Файл: Дисциплина Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья Практическое занятие 2 Обучающийся Юдина Марина Николаевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. 

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. 
Цель

Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных идей . Техники, применяемые в проектной работе, доступны детям дошкольного и школьного возраста и при необходимости проходят адаптацию.
Задачи проекта

Образовательные:

- ознакомление детей с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства

- ознакомление с основами проектировочной деятельности;

- формирование умений и навыков в практической творческой деятельности; ∙ 

-формирование знаний по составлению композиций.

Развивающие: 

- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;

- развитие индивидуальной творческо-поисковой деятельности;

- развитие мелкой моторики;

- развитие чувства цвето и формовосприятия;

 - развитие конструктивного, образного мышления.

Воспитательные:

 - формирование умений оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;

- организация творческого общения в процессе обучения, воспитание умений работать в коллективе;

- воспитание самостоятельности в работе
Содержание

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей. 

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. 


На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении детьми с различными материалами используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. 

У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. 

Формы реализации проекта

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме: 

  1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 

  2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 

  3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции. 

  4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 

  5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 

  6. Самостоятельное изготовление поделки. 

  7. Анализ готовых своих поделок и поделок товарищей. 

  8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.


Ожидаемый результат

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов. 

  • Освоят обобщенные способы работы. 

  • Разовьют познавательные, конструктивные способности. 

  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки. 

  • Освоят умение анализировать поделку. 

  • Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так и других). 

  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. 

  • Подготовится рука к письму. 



В результате реализации проекта дети должны уметь:

  • правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов;

  • самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме;

  • выполнять свои собственные идеи поделок

  • составлять композицию из заготовок;

 
Задание 6. Заполните таблицу. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику интерактивных технологий

Наименование технологии

Краткая характеристика

Технология КТД

 Сущность данной технологии состоит в том, чтобы выявить развить творческие способности детей приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Арт-технологии

 Значимыми факторами являются ориентация на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, акцент на естественном проявлении мыслей чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Цель применения арт-терапии - развитие личности ребенка способного к творческому самовыражению.


Игровые технологии

 Активизируют деятельность детей. В их основу положена педагогическая игра, как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Являются своеобразной техникой освоение культуры человечества

Здоровьесберегающие технологии

 Интегрируют направление на сохранение, формирование и укрепление здоровья у детей с особыми потребностями в развитии. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий, от показаний заболеваемости ребенка. Их применение имеет решающее значение для развития и реабилитации детей в обществе

Диалоговые технологии

 Сущность проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне.


Тренинговые технологии

 Направлены на оказание помощи участникам в осознании собственных потребностей, в определении иерархии достижения цели, в поиске способов достижения, на личностное и профессиональное развитие обучающихся на основе отработки алгоритмов, способов действий в ходе решения профессиональных и личностных значимых задач в психологически комфортной среде при активном и равноправном участии каждого обучающегося.


Проектные технологии

 Представляют собой деятельность с определенными целями, часто встречающимися требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Позволяет обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.



 

Задание 7. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте краткую характеристику личностно-ориентированной технологии, имеющей потенциал для работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования по следующей схеме:

- название технологии,

- специфика применения,

 - примерные результаты применения в дополнительном образовании.

Игровая технология.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По виду деятельности игры подразделяются на:

- физические

- интеллектуальные

- трудовые

- социальные

- психологические.

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

-Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности

- Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;

-Учёт структуры дефекта;

-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

-Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;

-Соответствие коррекционной цели занятия;

-Учёт принципа смены видов деятельности;

-Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

-Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

К данной разновидности обучающих методик относятся всевозможные сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры. Чтобы увлечь ребенка педагог использует сказочных персонажей. Благодаря участию любимых и знакомых героев в уроке учащиеся настраиваются на решение поставленных перед ними задач, проявляют заинтересованность игрой и одновременно процессом обучения. Например, практически каждому ребенку интересен прием «сказка-занятие». Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся.


Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

В ходе урока можно использовать игровую деятельность в следующих случаях:

-в качестве части урока

-в ходе словарной разминки

-словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения.

-словарный аукцион: побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие, проводить дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, способствует самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать интересы и склонности учащихся.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивают уровень сложности игры или задания, которые определяют строго индивидуально для каждого ребёнка.

Задание 8. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области профилактики девиантного поведения. При этом, обратите внимание на актуальные направления работы с детьми и молодежью: добровольчество, патриотизм, спорт и здоровье, туризм, творчество и т.д.

Оформите конспект следующим образом:

Тема:

Цели:

Возраст учащихся:

Ход занятия (краткое описание):

Тема: «Девиантное поведение, учимся говорить - нет»

Цель: профилактика девиантного поведения подростков, формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания.

Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.