗ предполагает два основных направления:

1. Прямая помощь, оказываемая непосредственно учащемуся с ОВЗ,

2. Опосредованная помощь – оказываемая ему через его ближайшее окружение и работающих с ним преподавателей.

Объем и специфика опосредованной помощи напрямую связаны со степенью тяжести дефекта и возрастом учащегося с ОВЗ. Опосредованная помощь оказывается учащемуся с ОВЗ через учителей и через ближайшее окружение: родственников, родителей, опекунов. Прямая помощь ребенку с ОВЗ в условиях дистанционного образования осуществляется через:

  • создание и адаптацию существующих программ обучения к особым образовательным потребностям каждого ребенка;

  • педагогов дистанционного образования;

  • технических специалистов сопровождения учебного процесса;

  • тьюторов-координаторов дистанционного образования.

Цели, задачи и виды психолого-педагогического сопровождения ДО ребенка с ОВЗ

Цели:

1. Организация системы социально-психолого-педагогических условий, благоприятных для реализации обучающимися индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;


2. Обеспечение психологической комфортности всем субъектам дистанционного обучения.

Задачи:

  • оценка параметров и показателей психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ и особенностей межличностных отношений участников образовательного процесса, значимых для обеспечения эффективности дистанционного обучения;

  • изучение условий коммуникативной среды, ее реальных психологических ресурсов и факторов риска в плане реализации дистанционного обучения;

  • оказание комплексной помощи ребенку с ОВЗ в ситуациях образовательного взаимодействия;

  • содействие развитию самопознания, рефлексии, саморегуляции, самостоятельности и личностной автономии обучающихся;

  • содействие в формировании системы представлений обучающихся в вопросах культуры здорового образа жизни, психологической грамотности;

  • создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и педагога, полноценной адаптации конкретного ребенка с ОВЗ к условиям обучения и его позитивной социализации;

  • содействие развитию психологической и здоровьесберегающей компетентности взрослых субъектов сопровождения.

Виды психологической помощи:

  • психодиагностика,

  • психологическое консультирование

  • психокоррекция и развивающая работа

  • психологическое просвещение

  • реабилитация

  • психолого-педагогический мониторинг.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку, родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Задание 5. Представьте проект для любой возрастной категории (тема на выбор обучающегося – спортивный, туристический, творческий, исследовательский, социально значимый и т.д.). Описание проекта представить по схеме:

Название проекта

Актуальность проекта

Цель

Задачи проекта

Общий замысел (содержание)

Формы реализации проекта

Ресурсное обеспечение

Ожидаемый результат

Название проекта «Творческая мастерская»

Актуальность проекта

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка.