Файл: Дисциплина Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья Практическое занятие 2 Обучающийся Юдина Марина Николаевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Цель
Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных идей . Техники, применяемые в проектной работе, доступны детям дошкольного и школьного возраста и при необходимости проходят адаптацию.
Задачи проекта
Образовательные:
- ознакомление детей с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства
- ознакомление с основами проектировочной деятельности;
- формирование умений и навыков в практической творческой деятельности; ∙
-формирование знаний по составлению композиций.
Развивающие:
- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
- развитие индивидуальной творческо-поисковой деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- развитие чувства цвето и формовосприятия;
- развитие конструктивного, образного мышления.
Воспитательные:
- формирование умений оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
- организация творческого общения в процессе обучения, воспитание умений работать в коллективе;
- воспитание самостоятельности в работе
Содержание
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении детьми с различными материалами используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
Формы реализации проекта
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
-
Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. -
Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. -
Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции. -
Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. -
Пальчиковая гимнастика, разминка рук. -
Самостоятельное изготовление поделки. -
Анализ готовых своих поделок и поделок товарищей. -
Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Ожидаемый результат
-
Овладеют различными приемами преобразования материалов. -
Освоят обобщенные способы работы. -
Разовьют познавательные, конструктивные способности. -
Разовьют интерес к результату и качеству поделки. -
Освоят умение анализировать поделку. -
Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так и других). -
Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. -
Подготовится рука к письму.
В результате реализации проекта дети должны уметь:
-
правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов; -
самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме; -
выполнять свои собственные идеи поделок -
составлять композицию из заготовок;
Задание 6. Заполните таблицу. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику интерактивных технологий
Наименование технологии | Краткая характеристика |
Технология КТД | Сущность данной технологии состоит в том, чтобы выявить развить творческие способности детей приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. |
Арт-технологии | Значимыми факторами являются ориентация на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, акцент на естественном проявлении мыслей чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Цель применения арт-терапии - развитие личности ребенка способного к творческому самовыражению. |
Игровые технологии | Активизируют деятельность детей. В их основу положена педагогическая игра, как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Являются своеобразной техникой освоение культуры человечества |
Здоровьесберегающие технологии | Интегрируют направление на сохранение, формирование и укрепление здоровья у детей с особыми потребностями в развитии. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий, от показаний заболеваемости ребенка. Их применение имеет решающее значение для развития и реабилитации детей в обществе |
Диалоговые технологии | Сущность проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне. |
Тренинговые технологии | Направлены на оказание помощи участникам в осознании собственных потребностей, в определении иерархии достижения цели, в поиске способов достижения, на личностное и профессиональное развитие обучающихся на основе отработки алгоритмов, способов действий в ходе решения профессиональных и личностных значимых задач в психологически комфортной среде при активном и равноправном участии каждого обучающегося. |
Проектные технологии | Представляют собой деятельность с определенными целями, часто встречающимися требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Позволяет обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. |
Задание 7. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте краткую характеристику личностно-ориентированной технологии, имеющей потенциал для работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования по следующей схеме:
- название технологии,
- специфика применения,
- примерные результаты применения в дополнительном образовании.
Игровая технология.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По виду деятельности игры подразделяются на:
- физические
- интеллектуальные
- трудовые
- социальные
- психологические.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
-Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности
- Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;
-Учёт структуры дефекта;
-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
-Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
-Соответствие коррекционной цели занятия;
-Учёт принципа смены видов деятельности;
-Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
-Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
К данной разновидности обучающих методик относятся всевозможные сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры. Чтобы увлечь ребенка педагог использует сказочных персонажей. Благодаря участию любимых и знакомых героев в уроке учащиеся настраиваются на решение поставленных перед ними задач, проявляют заинтересованность игрой и одновременно процессом обучения. Например, практически каждому ребенку интересен прием «сказка-занятие». Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
В ходе урока можно использовать игровую деятельность в следующих случаях:
-в качестве части урока
-в ходе словарной разминки
-словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения.
-словарный аукцион: побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие, проводить дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, способствует самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать интересы и склонности учащихся.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивают уровень сложности игры или задания, которые определяют строго индивидуально для каждого ребёнка.
Задание 8. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области профилактики девиантного поведения. При этом, обратите внимание на актуальные направления работы с детьми и молодежью: добровольчество, патриотизм, спорт и здоровье, туризм, творчество и т.д.
Оформите конспект следующим образом:
Тема:
Цели:
Возраст учащихся:
Ход занятия (краткое описание):
Тема: «Девиантное поведение, учимся говорить - нет»
Цель: профилактика девиантного поведения подростков, формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.